Рабочая программа на групповые занятия «Отношения между гражданами и исполнительной властью»

Разделы: История и обществознание


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дополнительных занятий составлена на основе примерной программы “Право” Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы “Право. 10 – 11 класс” (под редакцией А.Ф. Никитина); с учетом наличия учебно-методической базы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ. 05).

 Программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

б) в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;

в) в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства развития личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

1.3. Цели и задачи занятий – требования к результатам освоения занятий:

В результате изучения права на занятиях студент должен

Понимать

  • общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы правовой защиты прав человека;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
    • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
    • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
    • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
    • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
    • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
    • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

1.4. Количество часов на освоение программы занятий:

__18__ часов

2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

2.1. Объем учебных занятий и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 18
в том числе: теоретические занятия

практические занятия

16

2

Самостоятельная работа -
Изучение нормативных документов  
аттестация в форме зачета  

2.2. Тематический план и содержание занятий по теме “Отношения между гражданами и исполнительной властью”

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1.Консттитуция Российской Федерации – Основной закон Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 - 16

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 - 64

Глава 3. Федеративное устройство Статья 65 - 79

Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 - 93

Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 - 109

Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 - 117

Глава 7. Судебная власть Статья 118 - 129

Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 - 133

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья 134 - 137

4 2
2. Гражданский кодекс РФ (договора, сделки, наследство) Глава 3. Граждане (физические лица) Статья 17 Правоспособность гражданина; Статья 18. Содержание правоспособности граждан; Статья 19. Имя гражданина; Статья 20. Место жительства гражданина; Статья 21. Дееспособность гражданина; Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.

Глава 9. Сделки  1. Статьи 153-161 Понятие, виды и форма сделок; Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки; Статья 163. Нотариальное удостоверение сделки. Статья 425 – Договора.  2. Недействительность сделок. Статья 166. Оспоримые и ничтожные сделки.Раздел

V. Наследственное право.

Глава 61. Общие положения о наследовании- статьи1110- 1117;Глава 62. Наследование по завещанию статьи 1118-1140;

Глава 63. Наследование по закону статьи 1141-1151;

Глава 64. Приобретение наследствастатьи 1152-1175

4 2
3. Семейный кодекс РФ Разделы:

I - общие начала, применимые ко всему кодексу, такие как, цели и задачи законодательства о семье, его основы;

II - правила заключения, а также прекращения брака;

III - все права и обязанности, возникающие у лиц после приобретения нового статуса супругов;

IV - права и обязанности родителей, а также детей;

V - информация об алиментах.

2 2
4. Жилищный кодекс РФ Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство;

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд;

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения;

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан;

Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников;

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма;

Глава 8. Социальный наем жилого помещения

2 2
5. Налоговый кодекс (НДФЛ, НДС, общий налог) Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Глава 7. Объекты налогообложения,статьи 38 - 43

Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, Статьи 44 - 60

Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа,статьи 61 - 68

Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов,статьи 69 - 71

Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, статьи 72 - 77

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, статьи 78 - 79? Федеральные налоги

Глава 21. Налог на добавленную стоимость, статьи 143 - 177

Глава 22. Акцизы, статьи179 - 206.1.

Глава 23. Налог на доходы физических лиц, статьи 207 - 232

2 2
6. Федеральный закон “О воинской обязанности в РФ)

Практическое занятие

Раздел 1. Общие положения, статьи 1 - 7

Раздел II. Воинский учет, статьи 8 - 10

Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе, Статьи 11 - 21

Раздел IV. Призыв граждан на военную службу,статьи 22 - 31

Раздел V. Поступление на военную службу по контракту,статьи 32 - 35

Раздел VI. Военная служба,статьи 36 - 49

Раздел VII. Увольнение с военной службы, статьи 50 - 51.1

4 2
Всего – 18 часов

Из них теоретических - 16 часов

Практических – 2 часа

Итог - зачет

     

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы занятий требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся – 30;

- рабочее место преподавателя – 1;

- доска – 1;

- книжные шкафы – 1;

- учебная, нормативная литература

- схемы и таблицы;

- комплект учебно-методических пособий - 1

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Учебник Е.А. Певцова Право, Основы правовой культуры,10- 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 1- 2, 2012.

2. Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2014 г.

3. Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2015 г.

Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.

В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.

Основная идея курса — сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, по состоянию на 31.12.16 г.;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2,3,4, по состоянию на 31.12.16 г.;
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями 2016 г);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1,2, по состоянию на 01.07.16 г.;
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ по состоянию на 31.12.16 г.;
  6. Жилищный кодекс РФ Принят 29.12.2004. Последние изменения внесены 06.07.2016 на основании 374-ФЗ.
  7. Семейный кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 17-ФЗ по состоянию на 30.12.2015 г.;
  8. Уголовный кодекс РФ от 10.07.1996 г. № 70-ФЗ по состоянию на 01.12.16 г.;
  9. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" №53-ФЗ от 28.03.1998 (Принят 28.03.1998. Последние изменения внесены 03.07.2016 на основании 305-ФЗ ).

Интернет-ресурс:http://constitutionrf.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Контроль и оценка результатов освоения занятий осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий (семинар), тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Используемая система оценивания:

  Виды письменных работ учащихся. Виды устных работ учащихся
1 Тесты разного уровня (А, B, C) Работа над понятиями
2 Письменные источники (документы) Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.
3 Составление плана ответа Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
4 Эссе Устные сообщения по дополнительному материалу.
5 Решения практических задач. Публичная защита проекта.
6 Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач.
7 Составление кластера-схемы Участие в ролевых играх.
8 Составление таблицы Объяснение  внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
9 Подготовка письменных сообщений, рефератов Оценка различных суждений о социальных объектах.