1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дополнительных занятий составлена на основе примерной программы “Право” Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы “Право. 10 – 11 класс” (под редакцией А.Ф. Никитина); с учетом наличия учебно-методической базы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ. 05).
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
б) в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;
в) в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства развития личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;
д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
1.3. Цели и задачи занятий – требования к результатам освоения занятий:
В результате изучения права на занятиях студент должен
Понимать
- общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы правовой защиты прав человека;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
1.4. Количество часов на освоение программы занятий:
__18__ часов
2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2.1. Объем учебных занятий и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 18 |
в том числе: теоретические занятия практические занятия |
16 2 |
Самостоятельная работа | - |
Изучение нормативных документов | |
аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание занятий по теме “Отношения между гражданами и исполнительной властью”
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1.Консттитуция Российской Федерации – Основной закон | Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1 - 16 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 - 64 Глава 3. Федеративное устройство Статья 65 - 79 Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 - 93 Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 - 109 Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 - 117 Глава 7. Судебная власть Статья 118 - 129 Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 - 133 Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья 134 - 137 |
4 | 2 |
2. Гражданский кодекс РФ (договора, сделки, наследство) | Глава 3. Граждане (физические лица)
Статья 17 Правоспособность гражданина; Статья 18.
Содержание правоспособности граждан; Статья 19.
Имя гражданина; Статья 20. Место жительства
гражданина; Статья 21. Дееспособность гражданина;
Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения
правоспособности и дееспособности гражданина. Глава 9. Сделки 1. Статьи 153-161 Понятие, виды и форма сделок; Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки; Статья 163. Нотариальное удостоверение сделки. Статья 425 – Договора. 2. Недействительность сделок. Статья 166. Оспоримые и ничтожные сделки.Раздел V. Наследственное право. Глава 61. Общие положения о наследовании- статьи1110- 1117;Глава 62. Наследование по завещанию статьи 1118-1140; Глава 63. Наследование по закону статьи 1141-1151; Глава 64. Приобретение наследствастатьи 1152-1175 |
4 | 2 |
3. Семейный кодекс РФ | Разделы: I - общие начала, применимые ко всему кодексу, такие как, цели и задачи законодательства о семье, его основы; II - правила заключения, а также прекращения брака; III - все права и обязанности, возникающие у лиц после приобретения нового статуса супругов; IV - права и обязанности родителей, а также детей; V - информация об алиментах. |
2 | 2 |
4. Жилищный кодекс РФ | Глава 1. Основные положения. Жилищное
законодательство; Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд; Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения; Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан; Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников; Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма; Глава 8. Социальный наем жилого помещения |
2 | 2 |
5. Налоговый кодекс (НДФЛ, НДС, общий налог) | Раздел IV. Общие правила исполнения
обязанности по уплате налогов, сборов, страховых
взносов Глава 7. Объекты налогообложения,статьи 38 - 43 Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, Статьи 44 - 60 Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа,статьи 61 - 68 Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов,статьи 69 - 71 Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, статьи 72 - 77 Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, статьи 78 - 79? Федеральные налоги Глава 21. Налог на добавленную стоимость, статьи 143 - 177 Глава 22. Акцизы, статьи179 - 206.1. Глава 23. Налог на доходы физических лиц, статьи 207 - 232 |
2 | 2 |
6. Федеральный закон “О воинской
обязанности в РФ) Практическое занятие |
Раздел 1. Общие положения, статьи 1 - 7 Раздел II. Воинский учет, статьи 8 - 10 Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе, Статьи 11 - 21 Раздел IV. Призыв граждан на военную службу,статьи 22 - 31 Раздел V. Поступление на военную службу по контракту,статьи 32 - 35 Раздел VI. Военная служба,статьи 36 - 49 Раздел VII. Увольнение с военной службы, статьи 50 - 51.1 |
4 | 2 |
Всего – 18 часов Из них теоретических - 16 часов Практических – 2 часа Итог - зачет |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы занятий требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся – 30;
- рабочее место преподавателя – 1;
- доска – 1;
- книжные шкафы – 1;
- учебная, нормативная литература
- схемы и таблицы;
- комплект учебно-методических пособий - 1
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Учебник Е.А. Певцова Право, Основы правовой культуры,10- 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 1- 2, 2012.
2. Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2014 г.
3. Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2015 г.
Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.
В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.
Основная идея курса — сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи.
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, по состоянию на 31.12.16 г.;
- Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2,3,4, по состоянию на 31.12.16 г.;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями 2016 г);
- Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1,2, по состоянию на 01.07.16 г.;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ по состоянию на 31.12.16 г.;
- Жилищный кодекс РФ Принят 29.12.2004. Последние изменения внесены 06.07.2016 на основании 374-ФЗ.
- Семейный кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 17-ФЗ по состоянию на 30.12.2015 г.;
- Уголовный кодекс РФ от 10.07.1996 г. № 70-ФЗ по состоянию на 01.12.16 г.;
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" №53-ФЗ от 28.03.1998 (Принят 28.03.1998. Последние изменения внесены 03.07.2016 на основании 305-ФЗ ).
Интернет-ресурс:http://constitutionrf.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Контроль и оценка результатов освоения занятий осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий (семинар), тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся | |
1 | Тесты разного уровня (А, B, C) | Работа над понятиями |
2 | Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 | Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 | Эссе | Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 | Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
6 | Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7 | Составление кластера-схемы | Участие в ролевых играх. |
8 | Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 | Подготовка письменных сообщений, рефератов | Оценка различных суждений о социальных объектах. |