Цели урока:
- Содержательная: формирование системы понятий, связанных с компьютерным представлением цвета: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, глубина цвета; расширить знания семиклассников о видеосистеме компьютера.
- Деятельностная: научить учащихся определять объем видеопамяти для хранения изображений.
Планируемые результаты:
предметные:
- систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора;
- знание основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, глубина цвета;
- систематизированные представления о видеосистеме компьютера.
метапредметные:
- знание основных принципов формирования изображений на экране монитора (цветовые модели RGB, CMYK);
- умение определять и настраивать разрешение монитора;
- умение сравнивать изображения высокого и низкого разрешения, делать выводы;
- уметь определять объем видеопамяти для хранения графических изображений;
- умение работать с интерактивными тренажерами.
личностные:
- знание правил формирования изображений на экране монитора;
- применять теоретические знания для решения практических задач;
- интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Оборудование:
- персональный компьютер (рабочее место учителя);
- персональные компьютеры (рабочие места учеников);
- проектор;
- интерактивная доска.
Ход урока
I. Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности).
Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас за нашим “круглым столом”. Приглашаю вас погрузиться в мир информатики. Девиз нашего урока “Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”.
Рассмотрите и сравните изображения. <Рисунок 1> Что между ними общего?
Как вы считаете, можно к данным изображениям добавить изображение, которое мы видим на экране монитора? Ответ обоснуйте.
Попробуйте сформулировать тему и цель занятия?
Тема занятия “Формирование изображений на экране монитора”. Запишите в тетрадь.
Цель: познакомиться с правилами формирования изображения на экране монитора.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся основными понятиями, которые помогут нам понять принцип формирования изображения на экране монитора. А также научимся определять объем видеопамяти, необходимый для хранения изображений.
На рисунке представлены ключевые слова темы нашего занятия.
Рассмотрите внимательно облако слов, выделите знакомые вам понятия и новые термины.
III. Выявление затруднения.
Назовите слова (термины), которые вам известны и поясните, что они означают. Выпишите в тетрадь остальные слова. Обсудим, что конкретно является причиной ваших затруднений и составим план занятия.
IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
Рассмотрев ваши варианты, предлагаю последовательно знакомиться с основными понятиями темы:
- во-первых, познакомиться с принципами формирования изображения на экране монитора (понятия пиксель, пространственное разрешение монитора);
- во-вторых, рассмотреть способы компьютерного представления цвета (цветовые модели RGB, CMYK);
- в-третьих, рассмотреть состав видеосистемы компьютера.
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "Открытие" нового знания.
Мы знаем, что изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей, образующих строки. Таким образом, все изображение состоит из определенного количества таких строк. Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых строится изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Например, пространственного разрешение монитора 1280х1024 означает, что изображение на его экране состоит из 1024 строк, каждая из которых содержит 1280 пикселей.
Займите рабочие места за компьютером и выполните практическое задание “Настройка разрешения экрана”.
Алгоритм “Настройка разрешения экрана”.
- Вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши) рабочего стола.
- Выбрать пункт Разрешение экрана.
- Определить разрешение экрана вашего монитора, записать в тетрадь и пояснить, что оно означает.
- Изменить разрешение экрана в сторону уменьшения. Применить изменения.
- Изменить разрешение экрана в сторону увеличения. Применить изменения.
- Сделайте вывод: какое разрешение лучше для зрения человека.
Займите места за “круглым столом”. Какой вывод (открытие) вы сделали, выполняя практическое задание? (во-первых, чем больше разрешение, тем качественнее изображение на экране монитора; во-вторых, низкое разрешение хуже воспринимается визуально, плохо влияет на зрение человека).
Физкультминутка.
Постановка проблемы.
Мы знаем, что пиксель – это элемент изображения.
Как происходит окрашивание пикселей на экране монитора?
Сколько цветов находится в компьютерной палитре?
Используя материалы учебника (стр. 107-109), ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (“Цветовая модель RGB”, “Цветовая модель CMYK” - работа за компьютером), познакомьтесь с цветовыми моделями, исследуйте возможности интерактивного тренажера, создавая всевозможные оттенки.
Постановка проблемы.
Качество изображений на экране монитора зависит не только от пространственного разрешения монитора, но и от характеристик видеосистемы компьютера.
Из каких устройств состоит видеосистема компьютера?
Как работает видеосистема компьютера?
Используя материалы учебника (стр. 109-110), познакомьтесь с устройствами, которые образуют видеосистему компьютера. Начертите в тетради схему “Видеосистема компьютера”.
VI. Первичное закрепление нового знания.
Работа в парах.
Заполните рабочий лист “Цветовые модели”. <Рисунок 3>
VII. Подведем итоги.
Чтобы определить объем видеопамяти для хранения изображения, необходимо знать разрешение изображения и глубину цвета. Рассмотрим пример решения задачи.
VIII. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Самостоятельная работа.
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Выполните самооценку согласно критериям:
Кол-во задач, которые решены правильно | Отметка |
Одна | 3 |
Две | 4 |
Три | 5 |
Ответы:
- задача 1 – 16 цветов;
- задача 2 – 2 байта;
- задача 3 – 5 Мбайт.
Какие ошибки вы допустили? По какой причине?
IX. Включение в систему знаний и умений.
- Какую цель мы определили в начале занятия?
- Как вы считаете, цель достигнута?
- Назовите понятия, с которыми вы познакомились.
Проверьте себя! Рассмотрите облако слов. <Рисунок 4>
Запишите домашнее задание:
- Учебник: п. 3.1, с.111, задача № 9 (письменно)
- Рабочая тетрадь: с. 84-85, задачи № 147-148 (письменно)
Дополнительно (по желанию): используя сервис “Фабрика кроссвордов” <Рисунок 5>, составьте кроссворд из ключевых слов темы. Алгоритм создания кроссворда вы найдете, перейдя по ссылке http://puzzlecup.com/crossword-ru/.
X. Рефлексия (учебной деятельности и рефлексия чувств и эмоций).
Напомним друг другу девиз нашего урока “Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”.
Вы очень активно работали на протяжении всего занятия. Продолжите предложение или предложения:
- Я узнал...
- Я научился...
- Я знаю как...
- Я умею ...
- Я могу объяснить...
- Мне понравилось...
- Трудности возникли...
- У меня получилось...
- Мое настроение...
Вы – молодцы! Желаю вам успехов и удачного пути к открытию новых знаний на других уроках!
Спасибо вам за урок!
До свидания.
Список литературы.
- Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- Информатика. 7 класс: рабочая тетрадь / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- Методические рекомендации по проведению уроков в 7 классе
Ресурсы ЕК ЦОР.
- анимация “Цветовая модель RGB” (N 179672) [http://sc.edu.ru/catalog/res/2899799f-7e7d-49bc-b9b5-a8a988cdb3c0/]
- анимация “Цветовая модель CMYK” (N 179601) [http://sc.edu.ru/catalog/res/98ebde54-2c87-4988-a3b0-0e0a5ec96cf9/]