Урок русского языка на тему "Местоимение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок русского языка. 4 класс.

Тип: Урок открытия нового понятия

Цель урока: Создание условия для открытия понятия местоимение.

Учебная задача: Что такое местоимение?

Планируемые результаты:

  • Предметные: Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет и лицо, не называя его.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: развитие умение находить местоимения из предложения: на основе анализа предложения делать выводы: находить ответы на вопросы.
    • Регулятивные: развитие умения высказывать свое мнение, предположения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
    • Коммуникативные: развитие умения слышать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме.
    • Личностные: понимание значимости для себя роли местоимения.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Организационный этап -Здравствуйте!

-Садитесь.

Покажите готовность к уроку?

-Прежде чем начнем урок давайте вспомним, какие правила поведения мы соблюдаем на уроке?
(иллюстрация правил)

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

-Слушать друг друга, не разговаривать во время урока, поднимать руку при ответе.

Мотивация к уроку.
Постановка УЗ -Какую тему вы проходили прошлый раз?

-Что обозначает имя существительное?

-Верно, имя существительное –это часть речи, которая обозначает предмет.

-Имя существительное.

-Это часть речи, которая обозначает предмет.

Местоимения – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет и лицо, не называя его.
Задание 1.

-Посмотрите все на экран.

-Прочитайте задание. Найдите в предложении имя существительное и разберите как часть речи.

“В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила”.

-Открыли тетради, пишем дату, классная работа.

-Найдите в предложении имя существительное и разберите как часть речи.

-Читают предложения.

 
-Давайте вспомним, “Шаги к умению” как разобрать имя существительное, во первых, что мы делаем? Потом? Затем?

А теперь все пишем имена существительные в тетради и разберите их как часть речи.

-Давайте проверим.

1. Называем часть речи.

2.Указываем начальную форму.

(им. падеж, ед. число).

3.Определяем признаки имени существительного (собственное- нарицательное; одушевленное, неодушевленное; род; число; падеж).

 
Задание 2

Прочтите текст.

“Собака – друг человека. Собака всегда готова защитить своего хозяина. С собакой нигде не страшно. Собаку надо учить ко всему. Собака не умеет говорить, но все понимает”.

   
-Какой недостаток вы в нем заметили?

-А как называется повтор слов?

-Тогда, как мы можем избавиться от лишнего повторения одного и того же имени существительного?

Фиксация слов

Она, с ней, ее

-Вот эти слова называются местоимениями?

-Тогда сегодня тема урока, какая? Цель урока;

-Давайте запишите исправленный текст.

-Оля, прочти-ка нам исправленный текст. Все слушаем и исправляем свои ошибки.

-А что такое местоимение?

-Слово собака повторяется много раз.

-Тавтология.

-Слово собака заменяем словами она, с ней, ее.

-Местоимение.

-Узнать, познакомиться с местоимениями.

“Собака – друг человека. Она всегда готова защитить своего хозяина. С ней нигде не страшно. Ее надо учить ко всему. Она не умеет говорить, но все понимает”.

 
- Cлайд

Давайте, обратимся к учебнику.

Открываем страницу 47, находим “Узелки на память” и читаем про себя. Не мешаем друг другу.

“Слова я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются местоимениями. Эти слова только указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение- самостоятельная часть речи. Местоимение произошло от сочетания двух слов – вместо имени. В речи местоимение надо употреблять так, чтобы было понятно, какое имя существительное оно заменяет”.

-Давайте запишем это определение в тетрадь.

   
Решение УЗ Задание 3

-Давайте, решим упражнение №83

“Какие имена существительные можно заменить одним из местоимений: он, она, оно, они? Выпишите их в четыре группы по образцу”.

-Давайте проверим, какие имена существительные вы заменили местоимением он, Миша?

-Все согласны?

А местоимением она, Катя?

-Все согласны?

А местоимением оно, Сережа?

он она оно они
Волк
праздник
вещь
меч
трактор
Дочь
стена
чернила
сказка
рука
лиса
ворона
Кино
чудо
счастье
поле
метро
Друзья
помощники

-Волк, праздник, вещь, меч, трактор.

Дочь, стена, чернила, сказка, рука, лиса, ворона.

Кино, чудо, счастье, поле, метро.

Друзья, помощники.

Развитие умение находить местоимения из предложения; на основе анализа предложения делать выводы; находить ответы на вопросы. Понимание значимости для себя роли местоимения.
-Все согласны?

А они, Саша?

-Все согласны?

(вывод)

Почему вы сгруппировали эти слова именно так? По какому принципу?

-Все смотрим на экран, Оля, прочти-ка задание.

-Потому что эти слова разделены по родам.  
Задание 4.

слайд

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.

“Катя сказала мне, что зимой—поедет в Москву. Завтра – пойдем в музей. В классе пришел новый учитель, раньше – работал в другой школе”.

Задание 5

Используя местоимения я, он, она, мы, они составьте рассказ на тему “Моя семья”.

 

 

 

Катя сказала мне, что зимой она поедет в Москву. Завтра мы пойдем в музей. В классе пришел новый учитель, раньше он работал в другой школе”.

 
Рефлексия -Ответили ли мы на вопрос, который поставили в начале урока?

-Местоимения это какая часть речи?

-Почему мы используем местоимения?

-На что указывает местоимение?

-Удовлетворены ли вы своей работой?

-Что указывает местоимение?

Спасибо за урок.

-Местоимение – это самостоятельная часть речи.

-Для того, чтобы хорошо формулировать предложение.

-На лицо и предмет не называя его.