Урок русского языка. 4 класс.
Тип: Урок открытия нового понятия
Цель урока: Создание условия для открытия понятия местоимение.
Учебная задача: Что такое местоимение?
Планируемые результаты:
- Предметные: Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет и лицо, не называя его.
- Метапредметные:
- Познавательные: развитие умение находить местоимения из предложения: на основе анализа предложения делать выводы: находить ответы на вопросы.
- Регулятивные: развитие умения высказывать свое мнение, предположения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Коммуникативные: развитие умения слышать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Личностные: понимание значимости для себя роли местоимения.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | ||||||||
Организационный этап | -Здравствуйте! -Садитесь. Покажите готовность к уроку? -Прежде чем начнем урок давайте вспомним, какие
правила поведения мы соблюдаем на уроке? |
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. -Слушать друг друга, не разговаривать во время урока, поднимать руку при ответе. |
Мотивация к уроку. | ||||||||
Постановка УЗ | -Какую тему вы проходили прошлый раз? -Что обозначает имя существительное? -Верно, имя существительное –это часть речи, которая обозначает предмет. |
-Имя существительное. -Это часть речи, которая обозначает предмет. |
Местоимения – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет и лицо, не называя его. | ||||||||
Задание 1. -Посмотрите все на экран. -Прочитайте задание. Найдите в предложении имя существительное и разберите как часть речи. “В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила”. -Открыли тетради, пишем дату, классная работа. |
-Найдите в предложении имя
существительное и разберите как часть речи. -Читают предложения. |
||||||||||
-Давайте вспомним, “Шаги к умению” как
разобрать имя существительное, во первых, что мы
делаем? Потом? Затем? А теперь все пишем имена существительные в тетради и разберите их как часть речи. -Давайте проверим. |
1. Называем часть речи. 2.Указываем начальную форму. (им. падеж, ед. число). 3.Определяем признаки имени существительного (собственное- нарицательное; одушевленное, неодушевленное; род; число; падеж). |
||||||||||
Задание 2 Прочтите текст. “Собака – друг человека. Собака всегда готова защитить своего хозяина. С собакой нигде не страшно. Собаку надо учить ко всему. Собака не умеет говорить, но все понимает”. |
|||||||||||
-Какой недостаток вы в нем заметили? -А как называется повтор слов? -Тогда, как мы можем избавиться от лишнего повторения одного и того же имени существительного? Фиксация слов Она, с ней, ее -Вот эти слова называются местоимениями? -Тогда сегодня тема урока, какая? Цель урока; -Давайте запишите исправленный текст. -Оля, прочти-ка нам исправленный текст. Все слушаем и исправляем свои ошибки. -А что такое местоимение? |
-Слово собака повторяется много раз. -Тавтология. -Слово собака заменяем словами она, с ней, ее. -Местоимение. -Узнать, познакомиться с местоимениями. “Собака – друг человека. Она всегда готова защитить своего хозяина. С ней нигде не страшно. Ее надо учить ко всему. Она не умеет говорить, но все понимает”. |
||||||||||
- Cлайд Давайте, обратимся к учебнику. Открываем страницу 47, находим “Узелки на память” и читаем про себя. Не мешаем друг другу. “Слова я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются местоимениями. Эти слова только указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение- самостоятельная часть речи. Местоимение произошло от сочетания двух слов – вместо имени. В речи местоимение надо употреблять так, чтобы было понятно, какое имя существительное оно заменяет”. -Давайте запишем это определение в тетрадь. |
|||||||||||
Решение УЗ | Задание 3 -Давайте, решим упражнение №83 “Какие имена существительные можно заменить одним из местоимений: он, она, оно, они? Выпишите их в четыре группы по образцу”. -Давайте проверим, какие имена существительные вы заменили местоимением он, Миша? -Все согласны? А местоимением она, Катя? -Все согласны? А местоимением оно, Сережа? |
-Волк, праздник, вещь, меч, трактор. Дочь, стена, чернила, сказка, рука, лиса, ворона. Кино, чудо, счастье, поле, метро. Друзья, помощники. |
Развитие умение находить местоимения из предложения; на основе анализа предложения делать выводы; находить ответы на вопросы. Понимание значимости для себя роли местоимения. | ||||||||
-Все согласны? А они, Саша? -Все согласны? (вывод) Почему вы сгруппировали эти слова именно так? По какому принципу? -Все смотрим на экран, Оля, прочти-ка задание. |
-Потому что эти слова разделены по родам. | ||||||||||
Задание 4. слайд Спишите. Вставьте подходящие по смыслу местоимения. “Катя сказала мне, что зимой—поедет в Москву. Завтра – пойдем в музей. В классе пришел новый учитель, раньше – работал в другой школе”. Задание 5 Используя местоимения я, он, она, мы, они составьте рассказ на тему “Моя семья”. |
Катя сказала мне, что зимой она поедет в Москву. Завтра мы пойдем в музей. В классе пришел новый учитель, раньше он работал в другой школе”. |
||||||||||
Рефлексия | -Ответили ли мы на вопрос, который
поставили в начале урока? -Местоимения это какая часть речи? -Почему мы используем местоимения? -На что указывает местоимение? -Удовлетворены ли вы своей работой? -Что указывает местоимение? Спасибо за урок. |
-Местоимение – это самостоятельная
часть речи. -Для того, чтобы хорошо формулировать предложение. -На лицо и предмет не называя его. |