Класс: 7
Тип урока: урок применения знания.
Форма урока: урок исследования объекта, постановки проблемы и ее решения.
Цели: Познакомить учащихся с различными способами построения параллельных прямых;
Задачи:
обучающие
- формулировать определение параллельных прямых, лучей и отрезков; находить их на чертеже и строить с помощью чертежных инструментов;
- Научить строить параллельные прямые с помощью линейки, угольника, угольника и линейки, циркуля и линейки.
- Научиться строить параллельные прямые, используя инструменты;
развивающие
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод, осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;
- развивать умение анализировать информацию
- развивать пространственные представления и умения, научить пользоваться геометрическим языком;
- создать условия для развития познавательного интереса к математике
воспитательные
- воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету;
- воспитание математической культуры и речи
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предметные учатся строить параллельные прямые, применяя различные способы, опираясь на изученный ранее материал.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач; дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников; понимают причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
определяют цель учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
осуществляют поиск средства ее достижения;
Формы работы на уроке:
- Фронтальная,
- Парная,
- Индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- работают с текстом учебника;
- работают с листом оценивания при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлектируют.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку: презентация учителя, рабочий лист ученика, линейка, угольник, карандаш, учебник Геометрия 7-9 классы, Атанасян Л.С. и др. – М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | |
Учитель приветствует учеников, объясняет работу урока (рабочие листы) | Ученики слушают внимательно учителя |
2. Мотивация к учебной деятельности | |
Ребята, как вы считаете, что общего между привычной для всех вас школьной тетрадью и моделью железной дороги (показываем тетрадь и рельсы)? | Дети высказывают свои предположения. Приводят аргументы в защиту своей версии (Все эти предметы объединяет понятие параллельности: тетради разлинованы параллельными линиями, железнодорожное полотно состоит из шпал и рельс). |
А знаете ли вы, что тема параллельных прямых волновала людей с давних времен. Первый кто систематизировал знания о параллельных прямых был древнегреческий ученый – Евклид. | Ученики слушают историческую справку. Сообщение ученика. |
А как вы думаете, так ли важны
параллельные прямые в нашей жизни? Каким бы был
мир, если бы в нем не было параллельности?
|
А) При строительстве зданий строго
учитывают параллельность. (отвес). Б) железнодорожное полотно. В) эскалатор. Если бы они не были параллельными, значит, они соприкасались друг с другом, а это привело к замыканию, пробоям, при которых электрическая цепь размыкается и ток отключается. Если бы рельсы не были параллельными, то они где-нибудь бы сходились и поезд потерпел бы крушение. |
Каждому современному человеку необходимо знать, как строятся параллельные прямые. | |
Где нам с вами может потребоваться построение параллельных прямых? | На доске, в тетради На компьютере На производстве В быту, на даче, на улице |
Что необходимо нам для построения параллельных прямых? | Инструменты Знания: теоретический материал |
Какими инструментами мы будем пользоваться? | Линейкой, угольником, циркулем Специальными инструментами Подручными средствами |
Ребята, давайте с вами попробуем сформулировать тему урока. | Практические способы построения параллельных прямых (слайд 1) |
Что мы должны узнать на уроке? | Учащиеся называют цели урока (слайд 2) |
3. Актуализация знаний | |
Ребята, давайте вспомним теоретический
материал, связанный с термином параллельность (слайд
3-11): А что вы еще знаете о параллельных прямых? |
Учащиеся отвечают. 1. Какие прямые называются параллельными? Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. 2. Какие два отрезка называются параллельными? Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. 3. Что такое секущая? Прямая называется секущей, если она пересекает две прямые в двух точках. 4. Назовите основные признаки параллельности прямых. 1.Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. 2. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. 3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны. |
А как вы думаете, можно ли использовать эти признаки при построении параллельных прямых? | да |
4. Физкультминутка. | |
5. Изучение нового материала. Практические способы построения параллельных прямых на классной доске, в тетради |
|
Ребята, посмотрите, какие инструменты у
нас есть в парте? Кто знает, как с помощью линейки построить параллельные прямые? Объясните факт параллельности. |
Учащиеся отвечают на вопросы: линейка, чертежный треугольник, циркуль. |
А) Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки | |
На рис. 103 (слайд 12) показан
способ построения параллельных прямых на бумаге,
доске. Ребята, какие из инструментов, изображают секущую? (линейка) Какие из инструментов, изображают угол? (чертежный треугольник) Достаточно ли одного угольника и одной линейки для построения параллельных прямых? Объясните способ построения. На чем основан способ? Задание 2. Постройте с помощью угольника и линейки параллельные прямые m и n. Слайд 13-15. |
Учебник, стр. 57. Ищут ответы на вопросы учителя. |
Б) Построение параллельных прямых с помощью циркуля и линейки | |
Посмотрите, как можно построить
параллельные прямые с помощью циркуля и линейки Слайд
16-17 Окружность Два диаметра, Прямые – параллельные. Задание. Постройте с помощью циркуля и линейки параллельные прямые с и b. |
Ученики по алгоритму строят параллельные прямые. |
На производстве Слайд 18 В) Построение параллельных прямых с помощью рейсшины |
|
Изобретательская мысль человечества не стоит на месте, и для более удобного построения чертежа и проведения параллельных линий был придуман специальный чертежный инструмент – рейсшина (слайд 18). Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой. | |
Приводятся примеры: Малка -инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых. (слайд 19) |
|
Рейсмус – инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии (слайд 20) | |
Скоба - Для одновременного прочерчивания большего количества линий (слайд 21) | |
6. Закрепление изученного материала | |
Задание. Через вершины треугольника
АВС проведите прямые, параллельные прямой l. Слайд
22. Проверочная работа. Приложение 1. |
Строят в тетради. |
7. Итог урока | |
Ребята, давайте вспомним с помощью каких инструментов мы научились строить параллельные прямые? | Учащиеся отвечают на вопрос
|
8. Домашнее задание | |
Стр. 57 п. 26 рассмотреть способы
построения. Стр. 58-59, №194, №195 |
|
Рефлексия | |
Наш урок подходит к концу. Пожалуйста,
поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем
занятии. Вам для этого помогут слова:
|
Литература.
- Атанасян Л.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы.
- http://www.mathvaz.ru