1. Актуальность.
Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из неё профессиональных задач, которые в массовой практике, как правило, вызывают затруднения у учителей. Каким образом организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся? Как организовать работу, способствующую развитию первоначальных исследовательских умений? Как заинтересовать учащихся и вызвать у них положительную мотивацию?
Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает практическое применение следующих параметров совместной работы учителя и учащихся:
- системно-деятельностный подход;
- готовность ученика к саморазвитию;
- активизация учебно-познавательной деятельности;
- осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
работа индивидуально и в группах; - расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.
2. Профессиональная педагогическая проблема.
Проблема формирования и развития первоначальных исследовательских умений и навыков состоит в том, что в недостаточном объёме организуются формы работы, способствующие приобретению данного навыка; перед учащимися не ставятся проблемные задачи; не решаются совместные пути преодоления проблем; недостаточно полно сформировано умение работать с языковым материалом (отбирать, систематизировать, обобщать, делать выводы).
Чтобы решить проблемы исследовательского характера, которые стоят перед учителем и учащимися, следует более ответственно подойти к решению этого вопроса и определить суть проблемы: что не получается, почему не получается, каковы способы преодоления учебных затруднений.
Для того чтобы проблемы исследовательского характера решались в педагогической практике целенаправленно и имели определённый успех, следует ставить перед учащимися чёткие цели, объяснять необходимость выполнения задач такого уровня, их практическую востребованность.
Могут быть использованы следующие способы преодоления возникших причин: разработка полного механизма работы над проектами, определение этапов их реализации в массовой школе, чёткое определение, что такое проект, в чём его отличие от других видов самостоятельной работы, какова степень участия учителя и ученика в ходе подготовки и реализации проекта.
3. Профессиональные педагогические задачи.
1) Научить работать в группах и индивидуально.
2) Развивать умение связывать теоретический и практический материал, видеть в них общее, подбирать в качестве доказательной базы такой языковой материал, который в полной мере будет способствовать развитию исследовательских умений (распределять, обобщать, анализировать, систематизировать, находить логические связи, выстраивать логические цепочки).
3) Уметь выстраивать план рассуждений. В качестве теоретической базы использовать разнообразные источники информации (словари, энциклопедии, учебники, ресурсы Интернета).
4 .Теоретические основы решения профессиональных задач.
Теоретическую основу решения профессиональных задач составляют педагогические положения о сущности проектно-исследовательской деятельности. Как утверждают психологи, развитие личности возможно только через деятельность (системно-деятельностный подход). Личность может формироваться только при включении обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания. А.М.Леонтьев указывал: «В образовательном процессе можно выделить мотивацию, замысел, реализацию замысла, сопоставление реализации и замысла как планирование следующего шага». В.В.Давыдов в своих трудах обращал внимание на реализацию проблем развивающего обучения: «Путь моделирования даёт возможность управлять деятельностью, самоуправляться в деятельности и самоуправляться деятельностью».
Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности формировалась достаточно длительный период.
Более 300 лет назад основоположник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Эта идея впоследствии получила развитие в работах французского философа Ж.Ж.Руссо, швейцарского педагога И.Г.Песталоцци, американского философа и педагога Дж.Дьюи. Идеи проектного обучения в России шли параллельно с разработками зарубежных учёных. В России метод проектов был известен задолго до революции, но не нашёл своего практического применения впоследствии, уже в советское время, и был признан чуждым. В конце 80-х годов 20 века о методе проектов заговорили как о средстве, способном благоприятно повлиять на качество образования. В настоящее время, в связи с введением и реализацией ФГОС, проектной деятельности отводится особая роль, т.к. при данном виде деятельности развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, оценочные, формируются не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.
5. Система педагогических средств решения профессиональных задач.
Педагогические средства достижения поставленной цели используются на всех этапах работы: подготовительном, сбора и обработки информации, представления результатов. Этапы педагогической поддержки: договорный, деятельный, поисковый, диагностический, рефлексивный.
В ходе реализации проекта были использованы следующие средства обучения:
- печатные (учебник русского языка (авторы - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), дидактический материал к учебнику русского языка 7 кл.(авторы - Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова), рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста»( автор - А.Б.Малюшкин), рабочая тетрадь по русскому языку автор - (Е.Е.Силантьев), книга для чтения «В мире слов» ( автор Н.М.Шанский), толковый словарь (авторы – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова), словарь-справочник лингвистических терминов (авторы – Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова), словарь-справочник «Управление в русском языке» (автор – Д.Э.Розенталь);
электронные образовательные ресурсы (компьютер); - аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (иллюстрации картин И.Е.Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», С.А.Григорьева «Вратарь»).
Вышеназванные средства обучения использовались в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания, развития.
6. Методика решения профессиональных задач.
В данной методической разработке представлены этапы работы над проектами «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте» и «Предупреждение ошибок в построении предложений, включающих деепричастный оборот». Работа над названными проектами осуществляется в ходе изучения темы «Деепричастный оборот», направлена на решение конкретной проблемы: показать роль и место деепричастных оборотов в речи, в проектах также даны рекомендации по построению предложений, включающих деепричастные обороты.
Проекты включают в себя элементы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление фактов, составление таблиц. Тип проекта - исследовательский. Цель проекта – доказательство того, что деепричастные обороты занимают особое место в нашей речи, но вследствие малой востребованности редко используются в устной и письменной речи.
Проекты призваны доказать на примере отрывков из художественных произведений, что деепричастные обороты вносят в речь особую роль, способствуют развитию художественного вкуса. Материалами исследования послужили отрывки из произведений мастеров слова: А.С.Пушкина, М.Горького, Б.Полевого, М.А.Шолохова, Н.А.Островского, К.М.Станюковича,Е.Долматовского. Обращение к художественным произведениям на уроках русского языка развивает лингвистические способности учащихся, учит объективно оценивать чужую и собственную речь.
Тип деятельности учащихся – деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. Форма работы – в малых группах – способствует формированию коммуникативных умений: строить монолог, диалог, слушать и слышать товарищей, быть терпимым к другому мнению, умению работать в команде. Поиск, совместная работа, обмен идеями и обсуждение способов решения проблемы приводит к коррекции, рефлексии, пониманию новых знаний, формированию регулятивных и познавательных действий.
Проектный продукт – результат исследования, оформленный установленным способом: карточки, тестовые задания, стилистические упражнения, творческие задания - могут быть использованы на повторительно-обобщающих уроках по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Задания можно использовать как раздаточный материал, а также спроецировать на экран. На уроке защиты проектов по теме «Деепричастный оборот» учащиеся могут выступать в качестве выступающих, слушателей, рецензентов, журналистов. Представленные задания можно выполнять индивидуально, в группах. Творческая работа выполняется дома, а на последующих уроках зачитывается перед классом.
Проект «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте».
1. Подготовительный этап.
1) Учитель знакомит учащихся с предстоящей темой проекта и предлагает внести свои изменения, добавления в название темы (первоначальное рабочее название - «Роль деепричастий в тексте»).
2) Учащиеся обсуждают тему проекта, выявляют, что им известно о данной части речи, о каких признаках и особенностях деепричастия следует говорить более подробно.
3) Учитель предлагает определить цель проекта путём постановки вопросов: « Что нужно сделать, чтобы роль деепричастий в тексте была показана наиболее полно и объёмно? Достаточно ли материалов учебника, чтобы показать особенность употребления этой части речи?»
4) В ходе коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что говорить о роли деепричастий в речи, используя тексты учебника, недостаточно. Деепричастие – сложная и интересная часть речи, поэтому, занимаясь ею, необходимо составлять подробный план работы, использовать различные источники информации. Поскольку деепричастие – яркий представитель художественного стиля речи, следовательно, наиболее полно, ярко и образно оно проявляется в художественных текстах. В итоге тема проекта была сформулирована таким образом: «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте».
5) На данном этапе работы учащимися используются регулятивные УУД: планирование, постановка задач, определение результата деятельности, анализ.
2. Планирование.
На этапе планирования учащиеся под руководством учителя формулируют задачи, над которыми предстоит работать:
1) определить роль и место деепричастия и деепричастного оборота в художественном тексте;
2) показать на конкретных примерах эстетическую функцию деепричастий;
3) уточнить значение терминов деепричастие, деепричастный оборот, функция, текст, эстетика, используя разнообразные источники информации (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов; Д.Э.Розенталь. Управление в русском языке. Словарь-справочник; ресурсы Интернет).
3.Сбор информации.
Сбор информации осуществляется путём работы с текстами из художественных произведений. Составляется картотека: на отдельные карточки выписываются отрывки из произведений, содержащие деепричастия и деепричастные обороты. После достаточного нахождения предложений с деепричастными оборотами (с обязательным указанием автора) ученики заводят т.н .электронный документ для каждого вида предложений, распределяют их в таблицу в соответствии с позицией в предложении: в начале предложения, в середине, в конце.
После нахождения достаточного количества информации учащиеся анализируют собранный материал, выявляют, все ли карточки связаны с темой проекта и помогут её раскрыть.
На данном этапе работы используются познавательные УУД: нахождение информации, работа с ней (систематизация, обобщение).
4. Наблюдение.
Наблюдение осуществляется путём ответа на следующие вопросы:
1) Каково восприятие текста, в котором есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
2) Возникает ли мысль о какой-то недосказанности или, наоборот, перегрузке текста, в котором есть деепричастия?
3) Что происходит с текстом, в котором есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
4) Как изменится смысл написанного, если убрать деепричастия?
5) Как в тексте прослеживается связь между деепричастиями и глаголами, от которых они образовались?
6) Оправдана ли будет замена деепричастия глаголом, от которого оно образовалось?
7) Какую роль играет интонация? Почему интонация предложений с деепричастными оборотами меняется? Как это связано со структурой предложения?
5. Анализ информации.
Эстетическая функция одиночных деепричастий и деепричастных оборотов может быть рассмотрена в текстах художественного стиля, при этом особое внимание обращается на их место в предложении, способы обособления на письме и при произнесении, а также разные способы выражения интонации.
Если деепричастный оборот стоит в начале предложения, интонация к его завершению замедляется, а затем повышается, потому что роль деепричастных оборотов в синтаксических конструкциях данного типа такова: подготовить читателя к восприятию дальнейшей информации, поэтому произносится данный фрагмент предложения с оттенком продолжения, ожидания. При этом можно отметить и авторское отношение: предложения с деепричастным оборотом в начале предложения звучат торжественно, плавно, певуче. Функция деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, стоящих в середине предложения, носит добавочное значение. Основной смысл высказывания переносится на начало предложения. Порядок слов прямой (подлежащее предшествует сказуемому).
Подлежащее, стоящее в начале предложения, вводит читателя в обстановку написанного нацеливает на дальнейшее целостное восприятие данной информации, показывает, что продолжение предложения тесно связано с началом: это единое, неделимое целое.
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, стоящие в середине предложения, слегка замедляют основное действие и на первый план выводят добавочное, которое играет как бы роль вступления, а сказуемое, выраженное глаголом, логически заканчивает высказывание, берёт на себя главную роль, потому что обозначает основное действие. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, стоящие в середине предложения, являются промежуточным звеном между подлежащим и сказуемым, позволяют читающему особое внимание обратить на действие, о котором говорится в предложении, потому что оно выражено двумя частями речи: сказуемым, обозначающим основное действие, и деепричастием, обозначающим добавочное действие.
Деепричастные обороты, стоящие в конце предложения, выполняют функцию завершения высказывания. Логически и по смыслу они связаны с глаголом, стоящим в начале или середине предложения. Глаголы несут основную смысловую нагрузку, в полной мере характеризуют действие, которое, однако, имеет некоторую незавершённость. Роль деепричастных оборотов в предложениях подобного типа - «дописывать», «дорисовывать» действие.
На примере предложений, содержащих деепричастные обороты и одиночные деепричастия, мы видим, сколь велико их значение. Благодаря их уместному использованию художественные произведения становятся более красочными, образными. Деепричастные обороты способствуют эстетическому восприятию написанного, помогают детально представить себе то, о чём говорится в тексте. Деепричастия и деепричастные обороты как бы «растягивают» действие, делят его на смысловые отрезки, способствуют тому, чтобы мы детально воспринимали написанное, осознавали, что действие может совершаться не мгновенно, а постепенно. Поэты и писатели, использующие в своих произведениях деепричастные обороты, дают качественную
оценку описываемому, воспитывают в читателях художественный вкус.
6. Выводы.
Проанализировав собранный материал, учащиеся приходят к выводу, что деепричастие – незаменимая в художественном стиле часть речи; деепричастия и деепричастные обороты способствуют передаче точной, яркой, образной информации, украшают нашу речь, дописывают, «дорисовывают действие», позволяют увидеть изображаемое в разных ракурсах, дают художественную оценку описываемому, позволяют избежать повторов.
Проект «Предупреждение ошибок в построении предложений, включающих деепричастный оборот».
1.Подготовительная работа.
Тема, предлагаемая для реализации проекта, всесторонне обсуждается учащимися. Учитель наблюдает, корректирует работу. Выявляется необходимость выполнения данной работы, поскольку примеров неправильного употребления предложений с деепричастными оборотами достаточно много, особенно в средствах массовой информации. Задания подобного рода предлагаются в задании №7 во всех вариантах ЕГЭ.
2. Планирование.
Учащиеся под руководством учителя формулируют задачи, которые предстоит реализовать в ходе работы над проектом.
1) Отобрать необходимый языковой материал к данной теме.
2) Проанализировать собранное, выявить типичные ошибки.
3) Составить схему, которая поможет избежать ошибок при употреблении данных грамматических конструкций.
3. Ход работы.
1 )Найти необходимое количество языкового материала, способствующего работе над темой проекта.
2) Выявить типичность ошибки, попытаться понять, в чём она состоит.
3) Составить алгоритм, способствующий правильному употреблению предложений данного типа.
4. Исследование.
- Подбор языкового материала, содержащего ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
- Наблюдение за местом и ролью деепричастных оборотов в предложениях данного типа.
- Классификация ошибок.
- Анализ собранного материала.
- Почему при чтении возникает двусмысленность? Почему смысл прочитанного непонятен?
- Каким образом нужно отредактировать предложения, чтобы они были построены правильно?
5. Выводы по выполненной работе.
Предложения, в которых есть нарушения грамматической связи между подлежащим, сказуемым и деепричастием (или деепричастным оборотом), довольно часто встречаются в нашей речи. В результате прочитанного возникает двусмысленность. Кто или что является предметом или лицом высказывания? Кто или что производит действие? Как деепричастие связано с глаголом? Относительно какого глагола нужно рассматривать связь с деепричастием?
Чтобы решить проблемы подобного рода, учащимися под руководством учителя была проведена соответствующая работа, даны ответы на поставленные вопросы и выработан алгоритм действий, позволяющий избежать ошибок.
Алгоритм.
1) Найти подлежащее.
2) Установить связь со сказуемым. Убедиться в наличии полного согласования, возможности задать вопрос от подлежащего к сказуемому и наоборот.
3) Найти деепричастие. Определить, от какого глагола оно образовано.
4) К найденным подлежащему и сказуемому попробовать добавить глагол, от которого образовалось деепричастие. Если полученное нераспространённое предложение имеет смысл, а сказуемое, образовавшее деепричастие, также связано с подлежащим по смыслу, то исходное сказуемое и вновь образованное должны быть однородными.
5) Если смысловая связь нарушена, значит глагол-сказуемое, обозначающий основное действие, относится к подлежащему, а глагол, образовавший деепричастие, характеризует другое лицо или предмет. В связи с наличием образовавшегося противоречия следует заменить данное предложение на другую синтаксическую конструкцию, например, сложноподчинённое предложение с придаточной частью. Данная замена будет вполне оправдана.
Учебные проекты, выполненные учащимися, - возможность проявить себя в качестве исследователей, показать решение проблемы, результаты которой могут быть представлены в любой самостоятельно выбранной форме. Для учителя учебные проекты – важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие учащихся в ходе познания, а УУД выступают как цель, результат и средство специально организованной учебной деятельности.
По ходу занятия учащиеся высказывали своё мнение (рефлексивная деятельность): «Мне стало известно, что деепричастия относятся к художественному стилю речи, поэтому практически не употребляются в обычной разговорной речи. При написании сочинения и изложения я буду использовать одиночные деепричастия и деепричастные обороты». «То, что мне стало известно о деепричастном обороте, я буду использовать при выполнении упражнений, контрольных работ. Алгоритм, с которым я познакомился, поможет правильно строить свои высказывания и не допускать ошибок». «Я понял, что с помощью деепричастия можно показать свою начитанность, грамотно построить высказывание не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания, биологии, физики».
7 .Продукты методического проекта.
Благодаря работе над проектами по теме «Деепричастный оборот» учащиеся приобрели умение отбирать необходимый теоретический и языковой материал, работать в этом направлении, безошибочно находить указанную часть речи в тексте, давать полную морфологическую характеристику, правильно задавать вопрос в зависимости от места и роли в предложении, определять вид, возвратность, объяснять синтаксическую роль, находить глагол, который осуществляет грамматическую связь с деепричастием. Учащиеся приобрели умение находить деепричастный оборот, обособлять его на письме запятыми (знаки выделения), при произнесении - с помощью интонации. Учащиеся могут дать характеристику предложениям с деепричастными оборотами, объяснить особенности интонации в зависимости от места деепричастного оборота в предложении, увидеть их принадлежность к текстам художественного стиля, доказать данное положение.
Изучение деепричастий и деепричастных оборотов, работа с ними, составление собственных текстов с использованием данной части речи, включение их в синтаксические конструкции способствуют развитию художественно-эстетического вкуса.
Ещё одна исследовательская «находка» - это созданный учащимися алгоритм, используя который, можно не ошибиться в выполнении задания №7 ЕГЭ. Устанавливая соответствие между предложениями, содержащими ошибки, и списком грамматических ошибок, ученики могут применить алгоритм работы с предложениями, содержащими ошибки в употреблении деепричастных оборотов, т.к. прежде чем воспользоваться терминами с названиями грамматических ошибок, их нужно исправить, а потом дать правильное название.
Продукт данного методического проекта – презентации, карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, сочинение-миниатюра.
8. Условия эффективности использования типовых решений в практике.
Работа по реализации описанных проектов проводилась в общеобразовательной школе. Для успешного достижения результатов учащимися был изучен теоретический материал по теме (учебник), привлекались дополнительные источники информации (словари, научно-популярные издания), практическая работа проводилась с привлечением художественных текстов, всесторонним анализом выбранных отрывков из произведений. Обработка собранной информации осуществлялась с помощью компьютера.
Проектная форма работы помогла раскрыть творческий потенциал учителя и учащихся.