Педагогическая цель: закрепление правильного произношения звука [ж], знакомство с буквой Ж ж, закрепление навыка чтения; продолжать закреплять понятие о согласных звуках; продолжать учить определять положение звука в слове; закреплять навык деления слов на слоги; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Индивидуальная работа: автоматизация звука [ж] у Гоши Б., Полины Б., Димы С., Ильи Т., Джамили К., Димы Т., Анны Ш.; по развитию графо-моторных навыков у Ани Ш., Таисии Ш., Глеба П. – правильно держать карандаш; по развитию лексико-грамматических категорий: согласование местоимений с глаголом – Аня Ш., Никита Т.; по развитию навыка звукового анализа – Полина Б., Таисия Ш., Ангелина Б., Дима Т.
Целевые ориентиры образования: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает живое, заинтересованное участие в педагогическом процессе, помогает своим товарищам в случае затруднения.
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Средства реализации:
Демонстрационный материал:
- строчная и заглавная буква Ж ж;
- таблица слогов и слов для чтения.
Раздаточный материал:
- предметные картинки на звук [ж];
- простой карандаш;
- контур буквы Ж;
- полоски «Место звука в слове»;
- синий, красный и зеленый круги;
- карточки для чтения слов на звук [ж].
Ход занятия
Содержание работы | 1 подгруппа |
2 подгруппа |
|
1. Организацион- |
– Посмотрите на свои столы. Кто догадался, какое занятие сейчас будет? Сегодня на занятии по обучению грамоте к нам в гости придет новый звук, но какой – вы узнаете чуть позже. Если мы хотим быть успешными на занятии то, что нам для этого нужно? (Правильно сидеть, внимательно слушать логопеда и друг друга, правильно говорить, помогать друг другу). Ну что ж, пришло время узнать, кто же сегодня у нас в гостях. |
||
Игра «Четвертый лишний» Жук, белка, волк, заяц |
Жук упал и встать не может – |
||
2. Произнесение, характеристика звука [ж] |
– Какой же одинаковый звук звучал почти в каждом слове? (Звук [ж]) – Верно. А сейчас давайте все мы превратимся в жуков и полетим на цветочную поляну. Полетели!!! (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж) – А теперь необходимо понять, какой звук мы только что произносили: гласный или согласный? – Согласный! – А почему? 1. У него есть короткая песенка ж-ж-ж-ж-ж 2. Ротик этот звук закрывает, а не широко открывает. 3. При произнесении этого звука воздух во рту встречает преграду: в верхние зубы упирается язык в форме «чашечки». – Правильно. А теперь приложите ладонь к горлышку и послушайте: какой ещё это звук? (Звонкий). Верно. – Дайте полную характеристику звука [ж]: согласный, звонкий, твердый. А может ли этот звук быть мягким? (Нет) – Правильно. Этот звук всегда твердый. |
||
3. Выделение звука [ж] на слух |
Звук [ж] предлагает нам поиграть с ним в игру: «Голодные лягушата». Приготовьте свои ладошки и не забудьте, если вы поймате не тот звук или слово, обязательно почистите свои ладошки, чтобы животики не заболели. а) жа, ша, за, жду, шты, зно, ажда, тда, фра, шба, жив …; б) занавеска, жаворонок, дирижабль, этажерка, штукатур, оранжерея, незабудка, путешествие, стрекоза, пирожное…; |
||
4. Преобразование слогов, слов |
– У меня есть слог жи. Я к нему добавлю впереди звук [у]. Какое новое слово получится? (Ужи). А теперь заменяю звук [у] на слог лу. Какое новое слово получится? (Лужи) А теперь слог лу замените на слог но. Какое новое слово получится? (Ножи) А теперь к этому слову в конце добавьте звук [к]. Какое новое слово получилось? (Ножик) |
– У меня есть слог жа. Я к нему спереди добавлю слог лу, какое новое слово получится? (Лужа) А теперь замените звук [а], на звук [и], какое новое слово получится? (Лужи) |
|
5. Определение места звука [ж] в слове и деление слов на слоги |
– Приготовьте всё необходимое для определения места звука в слове. Какой цвет кружочка мы выберем для обозначения звука [ж]? (Синий, т.к. звук [ж] всегда твердый). Правильно. Приступаем к работе. У вас в подставке у каждого лежит картинка. Назовите мне слова со звуком [ж]. (Дети называют свои слова на картинках). Теперь каждый определит место звука [ж] в слове, расскажет об этом остальным, а ребята должны внимательно слушать своего товарища, и в случае ошибки поднять руку, чтобы исправить ответ своего товарища. Образец: В слове жук звук [ж] слышится вначале слова. – Теперь ваши слова вы должны разделить на слоги, объяснив при этом, почему в слове столько слогов. |
||
6. Физминутка |
Чтение стихотворения сопровождается движениями детей.
– Назовите слова из стихотворения, в которых слышится звук [ж] |
||
7. Знакомство с буквой Ж |
– Чем отличается звук от буквы? (звук я говорю и слышу, а букву пишу и вижу.) |
||
8. Написание буквы в воздухе |
– Напишем букву Ж в воздухе (сначала комментирует логопед, после дети) |
||
9. Штриховка контура буквы Ж |
– Достаньте листки, лежащие на ваших столах. Аня, что на них изображено? (контур, трафарет буквы ж). Его вам необходимо заштриховать. Девочки штрихуют слева направо, мальчики сверху вниз. |
||
10. Чтение слов, слогов |
Слоги читаем все вместе на схеме. |
Слоги, слова написаны на доске. Читаем все вместе. |
|
11. Итог |
– Какой звук был сегодня у нас в гостях? Какой это звук? Назовите слова, в которых произносится звук [ж]. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что делали на занятии? Что из этого вам больше всего понравилось? |
– Какой звук был сегодня у нас в гостях? Какой это звук? Я вам назову слова, вы выберите те, в которых произносится звук [ж]. |
|
12. Самооценка детей |
– Большое спасибо за занятие каждому из вас. Меня порадовало ваше внимание, аккуратность, старание на занятии. А сейчас вы оценит себя сами на экране оценки. Сначала это сделают девочки, после мальчики. |