Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ФФНР «Согласный звук [ж], буква Ж ж»

Разделы: Логопедия


Педагогическая цель: закрепление правильного произношения звука [ж], знакомство с буквой Ж ж, закрепление навыка чтения; продолжать закреплять понятие о согласных звуках; продолжать учить определять положение звука в слове; закреплять навык деления слов на слоги; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Индивидуальная работа: автоматизация звука [ж] у Гоши Б., Полины Б., Димы С., Ильи Т., Джамили К., Димы Т., Анны Ш.;  по развитию графо-моторных навыков у Ани Ш., Таисии Ш., Глеба П. – правильно держать карандаш; по развитию лексико-грамматических категорий: согласование местоимений с глаголом – Аня Ш., Никита Т.; по развитию навыка звукового анализа – Полина Б., Таисия Ш., Ангелина Б., Дима Т.

Целевые ориентиры образования: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает живое, заинтересованное участие в педагогическом процессе, помогает своим товарищам в случае затруднения.

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

  • строчная и заглавная буква Ж ж;
  • таблица  слогов и слов  для чтения.

Раздаточный материал:

  • предметные картинки на звук [ж];
  • простой карандаш;
  • контур буквы Ж;
  • полоски «Место звука в слове»;
  • синий, красный и зеленый круги;
  • карточки для чтения слов на звук [ж].

Ход занятия

Содержание работы

1 подгруппа

2 подгруппа

1. Организацион-
ный момент

– Посмотрите на свои столы. Кто догадался, какое занятие  сейчас будет? Сегодня на занятии по обучению грамоте к нам в гости придет новый звук, но какой – вы узнаете чуть позже. Если мы хотим быть успешными на занятии то, что нам для этого нужно? (Правильно сидеть, внимательно слушать логопеда и друг друга, правильно говорить, помогать друг другу).  Ну что ж, пришло время узнать, кто же сегодня у нас в гостях.

Игра «Четвертый лишний»

Жук, белка, волк, заяц
(т.к. белка, волк, заяц – животные леса, а жук – это насекомое)
Тюлень, морж, жираф, песец
Лыжи, велосипед, ролики, самокат

Жук упал и встать не может –
Ждет он, кто ему поможет.

2. Произнесение, характеристика звука [ж]

– Какой же одинаковый звук звучал почти в каждом слове? (Звук [ж])

Верно. А сейчас давайте все мы превратимся в жуков и полетим на цветочную поляну. Полетели!!! (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж)

– А теперь необходимо понять, какой звук мы только что произносили: гласный или согласный?

– Согласный! – А почему?

1. У него есть короткая песенка ж-ж-ж-ж-ж

2. Ротик этот звук закрывает, а не широко открывает.

3. При произнесении этого звука воздух во рту встречает преграду: в верхние зубы упирается язык в форме  «чашечки».

– Правильно. А теперь приложите ладонь к горлышку и послушайте: какой ещё это звук? (Звонкий). Верно.

– Дайте полную характеристику звука  [ж]: согласный, звонкий, твердый. А может ли этот звук быть мягким? (Нет)

– Правильно. Этот звук всегда твердый.

3. Выделение звука [ж] на слух

Звук [ж] предлагает нам поиграть с ним в игру: «Голодные лягушата». Приготовьте свои ладошки и не забудьте, если вы поймате не тот звук или слово, обязательно почистите свои ладошки, чтобы животики не заболели.

а) жа, ша, за, жду, шты, зно, ажда, тда, фра, шба, жив …;

б) занавеска, жаворонок, дирижабль, этажерка, штукатур, оранжерея, незабудка, путешествие, стрекоза, пирожное…;

4. Преобразование слогов, слов

– У меня есть слог жи. Я к нему добавлю впереди звук [у]. Какое новое слово получится? (Ужи). А теперь заменяю звук [у]  на слог лу. Какое новое слово получится? (Лужи) А теперь слог лу замените на слог но. Какое новое слово получится? (Ножи) А теперь к этому слову в конце добавьте звук [к]. Какое новое слово получилось? (Ножик)

– У меня есть слог жа. Я к нему спереди добавлю слог лу, какое новое слово получится? (Лужа) А теперь замените звук [а], на звук [и], какое новое слово получится? (Лужи)

5. Определение места звука [ж] в слове и деление слов на слоги

– Приготовьте всё необходимое для определения места звука в слове. Какой цвет кружочка мы выберем для обозначения звука [ж]? (Синий, т.к.  звук  [ж] всегда твердый). Правильно. Приступаем к работе. У вас в подставке у каждого лежит картинка. Назовите мне слова со звуком [ж]. (Дети называют свои слова на картинках). Теперь каждый определит место звука [ж] в слове, расскажет об этом остальным, а ребята должны внимательно слушать своего товарища, и в случае  ошибки поднять руку, чтобы исправить ответ своего товарища.

Образец: В слове жук звук  [ж] слышится вначале слова.

– Теперь ваши слова вы должны разделить на слоги, объяснив при этом, почему в слове столько слогов.

6. Физминутка

Чтение стихотворения сопровождается движениями детей.

Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью,
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

– Назовите слова из стихотворения, в которых слышится звук [ж]

7. Знакомство с буквой  Ж

– Чем отличается звук от буквы? (звук я говорю и слышу, а букву пишу и вижу.)
– Посмотрите на букву Ж внимательно (на доске выставлена заглавная и строчная буквы). На что похожа буква Ж? (Ответы детей) (Эта буква широка и похожа на жука, и при этом точно жук, издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж).
Из каких элементов состоит буква  Ж? (Из пяти палочек)
– Арина, выйди к доске и покажи, из каких таких пяти палочек состоит эта буква, а мы все вместе с Ариной их посчитаем.

8. Написание буквы в воздухе

– Напишем букву  Ж  в воздухе  (сначала комментирует логопед, после дети)
Вертикальная прямая линия сверху вниз. С левого верхнего угла наклонная слева направо до середины прямой линии. С правого верхнего угла наклонная справа налево до середины прямой линии. От середины прямой линии справа налево вниз. От  середины прямой линии слева направо вниз.
– Ксения Юрьевна пишет элементы буквы на доске, а вы, ребята, в воздухе.

9. Штриховка контура буквы Ж

–  Достаньте листки, лежащие на ваших столах. Аня, что на них изображено? (контур, трафарет буквы ж). Его вам необходимо заштриховать. Девочки штрихуют слева направо, мальчики сверху вниз.
– Вспомните, как правильно держать карандаш при письме.
Приступайте к выполнению задания.

10. Чтение слов, слогов

Слоги читаем все вместе на схеме.
Раздаю индивидуальные карточки со словами. Дают объяснения того слова, что они прочитали.
– Оля читает свое слово по карточке, а все остальные следят на доске, правильно ли она читает, чтобы исправить возможную ошибку.

Слоги, слова написаны на доске. Читаем все вместе.

11. Итог

– Какой звук был сегодня у нас в гостях? Какой это звук? Назовите слова, в которых  произносится звук [ж].  Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что делали на занятии? Что из этого вам больше всего понравилось?

– Какой звук был сегодня у нас в гостях? Какой это звук? Я вам назову слова, вы выберите те, в которых  произносится звук  [ж].

12. Самооценка детей

– Большое спасибо за занятие каждому из вас. Меня порадовало ваше внимание, аккуратность, старание на занятии. А сейчас вы оценит себя сами на экране оценки. Сначала это сделают девочки, после мальчики.