“Единственный путь ведущий к знанию – деятельность”.
Б.Шоу
Именно системно-деятельностный подход является особенностью стандарта нового поколения в обучении как методологии ФГОС. Новые знания учащиеся получают не в готовом виде, а добывают в процессе учебного исследования под руководством учителя. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Для организации учебной деятельности есть множество самых разных подходов и направлений. К ним относятся стратегии преподавания, под которыми понимаются целевые установки, распределение ролей и выбор средств преподавания на конкретном этапе образовательного процесса.
Для конструирования урока математики в 5 классе по теме “Сравнение дробей” используется интерактивная стратегия взаимодействия учителя и учеников. Такая стратегия позволяет совершать переход от одностороннего воздействия учителя на учеников к их непосредственному взаимодействию. Основное внимание переносится с лекционных методов обучения к обсуждению, а учебный процесс строится в диалоговом режиме. Преподавание приобретает индивидуальный характер. У учащихся появляется возможность получать ответы на волнующие их вопросы и предлагать собственные решения. Формулирование тем и проблем также происходит в ходе обсуждения. Вопросы, которые поднимаются при изучении той или иной темы, становятся результатом совместной деятельности преподавателя и учащихся.
На разных этапах урока применяются различные технологические приемы.
- На этапе “Проблематизация, актуализация, мотивация” используется прием “Необъявленная тема”, который позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не затрудняя восприятия непонятными терминами.
- На этапах “Первичное ознакомление” и “Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия” используется прием из технологии развития критического мышления, который называется “До и после”. Данный прием формирует умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты, выражать свои мысли, сравнивать и делать вывод. В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал.
- На этапе “Отработка и закрепление” используются приемы “Лови ошибку” и “Кластер”. Прием “Лови ошибку” формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, совещаются, принимают решение. Далее представитель группы передает результаты учителю или оглашает их перед всем классом.
Прием “Кластер” – это графическая организация материала, раскрывающая смысл того или иного понятия. Ключевое понятие записывается в центре листа, от него отходят стрелки-лучи в разные стороны и соединяют его с другими словами, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее.
На заключительном этапе урока ученик сравнивает содержание таблицы "До" и "После" и делает вывод.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме “Сравнение дробей” приведена в Приложении 1.
Литература.
- И. Муштавинская, О. Крылова. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. – М.: КАРО. 2015.
- Е. Иваньшина, О. Ивашедкина. Современные педагогические технологии. Методическое пособие. – М.: КАРО. 2015.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003.