Предмет: русский язык, 2 класс
Учебник: “Русский язык в 2-х частях”, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, “Просвещение”, 2015г.
Урок – изучение новой темы.
Продолжительность: этапы урока (повторение, введение в тему урока, закрепление)
Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью программного обеспечения elite Panaboard для интерактивной доски Panasonic.
Авторские комментарии: ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать в качестве фронтальной работы с классом при изучении и актуализации знаний на серии уроков по теме: “Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком”. На уроке может использоваться как один слайд, так и несколько слайдов (зависит от темы урока и цели, которую ставит учитель при проведении при объяснении новой темы, закреплении материала)
При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО elite Panaboard.
Инструменты Текст, шторка, маркер.
Работа с объектом: выделение, закрепление, порядок, прозрачность.
Организация навигации;
Приемы “Спрятать-показать”, скрытие “Штора”, скрытие за пределами страницы.
Работа с маркером.
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Слайд | Пояснения к страницам |
1 | Титульный слайд. Тема урока. Общая информация о материале. |
2 | Словарная работа. Этап повторения в
начале урока. Учащиеся записывают слова в тетрадь с помощью картинок на слайде. Затем сверяют свою работу с правильными ответами на доске. Использован прием “скрыть за объектом”. На странице расположен зеленый ромбик. Вытаскиваем его и появляются правильные ответы. Время работы – 5 мин. Использование ИД позволяет переместив один объект работать со всеми словами. |
3 | Этап – постановка проблемного вопроса. Учащимся предлагается прочитать предложения и выяснить, какую работу необходимо провести (вставить пропущенные буквы). В ходе работы устанавливается, что не знаем правила и способа проверки парных согласных по глухости-звонкости. Переходим ссылкой к следующему слайду, чтобы ознакомиться с правилом. После возвращаемся к этому же заданию, выполняем его. Вставляем правильную букву, пользуясь правилом. Получаем правильный ответ. Формулируется тема урока. Время работы – 5 мин. Использование ИД делает задание наглядным и интересным. |
4 | Этап – работа по теме урока. Игра “Найди пару!” (ассоциации). Учащиеся объединяют слова в пары по смыслу. Ученик с помощью маркера делает это у доски. Использован прием затенения объекта – “шторка”. Время работы – 8 мин. На данном этапе средства ИП делают интересным проверку задания, заменяют прием завешивания плаката или части доски, работая с дидактическим бумажным материалом. В ppt это осуществить невозможно. |
5 | Этап – закрепление темы урока. Проверка и написания парных согласных в корне слова. Учащиеся выполняют задания в парах. После окончания задания предлагается проверить. Использован прием “проявление”. Пропущенная буква в слове окрашена под цвет фона. Проверяем себя при помощи ластика, проводим ластиком в каждом окошечке, появляется ответ. Время работы – 7-10 мин |
6. | Этап. Рефлексия. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, затем проверяют написанное на доске с помощью приема якорь. На слайде зафиксированы картинки, при проверке каждого слова картинка накладывается на картинку и ответ проверяется. Время работы 3 мин. |
7. | Используемые материалы. |
Цель: знакомство с темой “Парные звонкие и глухие согласные”; вырабатывать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; дать представление о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому подобные окончания слов требуют проверки; развивать умение производить анализ звукового состава слова, сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах; воспитывать интерес к слову, поиску его значения.
Оборудование: таблица парных звонких и глухих согласных; карточки со словами: суп, зуб, коса, коза, сахар,Захар, кассета, газета, роса, роза, шар, жар, тень, день, стог, сток, гость, кость, голос, колос, бар, пар, ваза, фаза, воз; загадки В.Степанова; карточки со словарными словами, парными звонкими и глухими согласными.
1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня вспомним правила написания звонких и глухих согласных в корне слова, а еще постараемся ответить на вопрос, почему в слове слышится один согласный звук, а на письме он обозначается другой согласной буквой.
2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.
- Напишите письменными буквами заглавную и строчную буквы Д, д.
СЛАЙД 2
Картинный словарный диктант. (на слайде картинки, ребята должны записать название картинок, затем самопроверка)
3. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это...(белка).
Запишите ответ у себя в тетради,подчеркните буквы, обозначающие звонкие или глухие парные звуки.(б,к)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
Запишите слово у себя в тетради, подчеркните буквы, обозначающие звонкие или глухие парные звуки.(в, б)
Купчиха растолстела,
Три пояса надела.
Когда с водой, то хвалится,
А без воды-развалится.(бочка)
Запишите слово у себя в тетради, подчеркните звонкие или глухие парные звуки.(б,к)
4. Работа по новой теме.
Произнесите вслух написанные в тетради слова. Все парные глухие и звонкие согласные звуки здесь звучат ясно и четко. Однако встречаются слова, где не всегда можно четко услышать звук. Посмотрите на доску (СЛАЙД 3) и прочитайте вслух слова : гараж - шалаш, мороз - вопрос, рукав - шкаф . Звонкий согласный звук на конце слова здесь заменяется глухим. Для того чтобы не сделать ошибок на письме, звонкие и глухие согласные в конце слова необходимо проверять, то есть так изменить слово, чтобы после звонкого или глухого согласного стоял гласный звук.(СЛАЙД 4)
Давайте найдем проверочное слово к слову “гараж”. (Гаражи)
Так почему нам необходимо проверять это слово? (На конце слышится парный согласный звук Ш)
Почему слово “гаражи” является проверочным к слову “гараж”? (Потому что на конце слова после парного согласного здесь стоит гласный звук и)
Найдите проверочные слова к другим словам.
Подумайте и отгадайте еще загадки.
Без руля и без мотора
Вдаль, где солнышко встает,
По речным плывет просторам
Деревянный смелый .. (плот)
Как мы можем проверить это слово?(плот-плоты)
Различаются ли здесь звук, который мы слышим, а буква, обозначающая этот звук? (нет)
Значит, здесь написание слова не расходится с произношением.Запишите слова в тетрадь и подчеркните парные согласные звуки.Придумайте сами слова, в которых написание слова не расходится с его произношением. (суп, нос, колос)
Игра “Найди пару” (СЛАЙД 4)
5. Физминутка.
На елочке нашей (изображают елку)
Смешные игрушки (строят забавные рожицы)
Смешные ежи (присаживаются на корточки и фыркают)
И смешные лягушки (прыгают на месте)
Смешные медведи (ходят на месте вразвалочку)
Смешные олени (изображают оленьи рога)
Смешные моржи
И смешные тюлени! (делают несколько хлопков)
Мяч летает полосатый, (прыгают на месте)
В мяч играют медвежата (изображают неуклюжего медведя)
Можно мне?
Спросила мышка (присаживаются на корточки)
Что ты!
Ты еще малышка.(машут рукой)
6. Закрепление пройденного материала.
а) Давайте поиграем. На левой стороне доски находятся карточки со словами: зуб, коза, Захар, роза, жар, гость, голос.Самостоятельно подберите к этим словам пары с глухими согласными и запишите эти пары в тетрадях.
Давайте проверим, правильно ли вы написали слова.(ученики по очереди читают пары, указывают на то, какие парные согласные были заменены во втором слове)
б) СЛАЙД 5 Вставьте пропущенные буквы и спишите.
в) Работа с предложениями.
Читается план на доске:
1. Предложение повторяем и записываем.
2. Находим слово с парным согласным на конце.
3. В скобках пишем проверочное слово.
4. Проверяем.
Был сильный моро_.(морозы) Снег_ (снега) лег на ветки ели. Зверь оставил сле_ (следы) на снегу. Я встал в сугро_. (сугроб)
7. Физминутка.
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь.
За счастливый день вчерашний
Раз присядьте, два присядьте
И за парту тихо сядьте.
8. Рефлексия.
СЛАЙД 6 “Проверь себя”
Лев – львы
Жираф – жирафы
Ёж - ежи
9. Итог урока.
Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
(вспоминали, чем отличаются звонкие и глухие согласные, составляли пары из парных звонких и глухих согласных)
Что нового мы узнали на этом уроке? (встречаются слова, на конце которых стоят парные звонкие и глухие согласные. Если на конце слова находится парный глухой согласный, то произношение звука не расходится с его написанием, если на конце слова стоит парный звонкий согласный, то при произношении оглушается, в этом случае необходимо проверить слово, найти такую его форму, чтобы после парного звонкого стоял гласный звук.
Приведите примеры.
Я раздам вам правило в стихотворной форме, вы его выучите наизусть.
Если слышишь парный звук.
Будь внимательным, мой друг
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй:
зуб- на зубы, лед-на льды
Будешь грамотным и ты.
10. Домашнее задание.
- Выучить правило в стихах.
- С.93 упражнение №172.