Урок русского языка на тему "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: закрепление орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

  • создать условия для развития орфографической зоркости, познавательной активности;
  • способствовать овладению умением писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • развить выразительность устной и письменной речи при говорении и письме.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся выполнять правила поведения ученика на уроке, выявлять причины успешности, /неспешности в учебной деятельности

Предметные: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу,  находить ошибки в предложенных словах, подбирать примеры слов с этими сочетаниями, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Метапредметные:

  • Познавательные: учащиеся используют знако-символические средства при оформлении правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • научатся делать выводы о результате совместной работы в группах, парах и всего класса
  • Регулятивные: учащиеся научатся определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать деятельность на уроке под руководством учителя, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
  • Коммуникативные: учащиеся научатся сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом для индивидуальной работы, ЦОР "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу", выполненный в программном обеспечении SMART Notebook.

Презентация 1, Презентация 2.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Чистописание. (Слайд 2)

- Назовите мягкие шипящие согласные звуки. (ч, щ) Запишите их.

- Назовите твердые шипящие согласные звуки. (ж, ш) Запишите их.

- Запишите сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Словарный диктант. (Слайд 3)

- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит,
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)

Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт. (Часы)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (Машина)

У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Шука)

3. Самоопределение к деятельности.

Выборочный диктант. (Слайд 4)

Учитель диктует слова. Ребята записывают в первый столбик слова с сочетаниями жи-ши, во второй – с сочетаниями ча-ща, в третий – с сочетаниями чу-щу.

Щука, машина, тишина, чашка, щавель, лыжи, задача, чудо, чугун.

- Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило написания этих сочетаний.

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упражнение. 6 (с. 118)

- Выполните задания к упражнению.

Упражнение. 8 (с. 118)

- Прочитайте. Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто?

- Измените каждое слово так, чтобы в нём говорилось о нескольких предметах.

- Запишите два предложения.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упражнение. 10 (с. 119)

- Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в словах?

- Выполните задание к упражнению.

7. Закрепление изученного материала. (Слайды 5, 6) (Приложение 1)

  1. Ответьте на вопросы. Запишите слова-отгадки, подчеркните орфограмму.
  2. У учеников карточки с заданием как на слайде «Вставь пропущенные буквы». Один ученик работает у доски. Он перетаскивает нужную букву и вставляет ее в слово.

8. Итог урока. (Слайд 7)

Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ.

- Что мы закрепляли сегодня на уроке?

- Что понравилось на уроке больше всего?

Использованная литература.

  1. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Москва. Просвещение, 20011 г.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. Москва. «Вако», 2014 г.
  3. Канакина В.П. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2014 г.

* * *

Методические рекомендации по использованию дидактического материала

Предмет: русский язык, 1 класс

Учебник: «Русский язык 1 класс, в 2-х частях», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2012 г.

Тема: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Урок – систематизации и обобщений знаний и умений.

Продолжительность: этапы урока (повторение, введение в тему урока, обобщение и систематизация знаний)

Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью программного обеспечения elite Panaboard для интерактивной доски Panasonic.

Авторские комментарии: ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать в качестве фронтальной работы с классом при изучении и актуализации знаний на серии уроков по теме: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу».  На уроке может использоваться как один слайд, так и несколько слайдов (зависит от темы урока и цели, которую ставит учитель при проведении при объяснении новой темы, закреплении материала).

При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Elite Panaboard:

  • Инструменты Текст, Фигуры, шторка, маркер, ластик
  • Работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок;
  • Приемы: скрытие «Штора», затенение, скрытие за пределами страницы, якорь.
  • Работа с маркером.
  • Работа со слоями.
Слайд

Пояснения к страницам

 1

Титульный слайд.
Общая информация о материале.
Тема урока.

 2

Минутка чистописания. Учащиеся читают вопрос и записывают нужные буквы в тетрадь. Затем, используя ластик, учитель или вызванный к доске ученик проверяют правильность выполнения задания.
Использован прием ластик.

Время работы - 3-5 мин.

Использование ИД – заменяет работу на меловой доске и позволяет быстро проверить задание.

 3

Словарная работа. Этап повторения в начале урока.

Учащиеся отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь, подчеркивают в словах орфограмму. Затем сверяют свою работу с ответом на доске.

Использован прием «Штора», затенение.

Время работы – 5 мин.

На данном этапе средства ИД делают интересным проверку задания, заменяют прием завешивания плаката или части доски, работая с дидактическим бумажным материалом.

 4

Этап – повторения изученного материала. 

Учащимся предлагается учащимся предлагается записать слова, распределив их в три столбика. После выполнения задания вытаскивается по очереди каждая бабочка и появляется правильный ответ.

Использован технологический прием скрыть за пределами страницы, якорь.

Время работы – 7 мин.

Технологические приемы данного этапа работы заменяют работу с меловой доской или с напечатанным текстом на слайде в ppt. В ppt, чтобы показать слово, приходится настраивать команду «появление по щелчку» на каждое правильное слово.

 5

Этап – закрепления изученного материала.

1. Учащимся предлагается ответить на вопросы и подчеркнуть в словах изучаемую орфограмму.
Вызванный к доске ученик перетаскивает и вставляет нужное слово-ответ в окошко, маркером подчеркивает орфограмму.

Использован прием перетаскивание объекта, маркер.

Время работы – 5 мин.

Использование ИД – заменяет работу с меловой доской и помогает отработать прием использования маркеров.

2. У учеников карточки с заданием как на слайде «Вставь пропущенные буквы». Один ученик работает у доски. Он перетаскивает нужную букву и вставляет ее в слово. Затем, для проверки, совмещает левую рыбку с правой и открывается правильный ответ.

Использован прием перетаскивание объекта, якорь.

Время работы - 3 мин.

Использование ИД делает задание наглядным и интересным.

 6

 7

Этап – подведение итога урока.

Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ. Если ответ не верен – цифра исчезает.

Использован технологический прием работа со слоями, маркер.

Время работы – 3 мин.

На данном этапе средства ИД делают интересным проверку задания.

8

Используемые материалы и интернет-источники.