Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: закрепление орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
- создать условия для развития орфографической зоркости, познавательной активности;
- способствовать овладению умением писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- развить выразительность устной и письменной речи при говорении и письме.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся выполнять правила поведения ученика на уроке, выявлять причины успешности, /неспешности в учебной деятельности
Предметные: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу, находить ошибки в предложенных словах, подбирать примеры слов с этими сочетаниями, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Метапредметные:
- Познавательные: учащиеся используют знако-символические средства при оформлении правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- научатся делать выводы о результате совместной работы в группах, парах и всего класса
- Регулятивные: учащиеся научатся определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать деятельность на уроке под руководством учителя, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
- Коммуникативные: учащиеся научатся сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в группах
Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом для индивидуальной работы, ЦОР "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу", выполненный в программном обеспечении SMART Notebook.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Чистописание. (Слайд 2)
- Назовите мягкие шипящие согласные звуки. (ч, щ) Запишите их.
- Назовите твердые шипящие согласные звуки. (ж, ш) Запишите их.
- Запишите сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Словарный диктант. (Слайд 3)
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит,
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт. (Часы)Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (Машина)У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Шука)
3. Самоопределение к деятельности.
Выборочный диктант. (Слайд 4)
Учитель диктует слова. Ребята записывают в первый столбик слова с сочетаниями жи-ши, во второй – с сочетаниями ча-ща, в третий – с сочетаниями чу-щу.
Щука, машина, тишина, чашка, щавель, лыжи, задача, чудо, чугун.
- Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило написания этих сочетаний.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упражнение. 6 (с. 118)
- Выполните задания к упражнению.
Упражнение. 8 (с. 118)
- Прочитайте. Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто?
- Измените каждое слово так, чтобы в нём говорилось о нескольких предметах.
- Запишите два предложения.
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упражнение. 10 (с. 119)
- Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в словах?
- Выполните задание к упражнению.
7. Закрепление изученного материала. (Слайды 5, 6) (Приложение 1)
- Ответьте на вопросы. Запишите слова-отгадки, подчеркните орфограмму.
- У учеников карточки с заданием как на слайде «Вставь пропущенные буквы». Один ученик работает у доски. Он перетаскивает нужную букву и вставляет ее в слово.
8. Итог урока. (Слайд 7)
Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ.
- Что мы закрепляли сегодня на уроке?
- Что понравилось на уроке больше всего?
Использованная литература.
- Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Москва. Просвещение, 20011 г.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. Москва. «Вако», 2014 г.
- Канакина В.П. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2014 г.
* * *
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Предмет: русский язык, 1 класс
Учебник: «Русский язык 1 класс, в 2-х частях», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Тема: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Урок – систематизации и обобщений знаний и умений.
Продолжительность: этапы урока (повторение, введение в тему урока, обобщение и систематизация знаний)
Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью программного обеспечения elite Panaboard для интерактивной доски Panasonic.
Авторские комментарии: ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать в качестве фронтальной работы с классом при изучении и актуализации знаний на серии уроков по теме: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу». На уроке может использоваться как один слайд, так и несколько слайдов (зависит от темы урока и цели, которую ставит учитель при проведении при объяснении новой темы, закреплении материала).
При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Elite Panaboard:
- Инструменты Текст, Фигуры, шторка, маркер, ластик
- Работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок;
- Приемы: скрытие «Штора», затенение, скрытие за пределами страницы, якорь.
- Работа с маркером.
- Работа со слоями.
Слайд | Пояснения к страницам |
1 |
Титульный слайд. |
2 |
Минутка чистописания. Учащиеся читают вопрос и записывают нужные буквы в тетрадь. Затем, используя ластик, учитель или вызванный к доске ученик проверяют правильность выполнения задания. Время работы - 3-5 мин. Использование ИД – заменяет работу на меловой доске и позволяет быстро проверить задание. |
3 |
Словарная работа. Этап повторения в начале урока. Учащиеся отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь, подчеркивают в словах орфограмму. Затем сверяют свою работу с ответом на доске. Использован прием «Штора», затенение. Время работы – 5 мин. На данном этапе средства ИД делают интересным проверку задания, заменяют прием завешивания плаката или части доски, работая с дидактическим бумажным материалом. |
4 |
Этап – повторения изученного материала. Учащимся предлагается учащимся предлагается записать слова, распределив их в три столбика. После выполнения задания вытаскивается по очереди каждая бабочка и появляется правильный ответ. Использован технологический прием скрыть за пределами страницы, якорь. Время работы – 7 мин. Технологические приемы данного этапа работы заменяют работу с меловой доской или с напечатанным текстом на слайде в ppt. В ppt, чтобы показать слово, приходится настраивать команду «появление по щелчку» на каждое правильное слово. |
5 |
Этап – закрепления изученного материала. 1. Учащимся предлагается ответить на вопросы и подчеркнуть в словах изучаемую орфограмму. Использован прием перетаскивание объекта, маркер. Время работы – 5 мин. Использование ИД – заменяет работу с меловой доской и помогает отработать прием использования маркеров. 2. У учеников карточки с заданием как на слайде «Вставь пропущенные буквы». Один ученик работает у доски. Он перетаскивает нужную букву и вставляет ее в слово. Затем, для проверки, совмещает левую рыбку с правой и открывается правильный ответ. Использован прием перетаскивание объекта, якорь. Время работы - 3 мин. Использование ИД делает задание наглядным и интересным. |
6 |
|
7 |
Этап – подведение итога урока. Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ. Если ответ не верен – цифра исчезает. Использован технологический прием работа со слоями, маркер. Время работы – 3 мин. На данном этапе средства ИД делают интересным проверку задания. |
8 |
Используемые материалы и интернет-источники. |