Цель:
- Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении.
- Формировать понятие “зимующие птицы”.
- Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, глаголы.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, рисунок кормушки, макет дерева.
Ход занятия
Дети сидят в группе в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте ребята вместе поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зима, зимующие птицы.
Воспитатель: где живут птицы? (Высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах).
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.
Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья, они питаются семенами, ягодами рябины. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные и питаются они крошками, зернышками и салом.
Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица. Питается очистками, остатками пищи.
Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый...питается крошками.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?
“Черный жилет,
Красный бирет,
Нос как топор,
Хвост как упор”.
Дети: Дятел.
Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Воспитатель: что умеют птицы (глаголы): ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), долбить, выклёвывать, строить (гнёзда), вылущивать (семена), рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе), взлетать и т.д.
Как кричать некоторые из птиц:
воробьи - чирикают синицы – свистят голуби - воркуют вороны - каркают и т.д.
Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Физкультминутка: “Летает – не летает”
“Поймай зимующую птицу” Взрослый называет разных птиц, а ребёнок хлопает, если услышит название зимующей птицы: попугай, голубь, кукушка, ворона, сорока, ласточка, воробей, соловей, дятел и т. д.
Закончите предложения:
- Мы видели в лесу (кого?) – ворону и т.д.
- Мы любовались (кем?) – синицей и т.д.
- Мы дали корм (кому?) – воробью и т. д.
Упражнение “Назови ласково” (с мячом).
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру “Назови ласково”:
- Снегирь - снегирёк,
- Синица - синичка,
- Голубь - голубок,
- Воробей - воробейчик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Для чего они это сделали?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Упражнение “Каких птиц много на дереве?”
Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
- На дереве много...синиц,
- На дереве много...дятлов,
- На дереве много...ворон,
- На дереве много...снегирей.
Дидактическая игра "Кто лишний?"
Воспитатель (подводится итог занятия):
- Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
- Каких птиц вы увидели?
- Как нужно помогать птицам в зимнее время?
А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.