Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с обычаями традициями коренных малочисленных народов севера Сахалина – нивхов, элементами их танцевального искусства.
Задачи урока:
- Сформировать умения и навыки в изучении элементов фольклорных танцев и национальных игр коренных малочисленных народов севера, связанных с праздником медведя.
- Гармонически развивать учащихся посредством искусства национального танца аборигенов. Игра “Тройной прыжок”.
- Воспитывать патриотические чувства, музыкально-эстетический вкус, толерантность, уважение к культуре коренных малочисленных народов Сахалина и других народов.
Оборудование:
- Музыкальный центр. Музыкальный материал, диск “Тихие песни предков” из сборника песенного фольклора нивхов. Музыкальные инструменты нивхов. Выставочные экспонаты подлинной верхней одежды нивхов (из школьного музея). Фотодокументы летнего жилища аборигенов, предметов быта и промысла коренных малочисленных народов северного Сахалина. Бубны и гимнастические скамейки.
Ход урока
Со звонком, учащиеся входят в хореографический класс и выстраиваются по периметру, в форме “каре” лицом к центру класса. Урок начинается с приветствия учителя и ответного движения “поклон” детей.
Вступительная беседа. Нацелена на формирование личностных УУД.
Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Воспитание гражданской идентичности. Любви к Отечеству. Знание культуры своего народа, области основ культурного наследия народов России и человечества. Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способность вести диалог достигать взаимопонимания.
Учитель: Ребята, мы уже знакомились с традициями и обычаями коренных малочисленных народов севера, с праздником, который корнями уходит в глубокую древность. Связан этот праздник с освобождением воды от ледяного плена. Домашнее задание было: Найти сведения о другом празднике нивхов, используя источники знаний в библиотеке, у родных и знакомых. Кто узнал о других праздниках (КМНС) коренных малочисленных народов севера нивхов. Кроме праздника “первой воды”?
Формирование познавательных УУД. Привитие навыков познавательной и исследовательской деятельности.
Учащийся: Я прочитал в городской библиотеке ещё об одном празднике нивхов. Это “праздник Медведя”.
Учитель: Верно. Как вы догадались, темой сегодняшнего урока будет….?
Учащийся: нивхский “праздник Медведя”. (Кратко рассказывает о празднике).
Учитель: А так же расскажет нам об этом празднике Елена Чавлик. Она узнала о празднике Медведя от своей бабушки носителя нивхского языка.
Учащаяся: Древняя традиция северных народов раз в семь лет устраивать медвежий праздник с участием представителей всех родов и стойбищ. Медведь почитается аборигенами как священное животное, в котором живет дух горного человека. После заклания медведя проходят состязания северян в ловкости и силе. На празднике звучат нивхские народные инструменты кални, канга и заканга. (Показывает инструменты). Женщины нивхи исполняют ритуальный танец посвящённый медведю. Молодые нивхи демонстрируют силу и ловкость в тройных прыжках. Прыжках через нарты, стрельбе из лука, метании топора. Праздник всегда проходит весело участники показывают свою силу, быстроту, ловкость.
Учитель: Правильно. “Праздник Медведя” - это нивхский эпос, древний обычай народов севера. Нивхи стремятся задобрить духов и просят о лучшей жизни. Удачного промысла, процветания своего рода. Заканчивается праздник самым зрелищным соревновательным моментом. В прыжках через нарты побеждает тот, кто без остановки перепрыгивает через самое большое количество нарт. Тройной прыжок пришёл из нивхских обрядов — прыжки через костер (нивхи считали, что таким образом они получают от духа огня здоровье и удачу). Зрелище сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах. Нивхи просят духа горного человека (медведя) послать им удачную охоту и рыбалку. Приносят медведю свои пожертвования. Это национальный обрядовый праздник, который из поколения в поколение передаётся от старейшин молодёжи. Учитель демонстрирует некоторые экспонаты из школьного музея.
- Халат нивхов (женский)
- Обувь из шкуры нерпы (тарбаза)
- Головной убор (женский, мужской)
- Музыкальные инструменты тынрын, канга и заканга.
I. Подготовительная часть урока
В данной части урока формируются регулятивные УУД.
1) самостоятельная постановка целей в двигательной деятельности, самоанализ мотивов;
2) выбор путей достижения целей;
3) самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели;
4) оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста;
5) принятие решений и осуществления осознанного выбора в сочинении хореографического образа.
Учитель: Ритм всегда сопутствовал праздникам нивхов. Мы прослушаем фольклорную музыку. Далеко разносятся удары по тятьчхаш в округе (это высушенное деревянное бревно), созывая нивхов на праздник. Какую же цель ребята поставим перед собой в уроке? Если мы говорим о празднике медведя?
Ученик: Цель - познакомиться с этим праздником. Я думаю, что на сегодняшнем уроке, мы как будто побываем на “Празднике медведя”. Научимся движениям нивхского танца.
Учитель: Ещё разучим национальную игру нивхов “тройные прыжки”, результатом урока станет пластический этюд танца обращённого к священному животному Медведю.
Учитель, даёт одному из учащихся в руки бубен, украшенный меховыми амулетами и цветными ленточками, задаёт ритмический рисунок и предлагает учащимся выполнить разминку мышц тела. Задание: слушать ритм и изменять темп движений согласно ударам бубна. По команде ребята выполняют марш по кругу. Целью упражнения является:
- Сосредоточение внимания и слухового восприятия;
- Разогрев мышц тела;
- Эмоциональный настрой на предстоящее действие.
Маршевые шаги можно сочетать с ходом на носках, с перекатом стопы, с различной координацией рук. Затем, следуя за ударами бубна, дети по команде учителя переходят в лёгкий бег по кругу. Во время движения учитель предлагает ритмическое задание. Например: отметить хлопком второй и четвёртый удар бубна. Учитель периодически ведёт подсчёт. Постепенно ребята переходят на шаг и движения, восстанавливающие дыхание.
По мере выполнения упражнения учитель даёт команду на перестроение в “колонну по два” на середину класса. Учащиеся останавливаются лицом к учителю и выполняют упражнения разминки.
II. Основная часть урока
Слушание и восприятие музыки.
(Использование информационно-коммуникационных технологий);
Учащимся предлагается прослушивание музыки со сборника фольклорных песен “Тихие песни предков” Песня №2 “Апак, Ньяпак”. Перевод текста раздаётся на заранее приготовленных листках.
Учитель: Прочтите перевод слов песни. О чем же рассказывает нам песня нивхов. Что вы представили в своем воображении?
(Регулятивные УУД. Самостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов);
Первый учащийся: В песне говорится о том, как “дядя”, охотник пошёл в лес за добычей. Автор просит его быть внимательным, не торопиться, чтобы не побеспокоить священное животное медведя.
Дядя, мой дядя, ай-я, ай-я
Осторожно поднимайся, (на гору) ай-я, ай-я
На берлогу не наткнись ай-я, ай-я
Поднявшись на гору, ай-я, ай-я
Садись и отдохни, ай-я, ай-я
Ещё немного поднявшись, ай-я, ай-я
Оглянись и осмотрись, ай-я, ай-я
Дядя, мой дядя, ай-я, ай-я
Осторожней поднимайся, ай-я, ай-я
Учитель: Какая это музыка, охарактеризуйте?
Дети: Песенная. Можно ритмически ответить, двигаться в такт ударам бубна.
Учитель: Вы обратили внимание на постоянно повторяющийся ритм в конце строки песни “ай-я, ай-я”?
Дети: Да. Они отмечаются двумя ударами бубна.
Учитель: Мы попытаемся создать пластический этюд на тему праздника медведя. И сохранить эти ударные акценты в движениях. Пофантазируйте, придумайте образ медведя и с чего мы начнём свой этюд?
Второй учащийся: Регулятивные УУД. Выбор путей достижения цели; Медведь священное животное для нивхов. Медведя называют хозяином леса. Он должен быть в центре этюдного рисунка.
Учитель: Хорошо. Вы верно рассуждаете.
Дети: Например: На повторяющиеся “ай-я, ай-я” можно кому-то ударять в бубен, а остальным хлопать в ладоши, собираясь в круг.
Учитель: Конечно, вы правы. Эхом ударов бубна являются движения танца. Задача танцующего не изображать, а выражать свои чувства языком движений. Давайте начнём с вашего предложения собрать всех в круг на праздник.
Сочинение пластического этюда “праздник медведя”.
В основной части урока формируются коммуникативные УУД. Работа в группе, паре, умение согласовывать свои действия; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации и пластические решения, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей формируются предметные УУД. Развития творческого, креативного мышления учащихся. Способности создавать новое в общей композиции.
Учитель: Придумаем рисунок танца нивхов и определим роль медведя в нашем пластическом этюде.
Учащиеся: Можно начать с движений по выстроенному кругу. Регулятивные УУД. Самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели;
Учитель: Хорошо. Приступим к изучению основного хода нивхского танца. А уже отсюда развейте рисунок, придумайте логические переходы из одного рисунка в другой.
Ученик чертит на доске схему рисунка танца. Учитель показывает танцевальные движения. Учащиеся разучивают танцевальный этюд. (Приложение №1)
Театрализованная часть урока.
Практический показ пластического этюда.
Формирование предметных УУД.
Формируются умения выполнять простые движения с музыкой гармонично, технически правильно. В характере национального танца нивхов. На уроке ребята исполняют выученный этюд с минимальным количеством движений (их 6) под ритмичное музыкальное сопровождение. Учитель: Мы выучили и показали хореографический этюд на празднике медведя. После того как дань почести, подношений завершена, проходят соревнования охотников, воинов. Сегодня мы выучим тройной прыжок, этот прыжок так же относится к традиционному нивхскому эпосу.
Учитель объясняет технику выполнения прыжка, и ребята выполняют его по диагоналям из точек 2-6, перебегая на диагональ 4-8.
Исполнив прыжки, учащиеся восстанавливают движениями дыхание. Садятся на свои места.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Регулятивные УУД. (Обще учебные УУД).
В рефлексии учащиеся демонстрируют умение оценивать результаты собственной деятельности, в том числе собственного роста;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в сочинении хореографического образа.
Умения анализировать, сопоставлять, находить ошибки в выполнении техники движений, исправлять их. Сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учитель: Итак, мы познакомились с эпосом нивхского народа, традиционным праздником Медведя. В результате урока вы…..
Учащиеся: составили хореографический этюд танца нивхов. Разучили национальную игру нивхов “тройной прыжок”.
Учитель: У кого данный прыжок получился лучше? (Учащиеся называют одноклассников).
Поделитесь вашими впечатлениями. Что удалось, что не получилось и почему? (Идёт обсуждение с ребятами, самоанализ, взаимоанализ). Учитель аргументирует оценки за урок, учитывая взаимооценку учащихся, уточняет, что нового они узнали на уроке.
Домашнее задание: Дома вы закрепите выученные движения этюда, повторите последовательность рисунка и движений. Отработайте движения рук, корпуса. Прочтите “Нивхские сказки” Евгения Гудан. Выберите одну из сказок для создания танцевального этюда в нивхском характере. Темой этюда будет дружба, взаимовыручка друг друга в трудной ситуации. Сюжет сказки должен раскрывать эту идею. Подумайте, в какой из сказок наиболее ярко отражается данная мысль.
Учитель благодарит всех за проделанную работу, прощается с учениками.
Учитель: Спасибо всем за урок. До встречи, ребята!
Учащиеся исполняют классический поклон, как на начало урока и выходят из класса.