Урок литературного чтения по теме "В.Бианки "Еж-спаситель". Скороговорки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, 2 класс


Цели деятельности педагога:

  • создать условия для ознакомления с творчеством В.В.Бианки, анализа поведения героев в изучаемом произведении, их чувств, выяснения причин поступков, раскрытия замысла автора;
  • создать условия для развития навыков чтения, умения ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой;
  • формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развивать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
  • Личностные: наличие интереса к учебному труду.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: умение устанавливать причинно–следственные связи.
    • Регулятивные: умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
    • Коммуникативные: умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других людей.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут.

Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, книги для выставки, опорные слова для схемы, карточки для моделирования обложки, презентация, раздаточный материал для творческого задания в группах.

Презентация.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, проверка готовности к уроку.

-Прозвенел звонок, а значит пришло время начать урок литературного чтения. Если вы считаете, что готовы к уроку, то можете присаживаться. Проверка готовности
II. Артикуляционная разминка

Цель: подготовка речевого аппарата к работе.

-На каждом уроке мы с вами ставим перед собой учебную задачу. Но для того, чтобы увидеть проблему и начать её решать, нам нужно хорошо подготовиться. С чего мы можем начать? Работа над правильным произношением посредством скороговорки.

С подготовки речевого аппарата

-Какой жанр устного народного творчества нам в этом помогает?

-А что бы вы рассказали о скороговорке?

-Сегодня одну из страниц учебника раньше всех открыла ... (имя ребёнка). Она хочет вам прочитать рубрику “Подсказка”, чтобы ещё раз обобщить все знания, которые у вас есть о скороговорках (учебник стр.16).

-скороговорка

-она учит правильно произносить звуки

-А как вы думаете, на какую тему мы сегодня снова будем брать скороговорки? Почему?

-Сегодня авторы учебника предлагают вам для работы три скороговорки. Откройте учебники на стр.16 и прочитайте их про себя.

-о животных, так как изучаем раздел “О братьях наших меньших”
-Значение каких слов вам не понятно в первой скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка.

- Кто такой “воронёнок”?

-Какой смысл у этой скороговорки?

-Значение каких слов вам не понятно во второй скороговорке?

Работа по ознакомлению со скороговорками.

-воронёнок

 

-потеряла птенца

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

-Что такое “щетина”?

-Кого называют “чушкой”?

-Что такое “чешуя”?

-Кого называют “щучкой”?

-щетина, чушку, чешуя, щучка.

-волосяной покров свиней, более толстые, плотные и твёрдые волосы.

-поросёнок, молодая свинья; грязный человек.

-наружный покров некоторых живых существ, состоящий из костных или роговых пластинок; чаще всего, у рыб.

-детёныш щуки

-Значение каких слова вам не понятно в третьей скороговорке?

Летят три пичужки через три избушки.

-Кто такие “пичужки”?

-Подскажите, как нужно читать скороговорку?

-Для чего это нужно?

-Тогда, может быть, вы подскажете, какие звуки отрабатываются в первой скороговорке? Второй? Третьей?

-птички

-быстро, чётко произнося каждый звук

-учиться правильно и понятно говорить

- [В]

- [Ш], [Щ]

- [Ш], [Т]

-Послушайте первую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам.

- Произнесем хором по слогам.

- Хором на одном дыхании.

- 1 ряд произносит шепотом на одном дыхании.

- 2 ряд в полголоса на одном дыхании.

- 3 ряд громко на одном дыхании.

-Послушайте вторую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам.

- Произнесем хором по слогам.

- Хором на одном дыхании.

- 1 ряд произносит в полголоса на одном дыхании.

- 2 ряд в громко на одном дыхании.

- 3 ряд шёпотом на одном дыхании.

-Послушайте третью скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам.

- Произнесем хором по слогам.

- Хором на одном дыхании.

- 1 ряд произносит громко на одном дыхании.

- 2 ряд шёпотом на одном дыхании.

- 3 ряд в полголоса на одном дыхании.

-Кто готов поработать в паре с любой понравившейся скороговоркой?

-Кто готов поработать один?

(перед работой учитель даёт установку для тренировки силы голоса:

Работа по заданию учителя.
-Произнесите для того, кто находится в классе, на балконе, в соседнем кабинете, на улице) -они о животных; сегодня будем знакомиться с новым произведением о животных.
-Предположите, как скороговорки могут быть связаны с темой нашего урока?

-С авторами каких произведений в разделе “О братьях наших меньших мы познакомились”?

Приложение 1.

Называют авторов изученных произведений.

III.Сообщение темы.

Постановка УЗ.

Цель: сообщение основных направлений в работе в течение урока.

-Как вы думает, почему в схеме есть вопросительный знак?

-Грамотно попробуйте сформулировать У.З.

-узнаем произведение ещё одного автора, определим жанр и тему; смоделируем обложку; определим, чему учит произведение
IV. Проверка домашнего задания (связь с физминуткой).

Цель: актуализация знаний детей.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами, которые писали о братьях наших меньших, с их произведениями, будем продолжать учиться определять жанровые особенности и тему нового произведения. Вы должны показать в течение урока своё умение выразительно читать, грамотно отвечать на вопросы. Ваша речь должна быть грамотной и доказательной.

-Но прежде, чем мы приступим к решению учебной задачи, что мы ещё должны вспомнить?

 
-Назовите жанр произведения, с которым вы работали дома?

-Кто автор этого произведения?

-художественный рассказ

-К.Ушинский

-Почему лису называют Патрикеевна?

-Как лиса выглядит? Найдите ответ в тексте и прочитайте?

-Как лиса ходит?

-Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, вы должны представить себя Лисой Патрикеевной и “оживить” его движениями.

-Какие лисонька роет норы?

Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.
V. Подведение к знакомству с новым произведением.

Актуализация знаний.

Антиципация.

Цель: обобщение полученных ранее знаний; предположение о развитии событий в произведении.

-Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, передайте пантомимой содержание читаемого фрагмента.

-Почему лису называют разбойницей? Прочитаем хором.

-Итак, героиня рассказа, с которым мы работали на прошлом уроке-лиса. А героя произведения, с которым мы будем работать сегодня, вы сможете назвать, если отгадаете загадку.

Отвечают на вопросы. Доказывают строчками из текста.

Передают движениями содержание строк.

У меня торчат кругом
Тысячи иголок
У меня с любым врагом
Разговор короток.

-Сегодня мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и за ягодами, а понаблюдаем за жизнью одного из его обитателей-ёжиком.

-Откройте учебник на стр.13 учебника и скажите, какую часть У.З. мы можем сразу решить?

-ёж
-Кто автор произведения?

-Что вы помните о В.Бианки?

- Родился Виталий Валентинович в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Именно отца Виталий Бианки считал своим главным лесным учителем. Папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

(Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

-автор, название

-В.Бианки

Рассказывают, опираясь на свой опыт.

Много интересного написал писатель Виталий Бианки о природе и животных. Выставка книг – это только маленькая часть того, что он написал. -название “Ёж-спаситель”
-Какую ещё часть У.З. мы можем решить на данном этапе?

-А как вы понимаете слово “спаситель”?

-Где мы можем посмотреть его значение?

 

-от, кто выручает из беды

-в словаре

VI. Словарная работа.

Цель: определение значения трудных слов, встречающихся в тексте.

-В словаре С.И. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то.

-За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.

-Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию на стр.14, предположите, о чём будет лесная история? Нарисуйте её словесно.

- Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов, которые нам встретятся.

-кого-то выручил из беды

 

Высказывают предположения. Словесно рисуют предполагаемый сюжет.

-Где можно посмотреть значения слов?

- Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре)

-в конце текста, словаре, интернете
VII. Работа с текстом.

Цель: открытие нового знания; организовать поиск решения учебной задачи с использованием проблемного диалога.

Дифференцированная работа:

Зафуфукал, засеменил – в конце текста.

Плеть – в толковом словаре.

“Кнут из перевитых ремней или верёвок”

Зигзаг-в толковом словаре.

“Линия или путь с резкими поворотами в чередующихся направлениях”.

Гадюка-по опыту.

“Гадюка-ядовитая змея”

Работа над выяснением значения трудных слов “зафуфукал, засеменил, плеть, зигзаг, гадюка”.
-Я, сейчас, прочитаю вам текст, а вы подумайте и ответьте на такой вопрос: Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель”?

-После моего прочтения, на какие вопросы по У.З. вы ещё сможете найти ответ?

-Будьте внимательны, потому что предстоит отвечать на вопросы и во время моего чтения.

(Текст читает учитель)

Слушают чтение учителя. По ходу чтения отвечают на вопросы.

-жанр, тема, чему учит.

VIII.Проверка первичного восприятия.

Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста

Вопросы во время чтения:

- Зачем девочка побежала в лес?

-Обо что она укололась? -Почему она укололась? -Как вы думаете, почему еж замолчал? -Как вы думаете, укусит ли её гадюка?

-Подтвердилось ли наше предположение?

 
- Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель?

-Какой жанр произведения? Докажите?

-Какова тема?

-ёж спас девочку от беды

-художественный рассказ

-события могли произойти в реальной жизни.

-о животных

-Можем ли мы смоделировать обложку данного произведения? Моделирование обложки в тетрадях.
IX. Физминутка

Цель: снять напряжение и усталость.

-Открываем тетради. Отступаем две строчки от последней записи. С чего начинаем?

-Какую геометрическую фигуру выберем для обозначения жанра?

-Какой цвет нужен для определения темы?

 
X. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

Цель: систематизировать и обобщить знания; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

-Как называется рассказ?

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик встал и потянулся.

-Как вы думаете, понимал ли ёж, что спасает Машу?

-А Маша понимала, какая опасность ей грозит?

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается гадюка и состояние Маши в момент их встречи.

-Как вы думаете, что бы сказал ёжик в этот опасный для девочки момент, если бы умел говорить?

 

-нет

 

-конечно, она знала, что гадюка ядовитая, так как в рассказе говорится, что у неё от страха руки-ноги отнялись.

XI. Повторное чтение рассказа учащимися.

Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами.

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.

-Прочитайте, как ёж сражался со змеёй?

-Как вы понимаете “как плетью ударила”?

- Почему автор использует слово “лапками”?

- Как вы думаете, чем закончится эта схватка?

- Как повела себя Маша?

- Какие чувства вы сейчас испытали?

Работа по заданию.

Предположение творческого характера по сюжету.

-очень больно и сильно

-показать, что ёжик очень маленький, но храбрый

-Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе по рядам. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. -мудро, она бы не справилась с гадюкой; хорошо, что убежала
-Назовите героев произведения. Первой группе - о Маше. Второй группе - о еже - спасителе. Третьей группе - о змее.

-Давайте вспомним правила работы в группах

Приложение 2.

-девочка Маша, еж, змея

Итог. Рефлексия.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует защиту творческих работ.

-Чему учит это произведение?

- Какую УЗ мы решали?

- Что было интересного на уроке?

- Чему учились на уроке?

Не шуми; не перебивай и учись слушать, умей высказывать свое мнение; вноси вклад в общий результат

Представление выполненных работ.

-быть осторожным и беречь животных, так как они могут спасти нам жизнь.

Оценивание. Подведем итог по схеме:

Я узнал –

Я понял –

Мне захотелось –

-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Помните: не только человек может спасти животное, но и наоборот. Берегите природу!

 
Домашнее задание. - УЗ мне помогали решать все ребята. За активную работу на уроке...., за грамотное построение ответов..., за выразительное чтение..., за доказательную речь...

-Дома научиться выразительно читать рассказ В.Бианки “Ёж-спаситель”. Подготовить подробный пересказ по картинному плану в учебнике стр.15 №3*.

Кто хочет “окунуться в мир природы”, может взять с выставки книгу Виталия Бианки для домашнего чтения.

Слушают отметки за работу на уроке.

 

 

Записывают домашнее задание.