Урок литературного чтения по теме «В.Берестов "Хитрые грибы"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель деятельности педагога: познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:
 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
 - отрабатывать навыки выразительного чтения;
 - расширить знания о грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- умение работать в паре, в группе;

Регулятивные УУД:
- умение прогнозировать работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
- умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, иллюстрации грибов, осенние листья, литературный сундучок, карточки со словами, синквейн, загадки, аудиозапись стихотворения, музыка для физкультминутки, знаки для самооценки, смайлик, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

- Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у нас получился хороший урок! Чтобы вы сегодня порадовали меня и себя хорошей работой и получили новые знания.

Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, осень! Урок чтения у нас!»

- Сегодня, 14 октября, наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров - один из самых почитаемых в народе осенних праздников. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда – зима». - В работе нам поможет речевая разминка.

II. Речевая разминка.

- Вставь пропущенные в стихотворении слова, научись читать выразительно. Попробуй выучить его за 1 минуту. Слова для справок есть, их нужно расположить так, чтобы получилась рифма и смысл. Жёлтое солнце на землю … . Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . (глядит, следит, висят, летят) - Прочитаем медленно, тихо. - Прочитаем с вопросительной интонацией. - Прочитаем громко, радостно, с восклицательной интонацией. - Кто запомнил стихотворение? (Работа в паре).

III. Проверка домашнего задания.

1. - Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения этого раздела вам захотелось выучить? Авторы? (перечисляют)

- Да, всех этих поэтов можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуют красоту природы, силой своего воображения создают живые картины золотой осени. А мы – читатели, будем оживлять эти картины. Итак, открываем нашу поэтическую страничку.

- Послушаем стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной”, К.Бальмонта “Поспевает брусника”, А.Плещеева “Осень наступила”, А. Фета “Ласточки пропали”. Вывод: - Какой темой объединены все эти стихи? ( Все стихи об осени.)

2. - А теперь давайте послушаем ваши произведения об осени. У вас было домашнее задание: придумать свой рассказ или сочинить маленькое стихотворение на тему “Осень”.

- Время поработать Литературному сундучку, прочитайте своё произведение и положите в наш сундучок частичку своего творчества.

Первый ученик. – Я сочинил рассказ “Осень”.

Наступила золотая осень. Подарила она деревьям разноцветные нарядные листочки. Красуются деревья в желтых сарафанчиках, в оранжевых юбочках и красных платьицах. Когда подует ветер, листочки медленно кружатся и застилают землю разноцветным ковром. Мне очень нравится это время года!

Второй ученик. – Я написала стихотворение “Осень золотая”.

Листик за листиком падает вниз, на землю ложится красиво.
Природа умеет нам сделать сюрприз, хотя иногда и дождливо.
Багряный ковёр всю землю укрыл, и птицы от нас улетают.
Прохладный ветер листву закружил и зиму к нам подгоняет.

Третий ученик.Моё стихотворение называется «Золотые осени монеты»

Золотые осени монеты собирать никто не торопился.
Под колёса дождевой кареты каждый лист невольно, но ложился…

 - Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали стихи, сами придумали рассказы и написали стихотворения. Вы все получаете отметку “5”!

IV. Музыкальная пауза.

 - А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движения.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

V. Работа над новым материалом.

1. Вводное слово учителя. Загадка.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Где растут грибы? - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

- Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

2. Проблемный вопрос «Что такое грибы?»

- Нам сегодня предстоит многое узнать о грибах. Помогут нам в этом разноцветные грибочки – сигналы. Зелёный – да, я согласен с утверждением. Красный – нет, не согласен или сомневаюсь.

Игра «Согласны ли вы, что..?»

- Грибы – это растения. - Это животные.

- Существует особое царство живой природы.

- Грибов на свете около 1 млн. - Плесень – это гриб.

- Грибы растут на деревьях.

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся.

 (На доске представлена схема.)

ГРИБЫ

 РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ……?......

3. Работа с научной статьей.

 - Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 и прочитайте текст “Грибы”.

1) Первичное самостоятельное восприятие текста.

 - Что интересного вы узнали из текста о грибах? (Грибы – это не растения и не животные.) - Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы - грибы.)

2) Повторное чтение текста вслух. «Чтение за лидером»

3) Беседа после чтения.

- Сколько видов грибов существует? - О каких грибах говорится в этом тексте? - Какие съедобные грибы вам известны? Несъедобные? (Примеры)

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и Подберёзовики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и блестящие Маслята, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками, и на высокую даму в белой шляпке, которая смотрит свысока, да никому не нужна. Это Бледная Поганка.

4) - Дети, а кто является автором этого текста? ( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) - Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний (в переводе с франц.). Это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

- Какие бывают энциклопедии?

  • Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
  • Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир», «Энциклопедия юного натуралиста», «Энциклопедия юного астронома». (Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

4. Работа по карточкам (жужжащее чтение).

 - А сейчас каждый из вас отправится на «тихую охоту», так еще называют сбор грибов. Возьмите из конверта карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

 - С какими правилами сбора грибов вы познакомились? (Ответы детей.)

 - В тексте вам встретилось новое слово грибница, что обозначает это слово?

- Сейчас нам подробно об этом расскажут наши научные консультанты.

5. Знакомство с дополнительными сообщениями.

1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3) А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

 - Что же такое грибница? ( Грибница – это подземная часть гриба)

- Как помогают грибы лесным жителям? (Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные.)

- Какие бывают грибы по размеру?

- Грибы – это растения или животные? (Это особое царство живой природы - «Грибы»)

6. Составление синквейна «Грибы» (работа в группах).

1) Грибы.

2) Съедобные и несъедобные.

3) Растут, красуются, прячутся.

4) Это часть живой природы.

5) Царство.

VI. Физкультминутка.

Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, появился мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! - Кто нашел его, друзья? - Это я, это я, это я, это все мои друзья!

VII. Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы»

1. Подготовка к восприятию. - А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами. (Портрет) Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

1. - Прочтите название стихотворения В.Берестова, почему поэт называет грибы «хитрыми»?

2. Первичное восприятие текста (аудиозапись).

3. Беседа.

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворение про себя.Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

5. Чтение вслух.

6. Словарная работа.

  • Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев.
  • Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

7. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

- Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

- Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста (грибочки).

– Мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

- Найдите в тексте восклицательное предложение.

- Прочтите вопросительное предложение. Какое слово надо выделить голосом? (где же)

- Прочтите выразительно это стихотворение.

8. Сравнение художественного текста и научного.

- Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

- Можно сказать, что у них есть что-то общее? (Тема – грибы.)

- А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал - поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? (Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда слушали научную статью о грибах, то просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Вывод: Статья «Грибы» - это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы » - художественный текст, написанный поэтом. На доске выставляются таблички: В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии) стихотворение (есть рифма) проза художественное произведение научный текст поэт учёный чувства, настроение факты, события, научные сведения

IX. Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение (наизусть по желанию) и статью на с.76-77. Нарисовать съедобные и несъедобные грибы - подписать их названия.

X. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Чему был посвящён наш урок? Что же такое грибы? (Особое царство живой природы)

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Я похвалил бы себя за….
  • После урока мне захотелось….

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.

- Выберите грибок определённого цвета: зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; красный - у меня не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

- Я тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик, выставляю оценки).

- Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!