Практика работы со школьниками показала, что современные дети редко общаются с природой, не владеют знаниями об ее охране, не осознают влияния каждого человека на окружающую среду.
В связи с этим экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а острая потребность времени, продиктованная самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
А экологическое образование детей через практическую и исследовательскую деятельность намного результативней, чем традиционные формы просветительной работы (беседы, лекции). Одной из таких форм работы является агитбригада, где дети сами добывают информацию, а потом представляют ее широкому кругу людей. Особенно актуально это в крупных городах – мегаполисах, поскольку экологические проблемы в них особо остры.
Цель: Формирование общей культуры школьников, через патриотическое и экологическое воспитание.
Задачи:
- формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения,
- формирование ответственного отношения к проблемам окружающей среды родного края у учащихся посредством привлечения к работе в агитбригаде,
- активизация творческих способностей учащихся,
- совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе,
- развивать чувство любви к своей Родине, патриотизм.
Подготовка:
- Подбор литературного материала, его адаптация к мероприятию (тексты песен), создание сценария.
- Создание костюмов и других атрибутов агитбригады.
- Разучивание сценария ребятами.
Оборудование и материалы: фонограммы, аудиоаппаратура, таблички с информацией, отличительная атрибутика агитбригады (эмблема с названием, костюмы из полиэтилена), различный материал для декорирования, гитара, костюм для дуба.
Защитим памятники природы Нижнего Новгорода
- Здравствуйте! Мы представляем агитбригаду «Защитим памятники природы Нижнего Новгорода».
Агитбригада поет песню под гитару. (оригинал: Ю. Михальчик, А. Шульгин «Ну здравствуй, Питер!»)
Ну здравствуй, Нижний!
Мы пришли.
Людям напомнить
Мы должны:
Нижегородец, остановись
Вокруг себя ты,
Ты оглянись!
Припев:
Зачем природе памятник создал?
Его ты также зверски загрязнял.
Зачем ты говорил, что охранял,
А свалок рой распространял,
Деревья ты уничтожал?
- Действие происходит в Дубраве Ботанического сада университета.
Сцена в Дубраве Ботанического сада университета разыгрывается на мотив песни "Мал-помалу" (сл. и муз. Александр Ружицкий)
Действующие лица: Парень, девушка, местный житель - старик Семеныч (C), дуб.
Он родился в Нижнем раз
И подрос уже сейчас,
Но бумажки все бросал,
Мал по малу привыкал.Он в дубраву шел гулять,
Почву всю утрамбовать,
Ножик в дубик покидать,
Ветки все переломать.Вот девчонку полюбил,
Чтобы имя не забыл,
На коре его писал,
А тот дубик усыхал.Пригласил ее гулять,
Из рогатки пострелять,
Газировочки попить
И дровишек раздобыть.Развели они костры:
Под деревьями увы.
Стали ветки выгорать,
Дерн и корни погибать.Он цветочков ей нарвал,
О любви все рассказал.
Подвиг ей свой показал,
К дубу он ее позвал.Мимо шел один старик,
И вопрос уже возник,
Что творите детки там?
Делать надо ноги нам!
Парень с девушкой убегают.
- Внимание! Представляем новый супер - модный костюм дуба в этом сезоне.
Дуб демонстрирует свой костюм, уходит.
Появляется старик и местная жительница - Васильна(В). Начинается разговор.
С: Здорово, Васильна.
В: Здоровенько.
С: Чего делаешь?
В: Косу готовлю. Вон Палыч обещал выправить, сенокос скоро.
С: А не рано, Васильна? Трава не осеменилась еще.
В: Мужики-то ведь не спрашивают, делить уже пошли, торопятся нахватать побольше, не хватит ато.
С: А что скотины то на дворе много?
В: Сколь есть - все мои.
С: А посешь где?
В: Да в дубравушке, где еще?.
С: Ну будь здорова, Васильна. Спасибо, что сказала. Пойду и я к мужикам, а то кролов кормить будет нечем.
Васильна и Семеныч уходят.
Звучит музыка (оригинал: Носков Н. / Брусенцев И. «Это здорово»), появляется Дубрава. Разыгрывается сцена отношения людей к памятникам природы. В конце все вспоминают погибшие от рук человека предложенные к охране деревья на улицах города.
В этом мире я гость непрошенный.
Отовсюду здесь веет холодом,
Не потеряна, но заброшена.
Я один на один с городом.Унижают меня местные
Эти люди жестокие.
И соседей моих невечных:
Слуду, Марьино, Щелоковский.Усыхают мои деревья,
Сухостоем земля заполнена,
Вымирают мои растения
От покосов несвоевременных.Так зачем же, зачем, люди добрые,
Превращаете нас вы в памятник?
Ведь дары наши неосознанно
Все равно вы уничтожаете.
Каждый участник агитбригады эмоционально произносит по одному из «лозунгов»:
- Человек, нижегородец, остановись, подумай, в какую пропасть несешься ты сломя голову, сметая все на своем пути?
- В этой бесконечной гонке, о человек, ты забываешь об истинных ценностях.
- Ты готов отдать последнюю крупинку совести за материальное благополучие.
- Человек, нижегородец, взываем мы к душе твоей!
- Не забывай, что ты особый вид в природе, но не более важный, чем другие.
- Но только тебе, человек, под силу все исправить!
- Помни, что природа не создает себе памятников – это твое «изобретение »!
- И если тебе необходимо называть природные объекты памятниками, чтобы сохранить их - называй!
- Но не забывай, что мало хорошего, если просто словами заменят хорошие поступки и останутся в мире только хорошие слова.
- Будь милосерден ко всему, окружающему тебя.
- А это значит - спасай, пока еще не поздно, все, что еще можно спасти!
- И тогда прольется свет в твоей душе от того, что рядом с тобой живое дерево, живой цветок, живая вода, живая земля нижегородская.
Звучит песня под гитару (оригинал: А.Я. Розенбаум «Мы Живы»)
Вот солнце взошло
Над Нижним как всегда.
В дубравах трава
Качается от ветра,
Вокруг такая чистота,
Что кругом голова.
Ты счастлив, зная,
Что сберег
Все это, все это.И если в поход
Идешь ты
В свой родной,
Живой, дорогой,
Твой Щелоковский хутор,
Ты береги его дары!
А мусор собери!
Его в контейнер отнеси.
Ведь это нетрудно!Припев: Старина, послушай сейчас меня:
Не ломай ты веточки зря!
Не рви ты цветы!
Ты помни: живые они,
И чувствуют боль они.Колючая ель,
Веймутова сосна,
Манчжурский орех
На улице Ошарской
И яблонь сад вокруг тебя,
Дубы и тополя
Все живы лишь из-за тебя.
Ты помни об этом!
Используемая литература
1. Михальчик Ю., Шульгин А.: «Ну здравствуй, Питер!»
2. А. Ружицкий: «Мал-помалу»
3. Носков Н., Брусенцев И.: «Это здорово!»
4. Розенбаум А.Я.: «Мы Живы»
5. Материалы СМИ и Интернет