Применение понятия симметрия при организации проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках истории и МХК

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


В процессе организации деятельности учащихся на уроках истории (темы культуры), Мировой художественной культуры, автора заинтересовала проблема симметрии в православной культуре. Анализ православной архитектуры, иконописи, предметов церковной утвари привёл автора к выводу о большой роли математического понятия “симметрия” в православной культуре.

Понятие симметрия  в широком смысле — соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях. [1, с.6 3]. “Симметрия” в понимании древних греков – это представление о гармонии, которое предполагало эстетический смысл  соразмерности, красоты и совершенства. Однако, начиная с IV века, с объективной соразмерностью стал соперничать мотив эвритмии. “Эвритмией” греки называли такое расположение частей, которое, хотя и не содержало само по себе объективной соразмерности, однако вызывало у созерцающего субъективно приятное впечатление. Эвритмия считалась не только с требованиями прекрасного предмета, но и с требованиями зрителей. Эвритмия помогает так подбирать пропорции (в данном случае слово “пропорция” означает “соразмерность”, чтобы они были не только объективно правильными, но чтобы у зрителя создалось впечатление их правильности; подобное расположение не только является совершенным, но и вызывает ощущение совершенства. [3, с.14].

Сегодня учитель реализует основные положения ФГОС ООО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. [2, с.7]. В качестве примера применения понятия симметрия при организации проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках МХК и основ православной культуры приведу работу над проектом “Есть ли симметрия в православной культуре”.

Проблема: Можем ли мы считать использование симметрии приёмом, которое в целом гармонизирует восприятие у верующих элементов православной культуры?

Цель: выявить, насколько широко симметрия присутствует в православной культуре: архитектуре, иконописи, предметах церковного православного богослужения.

Вопросы, направляющие проект: Что означает понятие “симметрия” в математике? Какие существуют виды симметрии? Как законы симметрии проявляются в архитектуре православных храмов? Каковы особенности проявления симметрии в иконописи, предметах церковного православного богослужения?

Этапы работы над проектом “Есть ли симметрия в православной культуре”. Сначала учитель проводит мотивацию учащихся. Ранее учащиеся осуществляли проект на тему “Симметрия и архитектура города Астрахани”, поэтому они имеют представление о том, симметрия в архитектуре вызывает у людей чувство прекрасного. Учитель предлагает вниманию учащихся слайды с изображением русских православных храмов, икон, церковной утвари и высказывание Г.Вейля о том, что “Красота тесно связана с симметрией”. Затем предлагает оценить (красивы или нет изображения), подумать над тем лежит ли в основе православного искусства понятие “симметрия”.

На первом этапе (целеполагания) класс делится на группы (по желанию) и каждая группа предлагает тему проекта, вырабатывает общие цель, задачи, план работы над проектом.

На этапе планирования каждая группа выбирает источники информации, способы сбора и анализа информации, формы отчёта, методов решения поставленных задач, критериев оценки полученных результатов, распределение обязанностей в группе.

Первая группа – работает по теме “Эвритмия. Понятия и учения о “неклассических симметриях”, введенные русской научной школой симметристов и кристаллографов XIX - начала XX вв.”.

Вторая группа работает по теме “Архитектура православных храмов, фасады: наличие или отсутствие симметрии”.

Третья группа - работает по теме “Архитектура православных храмов, внутренний вид: наличие или отсутствие симметрии”.

Четвертая группа – работает по теме “Иконостасы в православных храмах: наличие или отсутствие симметрии”.

Пятая группа – работает по теме “Иконы в православных храмах: наличие или отсутствие симметрии”.

Шестая группа – работает по теме “Церковная утварь”.

На этапе исследования каждая группа осуществляет сбор информации по своей теме из интернета и из книг областной библиотеки им. Н.К.Крупской, изучает разные точки зрения, каноны, историю создания, сравнивает полученные данные и отбирает наиболее значимые; выполняет практические работы: выбирает объекты исследования (храмы, иконостасы, иконы, киоты, подсвечники, семисвечники, лампадки), проводит их анализ на наличие симметрии.

Следующий этап потребовал от учащихся анализа проделанной работы, систематизация полученных данных, формулирование выводов и оформление результатов в форме мультимедийной презентации.

Затем каждая группа проводит устный отчёт с демонстрацией своей презентации, весь класс обсуждает результаты исследования. При оценке результатов и всего процесса работы над проектом каждая группа определяет соответствие методов исследования поставленным цели и задачам, уровень их выполнения.

Результаты проекта: Эвритмия из Византии вместе с принятием православия появилась на Руси. В России в ХIХ-ХХ вв.  была создана сильнейшая научная школа симметристов и кристаллографов. Были введены в науку понятия и разработаны учения о “неклассических симметриях”: криволинейной симметрии - Д.В Наливкиным, о цветной симметрии - Н.В Беловым, А.М.Заморзаевым, и др.

В русском православном искусстве идеи симметрии, лежащие в его основе, сохранились в многочисленных памятниках церковной, во внутреннем убранстве храмов, в окладах икон. Православные люди чувствовали красоту как некую божественную ценность.

В православной архитектуре, как и вообще в архитектуре наиболее распространена зеркальная симметрия: обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от плоскости симметрии, похожи на объект и его отражение в зеркале. Проекция плоскости симметрии — ось здания — определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Планировка любого православного храма предполагает симметрию: начиная от горнего места через весь храм до паперти. Особым объектом в русском православном храме является алтарь, отгороженный иконостасом от основного пространство храма. Возник иконостас именно на Руси. Русский всегда иконостас имеет главные царские врата и боковые двери. Он состоит из нескольких рядов икон. В некоторых храмах иконостас имеет форму восьмигранной часовни. [3].

Примерами могут служить храм Христа Спасителя в Москве (рисунок № 1), церковь Покрова на Нерли (рисунок 2), храм святого равноапостольного князя Владимира в Астрахани (рисунок № 3), Успенский собор в Астраханском кремле (рисунок № 4), деревянный храм Преображения Господня в Кижах (рисунок № 5).

В иконописи наблюдается зеркальная симметрия. Каждая икона мыслится как подобие мира, и, поэтому в ней всегда присутствует средняя ось. В ней также содержатся элементы триптиха, и потому по сторонам от оси есть боковые крылья, створки. В ее верхней части высится небо, высшие ярусы бытия, а внизу обычно обозначена земля, в некоторых случаях под ней - преисподняя. Основоположная структура иконы, независимо от сюжета, влияет на композицию.[4]. Фигуры занимают место вокруг пустого пространства, в композиции сохраняется симметрия, и формальная и смысловая.[4]. Соблюдение постоянных структур не исключало отступлений. Но и тогда основоположная схема не теряла значения. Она как бы напоминала о том, что в мире должен быть соблюден порядок, покой, что каждое движение вызывает противодействие. [4]. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее - в сердце верующего.[4].

Примеры: “Святая Троица” Андрея Рублева (рисунок № 6), святая чудотвоная икона Божьей Матери “Семистрельная” (рисунок № 7), икона Божьей Матери “Неупиваемая чаша” (рисунок № 8), икона “Преображение Господне” (рисунок № 9), святая чудотворная икона “Всех скорбящих радости” (рисунок № 10).

Переносная симметрия является ещё одним видом симметрии. Суть данной симметрии состоит в том, что части целой формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном направлении. [3]. Мы можем наблюдать её и в архитектуре храмов и в предметах православного декоративно-прикладного искусства, которые используются для украшения.

Примеры: иконостас со сложнейшей резьбой по камню в храме Христа Спасителя в Москве (рисунок №11), лепные украшения астраханского Успенского собора (рисунок № 12), митры архиереев, украшенные вышивкой или маленькими иконами (рисунок №13); подсвечники и семисвечники (рисунок № 14), лампады (рисунок № 15), паникадила (рисунок № 16), киоты (рисунок №17рисунок №18), имеющие повторяющиеся узоры.

Увидеть симметрию можно и во время проведения богослужения. Например: во время литургии на “царском месте” в алтарной части храма (рисунок № 19), перед Царскими вратами (рисунок № 20) и вокруг алтаря храма (рисунок № 21).

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М., Просвещение, 1978, Т.19

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., Просвещение, 2011

3. А.Е.Федоров. “Симметрия в Русской традиционной архитектуре”. - М., Искусство,1997

4. http://knowledge.allbest.ru/culture/c-3c0b65635b2bd79a5d43b89421306c27.html

5. http://www.blagobor.by/article/icon/iconostasis