Дети с ограниченными возможностями здоровья (а я рассматриваю детей со снижением интеллекта и детей, имеющих тяжелые нарушения речи) в большей мере, чем их сверстники, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с ОВЗ появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь такого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у детей с ОВЗ речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняют ход и качество мышления ребенка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Нарушения познавательной деятельности затрудняют анализ ситуации общения, использование имеющегося речевого опыта, его применение в новых условиях коммуникации, хотя этот опыт ребенок легко использует в привычных для него ситуациях. Кроме того, потребность в общении таких детей заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.
Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с ОВЗ. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса. Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с ОВЗ вряд ли возможно.
Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с ОВЗ технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. Для этого проводятся уроки развития речи, задачи которых заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность.
Умение взаимодействовать – это способность организовывать совместную деятельность как совокупность связей и взаимовлияний, направленную на изменение поведения и деятельности партнеров, приобретенная в результате обучения, получения опыта.
Умение взаимодействовать входит в группу коммуникативных учебных действий. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В качестве основы обучения умению взаимодействовать, на уроках создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности. Расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения познавательной информации, но и как объект изучения собственной речевой деятельности. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с ОВЗ, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.
Естественно, что вне зависимости от тематической направленности уроков, специфика коррекционной работы по развитию речи сохраняется, т.е. уроки строятся на основе коррекции недостатков произношения, словарного запаса, исправления недостатков в построении предложений и связной речи. Помимо этого проводятся специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика), служащие основой для создания коммуникативных действий: выражение благодарности, просьбы, приветствия и др.
Общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
1) Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
2) Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
3) Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4) Вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
5) Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
В процессе обучения своих учащихся умению взаимодействовать использую следующие современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированная. Обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Проблемно-развивающая. Позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия на уроке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех, формируя желание делиться своим успехом с окружающими.
Здоровьесберегающая. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.
Технология разноуровнего обучения. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных. Дети, усваивающие программный материал лучше своих одноклассников, могут оказать им посильную помощь при выполнении заданий, что также формирует у детей навыки общения и взаимодействия.
Информационно-коммуникативная. Позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Игровая технология (на которой остановлюсь поподробнее). Широко применяемая в начальной школе, т.к. игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В процессе игры у учащихся возникает положительная мотивация усвоения знаний. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления. Игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного.
Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры.
Одним из методических приемом обучения речевому взаимодействию на уроках развития речи является игра-драматизация. Динамичная игра-драматизация побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать мысли, исправлять многообразные речевые ошибки. Использование драматизации также мотивирует учителя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация, как ни какой другой прием, позволяет учителю наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик.
Очень нравится детям игра «Любимый мультфильм». Ребенок «Озвучивает героя мультфильма после предварительного просмотра. В 1-2 классах нужно подбирать мультфильм, с небольшим количеством слов у героя (Например: «Маша и медведь», «Ну - погоди» и.д.).
На уроках развития речи для формирования умения взаимодействовать использую такие игры как: «Старик-годовик», «Снеговики», «Круглый год», «Знаешь ли ты», «Дикие и домашние животные», «Путешествие в Угадайку», «Фантазеры, «Незнайка и Буратино» и.д. (См. Приложение 1).
Одним из игровых приемов в формировании умения взаимодействовать, является использование пословиц и поговорок, сказок. Пословицы и поговорки представляют собой богатый языковой материал, при помощи которого происходит приобщение учащихся к культуре русского народа, развивается речь, мышление. В начальной школе ведется работа с пословицами и поговорками на практическом уровне: дети читают их, пытаются объяснить смысл. В дальнейшем изучаются назначение и особенности пословиц и поговорок, их нравоучительный смысл. Упражнения: выбери наиболее подходящую пословицу к произведению из нескольких, приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки, почему так говорится, вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье». Пословицы и поговорки как ценный языковой материал можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка в целях обогащения словарного запаса учащихся.
Сказки помогают сделать речь эмоциональной, образной, красивой. Работа по формированию умения взаимодействовать средствами работы со сказкой строится следующим образом:
1. Организационно-подготовительный этап. На данном этапе решается несколько задач: - знакомство детей со сказками. При этом сказку лучше не читать, а рассказывать. Это способствует формированию у детей умения слушать и понимать монологическую речь, помогает лучше усваивать эмоциональную окраску речи и выразительность интонации. - развитие диалогической речи и умения отвечать на вопросы по содержанию сказки. Желательно задавать вопросы, направленные не только на констатацию, но и поискового характера (как? почему?), побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. С помощью одних вопросов можно выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения. - активизация отдельных слов, с постепенным переходом к распространенной речи. (См.Приложение 2)
2. Второй этап работы – пересказ. Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям). На этом этапе наиболее эффективно использование метода мнемотехники, приемы которого помогают корригировать особенности развития многих психических функций. Опираясь на схематичные рисунки, ребенок может последовательно вспомнить содержание сказки и пересказать ее, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Опыт показал, что мнемотаблицы нужно предоставлять готовыми только на первом - ознакомительном этапе. Для развития мнемических процессов важно научить детей составлять такие таблицы самостоятельно. Большую роль в обучении рассказыванию играет моделирование сказочного сюжета.
Опорное моделирование - довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить его).
Символизация. Рассказывая детям сказку, нужно сопровождать повествование условным символами. (См. Приложение 3). Вместо букв могут быть использованы геометрические фигуры или предметные картинки-обозначения. В дальнейшем, используя символы, дети пробуют самостоятельно пересказать сказку.
Живой интерес у детей вызывают и разыгрывание сказок, с использованием пальчикового театра, кукол, театрализованных постановок.
При организации работы по развитию умения взаимодействовать, учитель должен учитывать возрастные особенности, а также методически правильно спланировать совместную деятельность с учащимися на уроке.
Умение взаимодействовать формируется в совместной деятельности учеников. Парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения в сочетании со значимым для младшего школьника содержанием создают условия для позитивного формирования межличностных отношений в классном коллективе, самовыражения каждого его члена. Вопросы общения и взаимодействия младших школьников друг с другом волнуют их в большей степени, чем отметки и успешность в обучении.
Таким образом, можно сделать вывод, современные образовательные технологии, их грамотное использование на уроках способствуют развитию детской речи, развивают творчество и фантазию, формируют умение взаимодействовать с одноклассниками, учителем, окружающим миром. Лишь через совместную деятельность с ребенком взрослый проникает в его душу, раскрывает ему мир своей души, помогает преодолеть трудности.
Список используемой литературы.
1. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль, 1998.
2. Богословский В.В., Коваленко А.Г. «Общая психология»
3. Введенская Л.А., Саакьян Р.Л. «Наш родной язык». М, Просвещение, 71.
4. Волина В. «Занимательное азбуковедение». М., Просвещение, 1991.
5. Волина В. «Русский язык. Учимся играть», Екатеринбург, 1996.
6. Гилева А.А., Иванова Л.К. «Дидактические игры и игровые занятия на уроках», Тбилиси, 1987.
7. Запорожец А.В„ «Психология».
8. Зарубина Н.Д. «Методика обучения связной речи». М., 1977.
9. Минский Е.М. «От игры к знаниям», Ярославль, 1997.
10. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей», Ярославль, 1997.
11. Соловейчик М.С. «Методика развития речи младших школьников» М., «Линка-Пресс», 1994.
12. Сорокина А.И. «Дидактические игры» М. Просвещение, 1982
13. Тихеева Е. «Развитие речи детей» М., 1972
14. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., Просвещение, 1988.
15. Лиовская М.Г. «Игра в воспитании младшего школьника» М. Просвещение , 1974
16. Журнал «Начальная школа» № 10 2001. Ст. «Формирование речевой деятельности младших школьников» с. 27.