I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Введение нового ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребёнку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр В. Воскобовича.
Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей
С учетом актуальности проблемы организации педагогического процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана Программа (далее Программа) интеллектуально-творческого развития детей 3 – 4 лет. Данная Программа опирается на технологию развивающих игр «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, Т.Г.Харько. С помощью развивающих игр решается большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Программа адресована младшим дошкольникам и рассчитана на 2 года. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения Программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе - не более 10 человек. Программа рассчитана на дополнительное образование детей (кружок). Включает 34 занятия в год. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 15–20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.2. Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.
Задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений
1.3. Особенности и возможности универсальных средств развивающей технологии В.В.Воскобовича. Игровой комплекс «Коврограф Ларчик».
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют:
- эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
- творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
- развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
- социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.;
- художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Частью игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей В.В.Воскобовича являются универсальные игровые средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик Данные универсальные средства обладают рядом особенностей:
- Многофункциональность – каждый из них решает множество образовательных задач.
- Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких (3 – 4 года) до младших школьников.
- Образность и мотивация – «Коврограф Ларчик» сопровождают неповторимые образы – персонажи, с которыми ребёнок «проживает» всю игровую ситуацию: Слон Лип – Лип, Слоник Ляп – Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.
- Образность и универсальность – игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, начала знакомства со звуками, буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать образностью речи.
- Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, решение сложных ситуаций, нахождением верного решения.
- Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания всё новых и новых способов их разрешения.
- Незавершённость игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих всё новых неоднозначных решений.
- Творческий потенциал – реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.
- Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.
1.4. Принципы построения занятий:
- системность;
- учёт возрастных особенностей детей;
- дифференцированный подход;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
- поэтапное использование игр;
- гуманное сотрудничество педагога и детей;
- высокий уровень трудности.
1.5. Формы организации детской деятельности:
- логико-математические игры;
- интегрированные игровые занятия;
- совместные с родителями досуги;
- самостоятельная игровая деятельность.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:
- игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью таких игр является развитие мыслительных операций. Игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
- игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
- универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.
1.6. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
Для эффективного решения образовательных задач по технологии В. Воскобовича группа оснащена комплектами игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы, рассчитан на 8 - 10 детей и подходит для подгрупповых занятий. Все игры и пособия концентрируются в одном месте – «Интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» - плоскостной Фиолетовый лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм В. Воскобовича. Фиолетовый лес - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого.
По сути, Фиолетовый лес - это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию. Игры и пособия раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО. Данный комплект полностью удовлетворяет требованиям ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды:
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
1.7. Объём и сроки реализации Программы.
Программа реализуется в течение учебного года (9 месяцев).
9 месяцев |
34 занятия |
1 раз в неделю |
15 минут |
1.8. Прогнозируемые результаты.
Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада играми В. Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации деятельности педагога:
- обогащается предметное пространство группового помещения, при этом оно становится развивающим;
- оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с педагогом;
- систематическое, поэтапное использование игровой технологии неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии дошкольников;
- трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым;
- к концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости;
- у детей развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда.
Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превращению обучения в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.
Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.
II. Учебный план.
2.1. Содержание учебного плана.
Месяц |
Тема |
Задачи |
СЕНТЯБРЬ |
«Помоги гномикам найти свой домик» |
Формирование умения классифицировать предметы по цвету; развитие инициативного общения ребёнка взрослым; стимулирование к проявлению доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь. |
«Дружные гномики» |
Вовлечение детей в игровую ситуацию, развитие навыков общения; побуждение к сочувствию и эмоциональной отзывчивости; развитие умения группировать предметы по цвету и размеру; формирование понятий «один» и «много»; стимуляция стремления оказывать помощь. |
|
«Подарки Слона Лип – Лип» |
Развитие умения соотносить предметы по цвету; стимулирование речевого общения; развитие стремления оказать помощь, проявлять доброжелательность. |
|
«Как гномики Желе и Кохле пошли в гости к гномику Зеле» |
Приобщение к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, установление позитивных взаимоотношений; закрепление представлений об основных цветах; развитие речи. |
|
ОКТЯБРЬ
|
«Жили – были гномики» |
Содействовать формированию у детей умения понимать чувства других по выражению глаз, положению бровей, губ, по облику, определять эмоциональное состояние (грустный, весёлый, сердитый, печальный и т.д.); обучение классификации объектов по заданному признаку; формирование пространственных представлений. |
«Помоги грустным гномикам перебраться на левый берег» |
Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование пространственных представлений; обучение приёмам конструирования; развитие мелкой моторики; развитие речи. |
|
«Цветы для Пчёлки Жужи» |
Закрепление умения выделять предмет по цвету; повторение понятий «один, много, ни одного». |
|
«Пчёлка Жужа собирает нектар» |
Закрепление умения выделять признак – цвет; тренировка концентрации внимания. |
|
НОЯБРЬ |
«Подружки Пчёлки Жужи» |
Закрепление умения выделять признак – цвет; развитие умения группировать по цвету. |
«Ягоды на Поляне» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного, счёт до 3-х; тренировка умения работать в группе (3 человека). |
|
«Лесная поляна» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного», счёт до 3-х; закрепление умения сравнивать группы предметов. |
|
«Слон Лип – Лип собирает ягоды» |
Закрепление умения выделять признаки, размер; тренировка концентрации внимания. |
|
ДЕКАБРЬ |
«Ягодное варенье» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет; закрепление понятий «по одной», счёт до 3. |
«Тук – Тук» |
Побуждение детей к ответам на вопросы воспитателя; расширение словарного запаса; активизация развития речи посредством игры; учить соблюдать очерёдность. |
|
«Большие и маленькие» |
Формировать умение соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету; активизация речи детей. |
|
«Подбери признак» |
Формирование у детей умения подбирать определения к существительным; обогащение активного словаря. |
|
ЯНВАРЬ |
«Покормим воронят» |
Развитие мелкой моторики; стимулирование чувства сопереживания к близкому. |
«Искупаем слонят» |
Развитие мелкой и крупной моторики; обучение классификации предметов по размеру (большой – маленький); формирование пространственных представлений. |
|
ФЕВРАЛЬ |
«К лягушатам в гости» |
Развитие основных движений; развитие слухового внимания. |
«Путешествие по морю» |
Развитие мелкой моторики; развитие внимания; закрепление основных цветов. |
|
«Паучок потерялся» |
Развитие мелкой моторики; развитие зрительно – моторной координации; развитие внимания; развитие тактильных ощущений. |
|
«Помоги гномикам найти свой домик»
|
Формирование умения классифицировать предметы по цвету; развитие инициативного общения ребёнка взрослым; стимулирование к проявлению доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь. |
|
МАРТ |
«Подарки Слона Лип – Лип» |
Развитие умения соотносить предметы по цвету; стимулирование речевого общения; развитие стремления оказать помощь, проявлять доброжелательность. |
«Цветы для Пчёлки Жужи» |
Закрепление умения выделять предмет по цвету; повторение понятий «один, много, ни одного». |
|
«Ягоды на Поляне» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного, счёт до 3-х; тренировка умения работать в группе (3 человека). |
|
«Слон Лип – Лип собирает ягоды» |
Закрепление умения выделять признаки, размер; тренировка концентрации внимания. |
|
АПРЕЛЬ
|
«Пирог для Жужи» |
Закреплять умение выделять признак – цвет; развитие мелкой моторики. |
«Соберём бусы» |
Формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам: цвету (зелёный, красный) и размеру (большой, маленький). |
|
«Украсим коврик» |
Развитие у детей умения сравнивать два предмета по величине; активизация в речи детей слов «большой, маленький». |
|
«К лягушатам в гости» |
Развитие основных движений; развитие слухового внимания. |
|
МАЙ
|
«Лесная поляна» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного», счёт до 3-х; закрепление умения сравнивать группы предметов. |
«Слон Лип – Лип собирает ягоды» |
Закрепление умения выделять признаки, размер; тренировка концентрации внимания. |
|
«Ягоды на Поляне» |
Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного, счёт до 3-х; тренировка умения работать в группе (3 человека). |
|
«Путешествие по морю» |
Развитие мелкой моторики; развитие внимания; закрепление основных цветов. |
III. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста по образовательным областям ФГОС ДО.
Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки весьма условное, т.к. в каждой игровой ситуации отслеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Игровые ситуации для детей 3-х лет: «Помоги гномикам найти свой домик», «Дружные Гномики», «Подарки Слона Лип – Лип», «Как гномики Желе и Кохле пошли в гости к гномику Зеле», «Жили – были гномики», «Помоги грустным гномикам перебраться на левый берег».
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Игровые ситуации для детей 3-х лет: «Цветы для Пчёлки Жужи», «Пчёлка Жужа собирает нектар», «Подружки Пчёлки Жужи», «Ягоды на Поляне», «Лесная Поляна», «Слон Лип – Лип собирает ягоды», «Ягодное варенье».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речи; фонематического слуха; развитие речевого творчества.
Игровые ситуации для детей 3-х лет: «Тук – Тук», «Большие и маленькие», «Подбери признак».
Художественно – эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модульной, музыкальной и др.), развитие воображения.
Игровые ситуации для детей 3-х лет: «Пирог для Жужи», «Соберём бусы», «Украсим коврик».
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и прочее.
Игровые ситуации для детей 3-х лет: «Покормим воронят», «Искупаем слонят», «К лягушатам в гости», «Путешествие по морю», «Паучок потерялся».
III. Список используемой литературы.
3.1. Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации образовательного процесса.
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.
6. Кондратьева Л.А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014.
7. geokont.ru