Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Ключевое слово обучения в условиях ФГОС – деятельность. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское  действие. Добиваться этой способности  следует через  современные образовательные технологии.  

Считается, что одним из перспективных методов является метод исследовательской деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Моя педагогическая идея – создание образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребёнка-творца, ребёнка-исследователя. В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику исследовательской деятельности в обучении и воспитании учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной  направленности образования.

Практическая работа по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно. Правильная  организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе. При формировании исследовательских умений младших школьников автор придерживается следующих условий:

Для школьников:

1. Мини-исследования;
2. Коллективное выполнение и защита исследовательских работ;
3. Наблюдение;
4. Анкетирование, эксперимент;

Для этого выполняются следующие упражнения:

1 .Подбор литературы по заданной теме
2. Ориентировка в словаре, справочной литературе
3. Ориентировка в тексте, ключевые слова
4. Ответы на вопросы к тексту

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.

Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Необходимые условия для занятий исследовательской деятельностью

Для успешного занятия исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
- оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);
-  грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Без этого исследовательская деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.).

С чего начать работу по организации  исследовательской деятельности младших школьников?

Свою работу по организации в классе исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса, и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.
Можно выделить три уровня реализации "исследовательского обучения".

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвей, А. Леви и др.).

Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Большинство педагогов при этом просто подбирают интересную и полезную тему исследования и предлагают ее учащимся. Большие возможности в этом плане имеют практически предметы традиционных учебных занятий. Следует помнить только, что на самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка.

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов  решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  • Защита проекта.

Что необходимо ребенку для решения исследовательских задач?

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

  • Видеть проблемы.
  • Выдвигать гипотезы.
  • Задавать вопросы
  • Давать определения понятиям
  • Классифицировать
  • Наблюдать.
  • Проводить эксперименты

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Организация исследований во внеурочной деятельности

Большую помощь в обучении детей исследовательской деятельности мне помогают курс внеурочной деятельности «Мы создаём проект» (Приложение 2), который я веду в своем классе.

Рабочие тетради для курса «Мы создаём проект»  созданы авторами Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой  одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Этот курс  способствует развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. На занятии выполняя различные задания, у учащихся формируется самостоятельность, способность к самообразованию и саморазвитию. Учащиеся  учатся видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Каковы особенности занятий  курса «Учимся создавать проект»?

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогают  будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые  способствуют формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Большое значение для развития исследовательских умений  имеет  участие учащихся в различных интеллектуальных конкурсах. Таких, как «Русский медвежонок», «Кенгуру- математика для всех», «Человек и природа». Но больший вес имеет конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь».

Учащиеся  моего класса   принимают активное участие в этом конкурсе   на школьном, муниципальном и региональном уровнях.  Первый  этап конкурса  мы обязательно проводим  в классе.

Приведу примеры исследовательских работ моих учащихся.

В 1 классе на школьный конкурс мы представили одну групповую работу «Ёлочка-красавица» и 3 индивидуальных:

- Секреты мыльных пузырей

- Радуга-чудесница

- Как влияет  хореография  на здоровье человека.

Во втором классе в школьном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» приняли участие  9 учащихся класса с работами:

- Почему возникают синяки?    

- Почему попкорн стреляет?

- Влияние кошки на здоровье человека.      

– Что случилось с динозаврами?

- Домашний питомец и человек».               

– Вода, вода….

- О машинах.                     

– Конвертик счастья: от древности до наших дней.

- Как зародилась жизнь на Земле.

В третьем классе учащиеся подготовили исследовательские работы на темы:

1. Этот удивительный воздух

2. Кукла далекая и близкая

3. Такой загадочный белый свет

4 .Как создаются компьютерные игры

5. Острая пища

6. Вода

7.Стихийные бедствия

8.Магнит

9.Изготовление бумаги из вторичного сырья

10. Берегите зрение

11. Что означают наши имена и фамилии.

12. Вся правда о шоколаде.

13. Почему мы плачем от лука?

14. Остров Сахалин.

15. Как люди научились считать.

16. Можно ли очистить чайник без чистящих средств?

17. Чашка в воздухе

18. Чем мы дышим

19. Экономия электроэнергии.

Результаты моей педагогической деятельности показали оптимальность использования исследовательской деятельности в начальных классах. Свидетельство тому то, что мои ученики ежегодно становятся  победителями и призёрами конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» муниципального уровня.

Я считаю, если ученик сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям.