Цель: закрепить знания детей о домашних птицах, познакомить детей с дикими птицами.
Задачи:
- закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц;
- дать представление о том, что дикие птицы живут на воле, боятся людей.
Оборудование: грамзапись с голосами домашних птиц, изображения домашних и диких птиц и их птенцов, кормушки и скворечники.
Предварительная работа: актуализация знаний о домашних животных, разучивание дидактической игры “Кто как кричит?” и подвижной игры: “Воробышки и автомобиль”.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие, (включает грамзапись с голосами домашних птиц) послушайте, что вы слышите?
Дети: Курочку, гуся, утку.
Воспитатель: Да, вы правы: это были курочка, гусь и утка. Как будто мы все с вами сегодня оказались в деревне, правда? Давайте вспомним, в каких домиках живут эти птицы в деревне? Давайте поиграем в игру: “Назови домик”. Я называю птицу, а вы мне домик этой птицы. Курица.
Дети: Курятник.
Воспитатель: Гусь.
Дети: Гусятник.
Воспитатель: Утка.
Дети: Утятник.
Воспитатель: Индюк.
Дети: Индюшатник
Воспитатель: Молодцы, все правильно, у каждого свой домик хороший, удобный. А кто строит курочке, гусю, утке, индюку домики?
Дети: Дедушки, папы.
Воспитатель: Да, а как птицы их благодарят, они ведь не умеют сказать “спасибо”? Что несут курочки?
Дети: Они несут яйца.
Воспитатель: А из чего делают подушки, вы знаете?
Дети: Из пуха.
Воспитатель: Умницы, правильно, вот так эти птицы благодарят человека. Как вы думаете, они боятся людей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, а почему курочка, гусь, утка не боятся людей, у кого они живут?
Дети: Они живут у людей, это домашние птицы.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, кто это, животное или птица? (Прикрепляет на мольберт рисунок вороны).
Дети: Птица.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: У неё есть клюв, крылья, тело покрыто перышками.
Воспитатель: Да это птица ворона, как думаете, несет она нам яйца?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ворону тоже кормят люди?
Дети: Нет, она питается сама червяками.
Воспитатель: Правильно, ворона добывает себе еду сама, люди не кормят её. Все домашние птицы живут у людей, а ворона не живет у людей, она боится их. Потому что она какая?
Дети: Дикая.
Воспитатель: Да, ребята, бывают не только дикие животные, есть и дикие птицы.
Игра “Кто как кричит?”
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру: “Кто как кричит?” У вас имеются большая карточка с картинкой птицы и пустой клеткой и маленькая картинка с изображением её птенца. Я буду вызывать вас к себе на языке птиц, у кого на карточке изображена данная птица, бежит ко мне (Воспитатель поочередно имитирует голоса домашних птиц, дети у кого имеется изображение птенца, бежит к ней, патом закрывает маленькой картинкой пустую клетку.) Молодцы, ребята, “кар-кар”, а кто я сейчас?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Правильно, ворона. Она и другие дикие птицы живут на воле. Вы видели, они пролетали над нашим участком. Наверно вы замечаете их, когда идете в садик или возвращаетесь из него. Сейчас я вам покажу этих птиц. (Прикрепляет на мольберт рисунки птиц). Если знаете, назовите их. (Дети называют, по их умолчанию называет воспитатель). Вот снегирь, синица, скворец - это дикие птицы. Они летом и осенью питаются насекомыми, зерном, семенами, в основном живут в лесу, на полях. Мы с вами часто наблюдали воробьев, голубей на нашим участке, особенно поздней осенью, зимой. Потому что именно тогда диким птицам холодно и голодно бывает в лесу и на полях. Не бывает там насекомых, зёрен, семян. Поздней осенью некоторые птицы улетают в тёплые края. Например, скворцы, грачи, ласточки, соловьи. А весной они прилетают обратно. Люди весной вешают им скворечники. (Показывает скворечник). В этих скворечниках они растят своих птенцов. А голуби, воробьи, синицы, снегири поздней осенью, зимой прилетают в город. Люди в это время птиц подкармливают, развешивают кормушки. (Показывает кормушки). Но если человек приблизится, птицы улетают, потому что боятся людей. Они боятся шума, особенно машин. Таким образом, ребята, дикие птицы летом питаются сами, а осенью, особенно зимой и весной надо подкармливать их, вешать кормушки, скворечники.
Игра “Воробушки и автомобиль”.
Воспитатель: А теперь, давайте, поиграем в игру: “Воробушки и автомобиль”. Я – автомобиль, вас превращаю в воробушков.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Какие вы быстрые, молодцы! Мне сегодня особенно понравились ваши ответы, много вы знаете не только о домашних птицах, но и о диких! Итак, каких диких птиц запомнили?
Дети: Воробьи, синицы, ласточки, голуби…
Воспитатель: Где живут дикие птицы летом, и чем они питаются?
Дети: Летом они живут в лесу и на полях, питаются насекомыми, зёрнами, семенами.
Воспитатель: А где живут дикие птицы поздней осенью, зимой?
Дети: Некоторые улетают в тёплые края, а некоторые прилетают в город.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что тогда в лесу, на полях не бывает семян, зёрен, насекомых. Там становится холодно.
Воспитатель: А что нужно делать, как помощь птицам?
Дети: Нужно подкармливать их, вешать кормушки.
Воспитатель: А зачем вешают скворечники?
Дети: В скворечниках некоторые птицы растят своих птенцов.
Воспитатель: Молодцы, спасибо за ваши ответы, Надеюсь, что вы будете любить птиц и заботиться о них.