Президент России В.В. Путин в одном из выступлений сказал: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, укрепления государства, обеспечения его интересов и развития.
Достижения цели осуществляется через развитие следующих задач:
- Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; в создании условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей; в развитии гражданского долга.
- Формирование чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна и исторических святынь Отечества.
Принципами патриотического воспитания является:
- Принцип системно-организационного подхода, который предполагает целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан РФ.
- Принцип адресного подхода в формировании патриотизма с учетом возрастной группы.
- Принцип активности и наступательности, который предусматривает формирование мировоззрения, ценностных установок граждан, ориентированных на национальные интересы России.
- Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, традиции в быту и семейных отношениях, учебе и подходах к труду, творческих начинаниях.
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе и т. д.
Эти принципы взаимосвязаны, и реализуются в единстве.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Необходимыми являются содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Данный подход к обучению позволяет формировать и развивать все типы универсальных учебных действий:
1. Познавательных УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- проявление познавательной инициативы;
- знаково-символические действия, с помощью которых выделяются существенные характеристики объекта;
- структурирование знаний;
- постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- установление причинно-следственных связей и др.
2. Регулятивных УУД:
- контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
- оценка (взаимо-, самооценка) – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
3. Коммуникативных УУД:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи;
- применение знаний в конкретной учебной ситуации.
4. Личностных УУД:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация;
- оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
-умение формулировать собственную позицию.
Будущая жизнь и развитие государства во многом зависят от уровня сформированной гражданской позиции подрастающего поколения.
Приоритетным направлением в формировании гражданской позиции у подрастающего поколения является формирование духовно-нравственных качеств, уважения к историко-культурному наследию народов России.
Формирование гражданско-патриотического воспитания младших школьников в настоящее время является очень актуальным, поэтому мы уделяем этому большое внимание в учебное и внеурочное время.
Формы и методы патриотического воспитания направлены на воспитание активной гражданской позиции, чувства любви к Родине, России и своей малой родине. К таким формам гражданско-патриотического воспитания относятся приобщение младших школьников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; участие в мероприятиях: по уходу и охране памятников, мемориалов; проведение тематических дней, конкурсов, выставок по патриотической тематике; организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками; участниками интернационального конфликта в Афганистане и локальных военных событий в Чеченской республике; посещение городского краеведческого музея и привлечение учащихся к работе в школьном музее «Родина – это важно!»
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Ученики начальных классов знакомятся с днями воинской славы России и памятными датами России. [Приложение 1]
Большое значение в развитии патриотического воспитания младших школьников имеет изучение геральдических символов нашего государства России, Кемеровской области и города Березовский.
Формы реализации концепции по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников:
- Классные часы, посвященные важным историческим датам, покорителям космоса, датам города, области, Родины [Приложение 2, 5]
- Беседа: «С чего начинается Родина?», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Народ и Армия В ВОВ 1941-1945 годов», «Боевое оружие Советской Армии».
- Конкурсы, викторины на знание государственной символики России, малой родины.
- Встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, учителями, рабочими предприятий.
- Операции РВС (Радость себе и людям) – помощь пожилым, ветеранам ВОВ и труженикам тыла, «Зеленый патруль».
- Акция «Здравствуй, солдат!» - переписка, встреча с выпускниками школы, которые служат (ли) в Армии; создание фотоальбома «На страже Родины»
- Экскурсии в школьный музей «Родина – это важно!» [Приложение 3-4]
- Посильная помощь в работе школьного музея «Родина – это важно!»
- Выпуски листов календаря, стенгазет - посвященных памятным событиям и датам.
- Проведение выставок, конкурсов, смотров песни и строя по патриотической тематике.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
Большое значение в воспитании и развитии чувств и убеждений детей имеет самостоятельное приобретение знаний учащимися. Читая дополнительную литературу, просматривая детские журналы, беседуя с членами семьи, знакомыми, ребята самостоятельно собирают материалы для сообщений на уроке, классных часов, творческих заданий, выполнения исследовательских работ. В исследовательской работе «Вклад моей семьи в развитии города»», выполненной учениками 1-4 классов, описано прошлое и настоящее нашего города на примере семьи. Исследовательские работы, различные рисунки, сообщения используются детьми в учебной и внеклассной работе.
Целенаправленная систематическая работа показала, что для воспитания гражданско-патриотических чувств, учащихся решающее значение имеет знакомство с историей своего города, края, страны с теми достижениями, которые были достигнуты за последние годы. Знания, полученные учащимися на уроках, экскурсиях, на внеклассных мероприятиях убеждают детей в том, что нужно знать историю своего края страны, беречь и охранять природу, чтобы людям нашего города, области, всей страны жилось лучше.
Мы видим, что для воспитания патриотизма и четкой гражданской позиции у младших школьников нужно работать сообща – родителям, учителям, школе, и государству. Процесс этот сложный, для его реализации лучше использовать системно-деятельностный, а не знаниевый подход, при котором учащийся выступает как субъект учебной деятельности. Это помогает формировать и развивать все типы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Литература
- Медведев В.А. Семь поколений в Кузбассе. Новосибирск: Сибирское время, с. 452. 2007.
- Материалы школьного музея «Родина – это важно!».
- Разработки мероприятий авторов статьи.
- Город Березовский Кемеровской области. Режим доступа: http://www.gorodbereza.ru
- Символика Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ako.ru/Kuzbass/ "Экскурс в геральдику" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.excurs.ru/