Внеклассное занятие по истории "Марина Цветаева и Ариадна Эфрон. Два портрета на фоне эпохи"

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с историей жизни М.Цветаевой и ее дочери А.Эфрон, показать влияние исторических событий XX века на судьбы и творчество этих двух женщин.

Целевая аудитория: 9-11 класс.

Форма занятия: исторический вечер.

Длительность мероприятия: 1 час 15 минут (может быть увеличена за счет включения дополнительных стихотворений).

Оформление: слайд-программа, музыкальные фрагменты, выставка книг М.Цветаевой и А.Эфрон.

Участники сценария: 2 ведущих, 2 ученицы в образах Цветаевой и Эфрон, чтецы, музыкальный режиссер, ответственный за слайд-программу.

Сценарий

Блок 1. Мать и дочь.

Презентация.

Слайд1. Тема.

Вступительное слово учителя: XX век- трагический и печальный! Век великих достижений и век великих потерь! Сколько судеб было изломано войнами, революциями. Сколько творческих, одаренных людей не смогли сполна реализовать свой талант, не смогли стать счастливыми... Мудрецы говорят: “Времена не выбирают, в них живут и умирают”. Жаль, но это так. Сегодня мы познакомимся с трагическими судьбами двух удивительных женщин, матери и дочери, Марины Цветаевой и Ариадны Эфрон.

Слайд 2. Мать и дочь. Музыкальный фрагмент. С.Рахманинов “Элегия”. На фоне музыки читают участники вечера. Музыка постепенно затихает. Так же используются музыкальные отрывки в других частях вечера.

Девушка в образе Марины Цветаевой:

Мать с дочерью идем, две странницы,
Чернь черная навстречу чванится,
Быть может – вздох от нас останется,
Быть может – Бог на нас оглянется...

Ведущий 1: Эти строки написала Марина Цветаева в 1918 году.

Ведущий 2: В годы революции и гражданской войны те, кто встречался в Москве с Мариной, хорошо запомнили рядом с нею худенькую, длинноногую девочку с огромными глазами необычайной глубины, глядящими с недетской серьезностью и проникновением. Это была ее дочь, Ариадна Эфрон.

Слайд 3.

Ведущий 1: Они - мать и дочь – всюду появлялись вместе - на литературных вечерах, в гостях, в очередях...

Девушка в образе Марины Цветаевой:

Были мы – помни об этом в будущем,
верно лихом!
Я – твоим первым поэтом,
Ты – моим лучшим стихом.

Ведущий 2: К четырем годам Марина Ивановна научила дочь читать, к пяти – писать, в шесть вести дневник. Когда Але (так называли дочь в семье) было 7 лет, она уже писала стихи.

Ведущий 1: Маленькая комната, стол красного дерева, на котором Марина Ивановна и готовит, и моет, - сейчас чист. Все убрано. Мать и дочь сидят за своими тетрадями. Перед Алей ее тощая, линованная, перед Мариной Ивановной – ее. На плечи накинуты шубы, “буржуйка” мало греет, в комнате всегда холодно. Аля не проронит ни слова, она знает: когда мама работает, ее нельзя отвлекать. Аля первый слушатель мамы, а иногда и советчик.

Слайд 4. Марина.

Девушка в образе Ариадны: Из воспоминаний Ариадны. Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии.

Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила “стальную выправку хребта”.

Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом.

Читала свои стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: “Хотите, я вам прочту стихи?”

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано.

Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Курила. Пила черный кофе. С природой была связана воистину кровными узами, любила ее — горы, скалы, лес.

Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его — всю жизнь.

При всей своей скромности знала себе цену.

Блок 2. Биография Марины Цветаевой.

Моцарт. Симфония соль мажор.

Слайд 5. Родители.

Ведущий 2: Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в удивительной семье. Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, основателем и собирателем Музея изящных искусств, выдающимся филологом. Мать, Мария Александровна Мейн, страстная музыкантша. Она хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам, и ее рано начали учить музыке, но Марина была рождена для другого. Ее любимое занятие с 4-х лет – чтение, с 5- писание. Первые языки: немецкий, русский, к семи годам французский.

Ведущий 1: Вскоре мама Марины заболела чахоткой и ездила лечиться за границу, брала с собой и детей. Поэтому Марина училась и в Италии, во Франции, Германии и, конечно, в России.

Слайд 6. Первый сборник.

Ведущий 2: В 1910 году, еще учась в гимназии, Марина издала на свои деньги первую книгу своих стихов “Вечерний Альбом”, о которой прекрасно отозвался Николай Гумилев: “Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений”.

Чтец. “Книги в красном переплете”.

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона...
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Рахманинов. Сирень.

Слайд 7. Крым.

Ведущий 1: В 1911 году в Крыму на даче Максимильяна Волошина в Коктебеле, куда приезжало отдыхать много творческих людей, Марина знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Ему 17, ей 18. Через год они поженились. В 1912 выходит ее вторая книга стихов “Волшебный фонарь” (книга посвящена Сергею Эфрону) и рождается первая дочь Ариадна. Казалось, впереди только счастье...

Чтец. Молитва в столовой.

Самовар отшумевший заглох;
Погружается дом в полутьму.
Мне счастья не надо, — ему
Отдай мое счастье, Бог!

Зимний сумрак касается роз
На обоях и ярких углей.
Пошли ему вечер светлей,
Теплее, чем мне, Христос!

Я сдержу и улыбку и вздох,
Я с проклятием рук не сожму,
Но только — дай счастье ему,
О, дай ему счастье, Бог!

Рахманинов. Концерт №2.

Слайд.8. Первая мировая.

Ведущий 2: В 1914 году начинается Первая мировая война. Сергей уезжает на фронт. Затем революция 1917 года, гражданская война. Привычный и знакомый мир рушится на глазах! Начинаются тяжелые времена. Главное – выжить! Главное сохранить детей!

Слайд-шоу “Гражданская война”.

Чтец:

Трудно и чудно - верность до гроба!
Царская роскошь - в век площадей!
Стойкие души, стойкие ребра, -
Где вы, о люди минувших дней?!
Рыжим татарином рыщет вольность,
С прахом равняя алтарь и трон.
Над пепелищами - рев застольный
Беглых солдат и неверных жен.

Рахманинов. Прелюдия до диез минор.

Слайд 9. Дочери.

Девушка в образе Марины Цветаевой: Из автобиографии Цветаевой. С 1912 по 1922 год пишу непрерывно, но книг не печатаю. В 1920 году в приюте умирает моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду. В голодные годы детей нечем было кормить, кто-то подсказал мне отдать младшую в советский приют, там накормят, но... Долгое время не было известий о Сергее. Лишь в 1921 году, я узнала, что он вместе с белой гвардией, разгромленной Красной армией перебрался за границу.

В 1922 я уезжаю с Ариадной за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции.

Слайд.10. Эмиграция.

Ведущий 2. Годы в эмиграции были очень тяжелыми. Семья бедствовала. Аля очень тогда жалела отца и мать, и все надеялась найти кошелек с миллионами, но кошелек не находился.

Девушка в образе Ариадны: Мы очень плохо живем. Мясо и яйцо не едим никогда... Картошку на второе варят в супе, чтобы был хоть какой-то навар; зелень покупают по дешевке - увядшую. Вещи с чужого плеча, обувь с чужих ног.

Девушка в образе Марины Цветаевой:

Есть колосья тучные, есть колосья тощие.
Всех — равно — без промаху — бьет Господен цеп.
Я видала нищего на соборной площади:
Сто годов без малости, — и просил на хлеб.

Борода столетняя! — Чай, забыл, что смолоду
Есть беда насущнее, чем насущный хлеб.
Ты на старость, дедушка, просишь, я — на молодость!
Всех равно — без промаху — бьет Господен цеп!

Слайд 11. Семья.

Ведущий 1: В 1925 году у Марины родился сын Георгий. Она его обожала. Аля зарабатывает тем, что вяжет свитера, кофты на заказ, а еще она делает репортажи, пишет очерки для журналов. Она всецело предана семье, и все деньги отдает матери. Стихи Марины почти не печатают. Нищета становится невыносимой. И Аля решает вернуться в Россию.

Блок 3. Возвращение в Россию. Репрессии.

Слайд 12. Возвращение.

Ведущий 2: Она возвращается в 1937 году. По французским законам, достигнув совершеннолетия, Ариадна могла принять любое подданство, и она, не задумываясь, принимает советское. Ее московское детство, русские книга, страстное желание отца вернуться на родину – все это сыграло роковую роль.

Ариадна: Когда я уезжала в Россию Иван Бунин, великий русский писатель, сказал мне: “Дура, куда ты едешь, тебя сгноят в Сибири! Но, помолчав с грустью добавил, если бы мне было столько лет, сколько тебе...Пускай Сибирь, пускай сгноят! Зато Россия!”

Ведущий 1: Красивая, золотоволосая, с огромными голубыми глазами, элегантная в своих парижских обновках, Ариадна появилась в Москве. Казалось, начиналась новая, счастливая жизнь!

Ведущий 2: Поздней осенью того же года приехал и отец, Сергей Эфрон. Они поселились на даче в Болшево. Дочь работала переводчиком в журналах, переводила на французский все, что ей давали. Она много зарабатывала и с радостью тратила деньги на сладости, которых в Париже была лишена. У Ариадны было много поклонников, она собиралась замуж. В 1939 году вернулась из-за границы и Марина с сыном Георгием. Семья воссоединилась.

Слайд 13. Арест.

Ведущий 1: Но счастье внезапно оборвалось...

Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Доносы, подозрительность становились нормой жизни. Сажали в тюрьмы, осуждали, уничтожали честных, ни в чем не повинных людей, объявляли их “врагами народа”. А тех, кто приезжал на родину из-за рубежа, или, тех, кто побывал в командировках за рубежом, считали потенциальными шпионами.

Ариадна: В ночь на 27 августа 1939 года Ариадну Эфрон арестовали. Ранним утром увозила меня эмгебешная машина из Болшева, в это утро в последний раз видела я маму, папу, брата. Многое, почти все в то утро оказалось в последний раз...

Марина: Пройдет более полутора лет, прежде чем я получу первую весточку от дочери. И все эти долгие месяцы, я буду носить передачи ей в тюрьму...

Ведущий 2: 10 октября 1939 года был арестован Сергей Эфрон, в 1941 он будет расстрелян.

Слайд 14. В Елабуге.

Ведущий1: Началась Великая Отечественная война.

Слайд-шоу. Война.

Марина Цветаева с сыном уехала в эвакуацию в Елабугу. Жить было не на что. Великая русская поэтесса пыталась устроиться работать даже посудомойкой. Не выдержав всех тягот жизни, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. Сын на похороны матери не пошел.

Слайд.15. Могила.

Ведущий 2: На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой сегодня установлен камень с надписью “Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева”.

Ариадна узнала о смерти матери лишь год спустя. Никто из родственников не решался написать ей об этом.

Ведущий 1: А время шло. Георгий окончил школу, вернулся в Москву, поступил в Литературный институт имени Горького. В 1944 году подошел год его призыва, в феврале его мобилизовали, а в июле он погиб.

Слайд 16.

Ведущий 2: Ариадна Сергеевна Эфрон была полностью реабилитирована в марте 1955 года “За отсутствием состава преступления”. Шестнадцать лучших лет своей молодости она провела в тюрьме и ссылке. Она потеряла всю свою семью. Но надо было жить заново.

Ариадна: От мамы остался архив: сундук с ее тетрадями, стихами... Надо было все это сохранить, опубликовать. Ведь в Советской России не знали поэтессу Марину Цветаеву. Мамины тетради я доставала наугад – и ранние, и последние...Читала их ночами, когда затихала коммунальная квартира. Напрасно я думала, что когда-то выплаканы все слезы – этого было не оплакать.

Ведущий 1. Уже в 1955 году Ариадна приступает к составлению посмертного сборника Цветаевой. И только в 1961 году ей удается издать очень тоненькую и малым тиражом книгу мамы! Ариадна была в сущности первой, кто познакомил советского читателя с творчеством Марины Цветаевой. А потом дочь начала писать воспоминания о матери. Но успела довести свою работу только до 1925 года. Когда летом 1975 года вышла ее вторая часть воспоминаний в журнале “Звезда”, она была уже тяжело больна. Скончалась в Тарусе 26 июля в возрасте 63 лет.

Ведущий 2: Ариадна Эфрон была рождена для творчества и с детских лет шла по этому пути, но была сбита с дороги, и не нагнать, не наверстать упущенного...

Слайд 17. Марина и Ариадна.

Марина:

Были мы – помни об этом в будущем,
верно лихом!
Я – твоим первым поэтом,
Ты – моим лучшим стихом.

Романс на стихи Цветаевой “Уж сколько их упало в эту бездну”.

Учитель: Сегодня книги Марины Цветаевой в свободном доступе стоят на полках библиотек, школьники в соответствии с программой заучивают ее стихи наизусть, о ней написано немало книг, сняты документальные и художественные фильмы... Но будем помнить, что первой, кто познакомил советского читателя с творчеством Марины была ее дочь!

Жизненный путь Марины Цветаевой и ее дочери Ариадны Эфрон был труден, подчас мучителен, но именно благодаря таким людям человечество сохранило понятия Добро, Справедливость, Вера в человека и духовная свобода.

Слайды – 18-21.

Дети читают стихи Марины Цветаевой, подготовленные по собственному выбору.

Звучат романсы и песни на ее стихи.

“Романс Настеньки”

“Мне нравится, что вы больны не мной...”

Литература.

  1. М.Цветаева. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М., 1994.
  2. А. Эфрон. О Марине Цветаевой. М., 1989.
  3. Серебряный век. Мемуары. М., 1990.
  4. Стихотворения и поэмы. Новосибирск. 1990.