Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь необходимости в этом не было, ибо дети с молоком Матери впитали понятия “ Родина”, “великая держава”.
На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.
В наших детях несколько атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
(выбор страны для места жительства)
В наши дни общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, фальсификация исторических данных.
Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесёт какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы...?.”
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он стал настоящим гражданином, патриотом, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордится.
Слайд 1.
Патриот:
- Человек, одушевлённый патриотизмом.
- Человек преданный интересам какого-либо дела. Горячо любящий что-то.
Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.
Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: “Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет”.
Слайд 2.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота свое страны.
Слайд 3.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Слайд 4.
Подходы к организации гражданско-патриотического воспитания.
Деятельностный подход (А.В. Мудрик, В.А. Караковский). Получить опыт гражданского по ведения, присвоения социально значимых ценностей возможно лишь через деятельность. Это может быть коллективная, групповая, индивидуальная деятельность. При организации образовательного процесса необходимо продумывать способы включения детей в разнообразные виды деятельности:
социально и личностно значимые.
- Системный подход (ЛИ. Новикова). система, требующая постоянного анализа, совершенствования, повышения профессиональной компетентности педагогов не только как преподавателей, но и как воспитателей. Реализация данного подхода требует продуманного со временного управления и внешнего, и внутреннего, включения в жизнь образовательной организации родительской общественности, развития ученического самоуправления.
- Событийный подход (Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова). Использование данного подхода предполагает организацию совместной деятельности учеников и взрослых, их совместное событие, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать при поддержке взрослого.
Слайд 5.
Цель патриотического воспитания.
Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан РФ, должно стать “развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплению государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития”.
В своём Послании Федеральному Собранию РФ президент В.В. Путин вопрос патриотического воспитания молодёжи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросам безопасности и экономического развития.
Слайд 6.
Основными задачами школы являются:
- создание условий для воспитания личности способной себя максимально реализовать, ответственной за свой поступки и решения, умеющей жить в обществе и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание учащихся.
Слайд 7.
Основные содержательные линии гражданско-патриотического воспитания.
- социально-патриотическая линия - формирование в процессе деятельности гражданских качеств;
- гражданско-правовая линия - права человека и гражданина, устройство российского государства, значение российского гражданства;
- историко-культурологическая линия - традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России;
- нравственная линия - нравственные законы социальной жизни, гражданские идеалы и ценности.
Главное для педагога, воспитателя, классного руководителя - передать детям знания о традиционных демократических, патриотических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью.
Источниками и средствами патриотического воспитания наших школьников являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданственную личность.
Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать в школе.
Неслучайно одним из основных направлений воспитательной работы школы обозначен раздел “Воспитание гражданственности, патриотизма. Уважение к правам, свободам и обязанностям человека”.
Согласно планам воспитательной работы ведётся систематическая, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию.
Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать в школе.
Неслучайно в планах воспитательной работы обозначен раздел “Воспитание гражданственности, патриотизма. Уважение к правам , свободам и обязанностям человека”.
Согласно планам ведётся систематическая, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию.
Слайд. 8.
В воспитательной работе используются разнообразные формы работы:
- Классные часы.
- Тематические встречи и беседы с ветеранами войн,
- Сюжетно-ролевые игры.
- Индивидуальные беседы.
- Участие в общешкольных и районных соревнованиях.
- КВН, проводимые между классами
- Общешкольные творческие конкурсы.
- Интеллектуальные классные викторины.
Показ слайдов.
Свтречи с интересными людьми.
- Встреча с мастером спорта по гирям Платуновым В.В.
- Встреча с выпускником школы шеф поваром Вотинцевым И.Н.
- Встреча с настоятелем храма О. Евгением
- Встреча с бывшим воспитателем, учителем географии Шевелевой Л.А.
- Встреча с воиным-авганцем Кислицыным Ол.
Экскурсии
- Музей города Яранска
- Школьный музей
- Районный краеведческий музей
- Памятные места
- Красная площадь
- Районная библиотека
Сочинения и творческие работы
- Конкурс сочинения “О родной школе”
- “Россия! Какой тебя я вижу завтра”
- “Добрый человек, как им стать”
- “С чего начинается Родина”
- “Письмо моей семье”
- “Письмо ветерану”
- “Письмо солдату”
Просмотры и обсуждения фильмов
- “Кадеты”
- “Война”
- “Офицеры”
- “9 рота”
- “Солдаты” и др.
Традиции школы.
- Урок мира.
- День пожилого человека.
- День дублера.
- День братьев и сестер.
- Эстафета ко Дню защитника Отечества.
- День рождения школы.
- Участие в митинге ко Дню Победы.
- День защиты детей.
Воспитательные занятия на патриотическую тему.
- “Кто они герои спорта” устный журнал
- “Достоин будь наградой русской”
- “Дети герои Великой Отечественной Войны”
- “Честь имею”
- “Мужество и трусость”
- “Вещи из чемодана”
Воспитание толерантности на занятиях.
- “Беседа о жертвах холокоста”
- “Опасные ноты терроризма”
- “Уважение к религиозному многообразию”
- “Моя Конвенция о правах ребенка”
- “Молодежь за культуру мира против экстремизма”
Классные часы.
- “Если бы не было Победы...” 5-6кл
- “Мы граждане великой России” 1-4кл
- “Мы будущие избиратели” Ролевая игра. 10-11кл
- “В мире прав и обязанности” 7-8кл
- “Воспитай в себе патриота и гражданина” 9кл
Викторины.
- “Знай и люби свой край”
- “Конституция РФ”
- “Герои полководцы Великой Отечественной войны”
- “Как я знаю родную школу”
- “Знаменательные даты Великой Отечественной войны” Познавательная викторина
Конкурсы рисунков.
- “Мой край родной”
- “Солдаты России”
- “Мой любимый учитель”
- “Крым-частица России”
- Патриотический клуб “Русь”.
В 2016 году в нашей школе был создан патриотический клуб “Русь”. Руководит им учитель ОБЖ майор запаса Погудин В.И. из моей группы занимаются в клубе 5 юношей.
Вывод. В перспективе нужно продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого педагога нашей школы к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.
“Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству”. Владимир Даль.
Литература.
- Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание.2009.
- Лизинский В.М. Темы классных часов и проблемы для обсуждения.2014. Москва.