Учебное время: (2 часа по 40 мин)
Цели:
- Обучающие: научиться устно и безошибочно находить неизвестные стороны стандартных угольников (90˚-30˚-60˚ и 90˚-45˚-45˚), используя одну данную сторону, уметь практически применять полученные знания в заданиях открытого банка ОГЭ.
- Развивающие: развитие памяти, внимания, логического мышления, графических навыков, образного мышления, ассоциативных сравнительных мыслительных навыков. Развитие познавательного интереса к предмету.
- Воспитательные: ответственности, дисциплины, аккуратности, самостоятельности.
ТСО: Комьютер, проектор, графический планшет Bamboo Pen&Touch. (см. фото)
Подготовительный этап: настройка ТСО, запись на доске темы, подготовка образцов линеек, на обороте доски начертить шесть рисунков для самостоятельной работы (см. приложение 1).
План занятия:
Урок №1
- Вступительное слово учителя (7 мин)
- Теоретическая часть: треугольник (90˚-30˚-60˚) (8 мин)
- Решение задач в тетрадях (тренажер по заготовкам) (7 мин)
- Решение задач открытого банка ОГЭ (у доски) (13 мин)
- Записать домашнего задания, оценивание, рефлексия (5 мин).
Урок №2
- Повторение теоретической части урока 1 (5 мин)
- Теоретическая часть: треугольник (90˚-45˚-45˚)+квадрат (8 мин)
- Решение задач в тетрадях (тренажер по заготовкам) (7 мин)
- Решение задач открытого банка ОГЭ (у доски) (13 мин)
- Записать домашнего задания, оценивание, рефлексия (7 мин).
Ход занятия
Урок №1
1. Учитель демонстрирует два вида стандартных угольников, которые мы можем купить в любом канцелярском магазине.
Связь углов 30˚-60˚-45˚ с основной тригонометрической таблицей синусов и косинусов не случайна. Повторяем таблицу (учитель чертит на планшете в отдельном файле Word см. приложение 1, учащиеся в тетрадях). Для того, чтобы изготовить любую механическую деталь или построить здание, то есть создать какой либо предмет материального мира, инженер разрабатывает чертеж (проект), в настоящее время инженеры конструкторы моделируют двух и трех мерные чертежи с помощью компьютерной программы AutoCAD. Но работая как в этой программе, так и без нее, для создания проекта необходима система координат (далее демонстрируется диметрическая и аксонометрическая системы).
Мы видим, что углы, используемые в этих системах как раз 120˚ 135˚ 45˚ удобно строить при помощи вышеупомянутых угольников (90˚+30˚=120˚; 60˚+60˚=120˚; 90˚+45˚=135˚). Таким образом, таким образом, инженер с помощью чертежей и компьютерной программы оперирует стандартными углами для создания своих проектов.
Именно поэтому, мы уделяем особое внимание изучению данных углов в школьном курсе математики, и как следствие можем часто встретить задачи на решение стандартных угольников в открытом банке заданий ОГЭ.
2. Учитель на планшете чертит угольники (см. приложение 1) учащиеся конспектируют в тетради. Затем записывают правила:
- Катет, лежащий напротив угла в 30˚ равен половине гипотенузы!
- Катет, лежащий напротив угла в 60˚ в раз длиннее другого катета!
Примечание: Катет, лежащий напротив угла в 30˚ в короче другого катета!
3. Учащиеся зарисовывают в тетрадях три рисунка заготовки (см. приложение 1) и решают их совместно с учителем. Затем, зарисовывают схематично еще шесть (см. приложение 1) заготовок для самостоятельной работы (сильный ученик решает их на обороте доски) после чего доска раскрывается и выполняется самопроверка и самооценка работы.
4. Решение задач по материалам сайта Гущина у доски. (См. Приложение 2), №1-7
5. Запись домашнего задания (прототипы открытого банка заданий ОГЭ)
- Прототип задания 9 (№ 169842)
- Прототип задания 9 (№ 169843)
- Прототип задания 9 (№ 169844)
- Прототип задания 9 (№ 169845)
- Прототип задания 9 (№ 169850)
- Прототип задания 9 (№ 324660)
Выставление оценок
Рефлексия
- Что запомнилось на уроке?
- Какая главная идея занятия?
- Что показалось (трудным, легким)?
- Что понравилось (не понравилось)?
- Какие предложения по дальнейшему изучению,
- что хотелось бы использовать (какие методы, средства) в учебном процессе?
Урок 2
1. Повторение теоретической и практической части 1-го урока (учащиеся на половинке тетрадного листа пишут изученные правила и выполняют предложенные учителем задания из открытого банка ОГЭ). Затем обмениваются листочками с последующей взаимопроверкой. (См. Приложение 2, дидактический материал №8-9)
2. Теоретическая часть. Учитель зарисовывает на планшете угольники и квадрат, указывает на зависимость элементов (см. Приложение 1, Урок №2 теоретическая часть). Учащиеся пишут конспект в тетрадях.
Правила:
- Гипотенуза прямоугольного равностороннего треугольника в раз длиннее стороны!
- Сторона прямоугольного равностороннеготреугольника в раз короче гипотенузы!
- Диагональ квадрата в раз длиннее стороны!
- Сторона квадрата в раз короче диагонали!
3. Решение задач в тетрадях по готовым чертежам, с последующей самопроверкой См. приложение 1
4. Решение задач из открытого банка ОГЭ по материалам сайта Гущина.
См. приложение 2
№1-3
5. Запись домашнего задания:
- Прототип задания 9 (№ 169840)
- Прототип задания 9 (№ 169846)
Выставление оценок
Рефлексия:
- Что запомнилось на уроке?
- Какая главная идея занятия?
- Что показалось (трудным, легким)?
- Что понравилось (не понравилось)?
- Какие предложения по дальнейшему изучению,
- Что хотелось бы использовать (какие методы, средства) в учебном процессе?