Интегрированный урок на тему «Фразеологизмы, образы которых взяты из животного мира» (из серии уроков «Отражение окружающего мира в языке»)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Многие учителя отмечают, что качество речи учащихся зачастую низкое, словарь беден, а язык невыразителен. Особенно это характерно для младших классов. Несовершенное владение речью проявляется в частой повторяемости одних и тех же слов, преимущественном использовании слов маловыразительных, употреблении отдельных слов в неправильном или неточном значении, неумении использовать тропы и другие изобразительные средства языка и т.п.

Между тем, владение выразительными средствами языка – важное условие обогащения и успешного развития речи учащихся. Одним из таких средств являются фразеологизмы. Умелое использование фразеологических оборотов делает речь школьников яркой и самобытной, придаёт ей живость и выразительность, устраняет монотонность и однообразие.

Я провела серию интегрированных уроков под общим названием «Отражение окружающего мира в языке». В каждом из уроков фразеологизмы рассматривались неразрывно с предметами или явлениями, послужившими основой для их образования. Например: фразеологизмы, отражающие факты и события из истории страны; фразеологизмы, отражающие различные стороны традиционного образа жизни россиян; фразеологизмы, образы которых взяты из растительного мира и т.д.

Знакомство с новым увлекательным лингвистическим материалом, совмещённое с обращением к известным (но представленным с иной стороны) фактам, явлениям и предметам вылилось в занимательные, насыщенные, творческие занятия. Они плодотворно влияют на развитие общих и специальных способностей учащихся, а также способствующие расширению кругозора, повышению интереса к русскому языку, воспитанию любви к родному краю. Привожу примерный ход одного из таких уроков.

Ход урока

1. Предъявление темы и задач урока; введение теоретических сведений.

 - Ребята, мы с вами часто читаем, слышим, а порой и сами употребляем в речи такие интересные и яркие выражения, как бить баклуши, на седьмом небе, после дождичка в четверг, медведь на ухо наступил, клевать носом, нем как рыба, и т.п. Называются такие выражения фразеологизмами. Фразеологизмы – это сочетания слов, которые употребляются в речи в готовом виде (как единое целое) и обозначают одно неделимое понятие (бить баклуши – значит бездельничать и т.д.). Нам нужно учиться правильно понимать их и употреблять, чтобы наша речь была богаче, живее, выразительнее, чтобы мы могли ярко подчеркнуть наше отношение к чему-то или кому-то.

Фразеологизмы ярко отражают историю, культуру, быт народа. Они создавались многими поколениями, сохранили память о народных обычаях, суевериях, приметах, обрядах, событиях. Почему мы порой говорим кричать во всю ивановскую, каждое лыко в строку, белены объелся? (С помощью учителя дети выясняют происхождение этих фразеологизмов).

Более подробно об этом замечательном явлении вы узнаете в старших классах. Но уже сейчас вы и сами можете вспомнить много подобных выражений. Дети приводят примеры. Учитель, обращаясь к слабым ученикам, помогает: - Два сапога … - пара. – Первый блин …- комом. – Днём с огнём… - не сыскать. – Палец о палец… - не ударит, и т.д.

2. Развитие умений анализировать и делать самостоятельные выводы.

Предлагаю детям внимательно прочитать таблицу №1 из раздаточного материала (подобранные в произвольном порядке фразеологические единицы): подложить свинью, заячья душа, медведь на ухо наступил, верный как собака, волков бояться – в лес не ходить, и т.д.
Предлагаю ребятам объяснить значение некоторых из них. Сильным ученикам – фразеологизмы с затемненной этимологией (собака на сене и др.), слабым – мотивированные (пустить лису в курятник и др.).

Предлагаю попробовать классифицировать эти фразеологизмы по какому-нибудь признаку. Дети изучают таблицу и приходят к выводу, что всё разнообразие выражений можно классифицировать, например, по форме:

1) медвежья услуга, медвежий угол, телячьи нежности, дойная корова, собачий холод, волчий аппетит и т.д.;

2) сильный как бык, грязный как свинья, трусливый как заяц и т.д.;

3) брать быка за рога, купить кота в мешке, делить шкуру неубитого медведя, крутиться как белка в колесе и т.д.

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Волков бояться – в лес не ходить. Отольются кошке мышкины слёзки,  и т.д.

Предлагаю детям подумать, что общего во всех этих выражениях. Помогаю заметить, что эти фразеологизмы восходят к образам животного мира. В беседе выясняем, что эти выражения родились из наблюдений человека за повадками, поведением, внешним видом, характерными признаками животных.

- Давайте проверим, так ли это. Лена Н. будет называть характерную особенность животного, а вы попробуйте угадать, о ком идёт речь.
Ученица по подробному списку: - Хитрый как … (Дети: лиса). Здоровый как… бык, голодный как … волк, верный как … собака, (живучий как кошка, смирный как телёнок, неуклюжий как медведь, кроткий как овца, трусливый как заяц, слепой как крот, сильный как лошадь  и т.д.).
Предлагаю ученикам приглядеться к предложенным выражениям (табл. №1) снова и постараться обнаружить ещё одну важную особенность. Если не получается, открыть таблицу №2 из раздаточного материала: фразеологизмы выписаны в два ряда; видно, что количество выражений, содержащих наименования домашних животных, значительно больше, чем выражений с наименованиями диких животных. Например: первый ряд – смирный как теленок, телячьи нежности, телячий восторг, куда Макар телят гонял, куда волку до нашей теляти, твоей телушке – цена полушка; второй ряд – слепой как крот.

Привлекаю всех учеников к анализу полученного вывода, организую дискуссию, стимулирую дополнения и уточнения. Подводим итог наших рассуждений:

- Выражения с образами домашних животных действительно более многочисленны, т.к. эти животные живут в непосредственной близости к людям, имеют большое значение для человека, от них может зависеть их материальное положение, а порой и жизнь.

- В каких фразеологизмах отразилось бережное отношение к животным? От кого вы слышали подобное выражения?

3. Повторение изученного на более высоком уровне; обобщение представлений о жизни и использовании домашних животных; развитие гуманных чувств к живым существам.

- Мы с вами на занятиях уже не раз говорили о домашних животных. Давайте вспомним, что мы о них знаем?

Демонстрирую таблицы из пособия «Картины из жизни домашних животных». Совместно обобщаем представление о труде человека по уходу за животными, о пользе домашних животных и т.п. Предлагаю посмотреть вывешенную на стене выставку рисунков домашних питомцев (делали по договорённости с учителем рисования) и фотографий.

Прошу 1-2 учеников рассказать, почему они изобразили именно это.

- А теперь посмотрите, как русские художники показали на своих картинах, какое значение в жизни наших предков имели домашние животные. Как вы думаете, почему художник смог так хорошо изобразить коров, лошадей, овец  (Клодт «Брод», Сверчков «В ночном», Степанов «На лугу» и др.

- Миша Н. этим летом побывал с папой в селе Хреновом на знаменитом конезаводе. Он хотел бы рассказать, что они там видели, и показать фотографии, которые они там сделали.

4. Развитие навыков использования фразеологизмов в речи.

- Теперь нам понятно, почему в языке так много выражений с названиями домашних животных. Как мы говорим о человеке, который много и упорно работает? (пашет как вол). О преданном, надёжном человеке? (верный как собака). О людях, живущих недружно? (живут как кошка с собакой). О человеке, от которого мало проку? (как от козла молока).

- А когда мы говорим: Играет как кошка с мышкой, между ними кошка пробежала, кот наплакал, кошки на душе скребутся, кошачий концерт, купить кота в мешке?

- Лена Т. читала книгу Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Она нашла там много пословиц, где говорится о животных. По этим пословицам мы тоже можем судить и о значении домашних животных, и об отношении к ним простых людей. (Девочка читает: Старый конь борозды не испортит. Дарёному коню в зубы не смотрят.  Бодливой корове бог рог не даёт. Укатали Сивку крутые горки  и др.)

5. Расширение представлений об окружающем мире и об отражении его в языке; обучение рассуждению, аргументированию своей точки зрения.

Предлагаю детям посмотреть таблицу №3 из раздаточного материала, отметить особенности приведённых фразеологизмов. Определяем, что появились выражения с названиями экзотических животных: крокодиловы слёзы, (идти) черепашьими шагами, львиная доля, неуклюжий как бегемот, свирепый как тигр, слон в посудной лавке, упрямый как осёл.

По аналогии определяем, что фразеологизмов с наименованиями экзотических животных меньше, чем с названиями уже знакомых диких животных. В беседе выясняем причину и совместно приходим к заключению:

- Действительно, в русский язык в первую очередь вошли выражения с названиями тех животных, которые больше всего характерны для нашей страны, распространены в наших лесах и полях, поэтому чаще встречались человеку. А это  значит, что по фразеологизмам мы можем судить и об окружающем животном мире тех людей, которые говорят на том или ином языке.

6. Развитие речи в беседе о многообразии животного мира Воронежского края.

 - Недавно мы с вами ездили в Графский заповедник. Помните, каких животных мы там смогли увидеть? (Дети делятся впечатлениями, перечисляют увиденных зверей). Чтобы создать полное представление о животном мире Воронежской области, добавляю названия неназванных ими животных, например: горностай, олень, норка, выхухоль. Предлагаю коротко сказать об их особенностях. Прошу вспомнить фразеологизмы с названиями животных, обитающих в Воронежской области.

- Эти животные – сокровище природы нашего края. Они украшают нашу жизнь, делают её ярче, многообразнее, привлекательнее. И мы, в свою очередь, не должны вмешиваться в жизнь животных, бережно относиться к окружающей нас природе. Давайте сейчас «выйдем в лес», тихо постоим и послушаем лесную жизнь. Может, кто-то из вас угадает, голоса каких животных мы услышим. (Прослушиваем аудиокассету с записью голосов лесных птиц и животных).

7. Заключение, обобщение пройденного.

- Ребята, давайте вспомним, что нового, интересного и полезного мы узнали на сегодняшнем уроке:

- Яркие фразеологические выражения – украшения нашего языка. Они делают нашу речь богаче, выразительнее, устраняют однообразие.

Фразеологизмы часто отражают историю, культуру и быт нашего народа.

- В языке много выражений с образами животного мира, так как мир живой природы постоянно окружает человека.

- Выражения с наименованиями животных рассказывают нам о типичных представителях фауны нашего края, об их роли в жизни людей.

- А так как эта роль очень важная, мы должны любить, оберегать и заботиться о них.