План урока:
- Причины нападения
- Невская битва
- Ледовое побоище
- Сравнить нашествие с Востока и нашествие с Запада
Оборудование: презентация, рабочий лист, два фломастера, карта.
Ожидаемые результаты обучения и освоения содержания темы.
В ходе урока необходимо продолжить формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий:
– привлекать знания из курса истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века;
– формулировать понятия ополченцы;
– определять особенности правления нашествия с Запада;
– сравнивать особенности борьбы с монголами и крестоносцами;
– формулировать собственное мнение по вопросу;
– составлять рассказ;
– анализировать текст учебника, выделять основные положения;
– заполнять таблицу на основе чтения параграфа;
– работать с исторической картой; выполнять задания на контурной карте;
– анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
- взаимодействовать с другими учащимися в ходе коллективной работы.
Проверка домашнего задания:
В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагаются следующие задания:
Фронтальный опрос о монголах, о причинах нашествия.
Этапы нападения монголов на Русь:
- 31 мая 1123 года - битва на реке Калка
Учащиеся подписывают названия городов на схеме, один ученик у доски выстраивает схему, второй проверяет.
- 1240 -?
Учащиеся делают вывод: почему Русь подчинилась монголам?
Переход к изучению нового материала.
Схема изображается на доске, задание учащихся объяснить, что на ней изображено:
Учащиеся дают объяснение и приходят к выводу, что сегодня на уроке речь пойдет о нападении на Русь с Запада.
Изучение нового материала:
Для изучения темы учащимся предлагается составить план, для этого они вспоминают с чего начинали изучение материала о нападении монголов и приходят к выводу, что начать изучение надо с причин нападения на Русь.
Далее учащиеся переходят к тому, что нападение идет по этапам и при помощи учебника находят этапы нападения: Невская битва, Ледовое побоище.
При помощи наводящих вопросов учащиеся приходят к выводу, что последним пунктом плана должно стать сравнение нападения монголов и рыцарей.
План:
- Причины нападения
- Невская битва
- Ледовой побоище
- Сравнить нашествие с Востока и нашествие с Запада
После составления плана, определяются причины нападения:
а) нехватка земель в Европе для младших представителей рыцарских родов и крестьян вызвало стремление завоевать эти земли на окраинах европейского мира ;
б) экспансия европейцев в Прибалтику и другие земли носила также и религиозный характер, поскольку вдохновлялась стремлением принести свет «истинной» католической веры язычникам (прибалтам) и «неправильным» христианам (русским);
в) раздробленность Руси и ее ослабление после монголо-татарского нашествия повышали шансы на успех агрессии.
Итак, прежде чем перейти к изучению следующих пунктов плана, давайте вспомним систему управления В Новгороде:
Бояре -------- вече---------- приглашало и изгоняло князя; князь вместе с профессиональной дружиной отвечал за охрану рубежей республики
Место князя в данный момент занимал двадцатилетний князь Александр Ярославович.
Обратимся к учебнику стр.114 синяя рамка - что можно сказать про князя Александра?
Ответы учащихся по тексту.
На время его княжения выпал поход Батыя на Русь, но до Новгорода он не дошел, кто вспомнит почему?
Именно в его правление начинается нашествие с Запада.
Работа с текстом: Выделите в тексте главных противников Руси:
На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно
претендовали шведские феодалы. В середине XII века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.
В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением.
Но не только шведы несли угрозу русским землям с запада. В конце XII века папа римский объявил Крестовый поход против живших на прибалтийских земляхливов, эстов и других народов. Их объявили язычниками, хотя многие из них уже были крещены по православному обряду. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на Востоке.
В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на Восток. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. К завоеваниям присоединились и датские рыцари.
Мы выяснили, кто является противником Руси, теперь можем перейти к изучению двух сражений. Схемы заполняются в паре по мере объяснения, на общем листе.
Невская битва 15 июля 1240 года
Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242
Закрепление изученного.
Почему Русь смогла отразить нападение с Запада, но подчинилась Востоку?
- примерное равенство сил
- полководческий талант Александра Невского (единство)
Рефлексия.
Объяснение домашнего задания.
- Параграф 13, прочитать, с опорой на конспект составить пересказ
- Заполнить схемы битв на рабочем листе.