Борьба Руси с Западными завоевателями

Разделы: История и обществознание


План урока:

  • Причины нападения
  • Невская битва
  • Ледовое побоище
  • Сравнить нашествие с Востока и нашествие с Запада

Оборудование: презентация, рабочий лист, два фломастера, карта.

Ожидаемые результаты обучения и освоения содержания темы.

В ходе урока необходимо продолжить формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий:

– привлекать знания из курса истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века;

– формулировать понятия ополченцы; 

– определять особенности правления нашествия с Запада;

– сравнивать особенности борьбы с монголами и крестоносцами;

– формулировать собственное мнение по вопросу;

– составлять рассказ;

– анализировать текст учебника, выделять основные положения;

– заполнять таблицу на основе чтения параграфа;

– работать с исторической картой; выполнять задания на контурной карте;

– анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;

- взаимодействовать с другими учащимися в ходе коллективной работы.

Проверка домашнего задания:

В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагаются следующие задания:

Фронтальный опрос о монголах, о причинах нашествия.

Этапы нападения монголов на Русь:

  • 31 мая 1123 года - битва на реке Калка

Учащиеся подписывают названия городов на схеме, один ученик у доски выстраивает схему, второй проверяет.

  • 1240 -?

Учащиеся делают вывод: почему Русь подчинилась монголам?

Переход к изучению нового материала.

Схема изображается на доске, задание учащихся объяснить, что на ней изображено:

Учащиеся дают объяснение и приходят к выводу, что сегодня на уроке речь пойдет о нападении на Русь с Запада.

Изучение нового материала:

Для изучения темы учащимся предлагается составить план, для этого они вспоминают с чего начинали изучение материала о нападении монголов и приходят к выводу, что начать изучение надо с причин нападения на Русь.

Далее учащиеся переходят к тому, что нападение идет по этапам и при помощи учебника находят этапы нападения: Невская битва, Ледовое побоище.

При помощи наводящих вопросов учащиеся приходят к выводу, что последним пунктом плана должно стать сравнение нападения монголов и рыцарей.

План:

  • Причины нападения
  • Невская битва
  • Ледовой побоище
  • Сравнить нашествие с Востока и нашествие с Запада

После составления плана, определяются причины нападения:

а) нехватка земель в Европе для младших представителей рыцарских родов и крестьян вызвало стремление завоевать эти земли на окраинах европейского мира ;

б) экспансия европейцев в Прибалтику и другие земли носила также и религиозный характер, поскольку вдохновлялась стремлением принести свет  «истинной» католической веры язычникам (прибалтам) и «неправильным» христианам (русским);  

в) раздробленность Руси и ее ослабление после монголо-татарского нашествия повышали шансы на успех агрессии.

Итак, прежде чем перейти к изучению следующих пунктов плана, давайте вспомним систему управления В Новгороде:

Бояре -------- вече---------- приглашало и изгоняло князя; князь вместе с профессиональной дружиной отвечал за охрану рубежей республики

Место князя в данный момент занимал двадцатилетний князь Александр Ярославович.

Обратимся к учебнику стр.114 синяя рамка - что можно сказать про князя Александра?

Ответы учащихся по тексту.

На время его княжения выпал поход Батыя на Русь, но до Новгорода он не дошел, кто вспомнит почему?

Именно в его правление начинается нашествие с Запада.

Работа с текстом: Выделите в тексте главных противников Руси:

На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII ве­ка они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

В 1164 году шведские отряды вторглись в пре­делы Новгородской земли в районе Ладоги, но бы­ли разбиты новгородским ополчением.
Но не только шведы несли угрозу русским землям с запада. В конце XII века папа римский объявил Крестовый поход против живших на прибалтийских земляхливов, эстов и других на­родов. Их объявили язычниками, хотя многие из них уже были крещены по православному обря­ду. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на Востоке.

В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на Восток. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. К завоеваниям присоединились и датские рыцари.

Мы выяснили, кто является противником Руси, теперь можем перейти к изучению двух сражений. Схемы заполняются в паре по мере объяснения, на общем листе.

Невская битва 15 июля 1240 года

Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242

Закрепление изученного.

Почему Русь смогла отразить нападение с Запада, но подчинилась Востоку? 

  • примерное равенство сил
  • полководческий талант Александра Невского (единство)

Рефлексия.

Тест.

Объяснение домашнего задания.

  • Параграф 13, прочитать, с опорой на конспект составить пересказ
  • Заполнить схемы битв на рабочем листе.