ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости школьников - особое относительно нормы состояние психического развития личности, имеющее название «задержка психического развития» (ЗПР).
Статистически половина хронически неуспевающих учащихся обнаруживает отклонения в развитии интеллекта. В общем виде задержка психического развития представляется таким образом: высшие психические функции (мышление, внимание, память, речь, восприятие) развиваются в замедленном, по сравнению с нормой, темпе.
Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают школьнику с успехом справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми ему социумом. Ярче всего эти ограничения проявляются в момент начала обучения в школе. Ребенок с ЗПР на протяжении всего младшего школьного возраста отдает предпочтение игровой деятельности, проявляя минимальный интерес или его отсутствие в отношении учебы. У ребенка с задержкой психического развития наблюдается слабая развитость произвольной сферы – ребенку трудно сосредоточиться, переключаться, работать по шаблону. Отсутствие усидчивости создает трудности перед ребенком, не выносящим тяжести напряженного учебного процесса. В итоге ребенок истощается, переутомляется. Содержание школьной программы также представляет для ребенка перечень непосильных задач (в силу неумения сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать).
Все перечисленные аспекты являются предпосылками к тому, чтобы ребенок в скором времени оказался в рядах неуспевающих, что, в свою очередь, влечет отклонения в поведении. Именно поэтому детям с ЗПР крайне необходима коррекционно-развивающая программа, способствующая выходу ребенка из состояния хронической дезадаптации.
Настоящий коррекционно-развивающий маршрут представлен серией специально организованных коррекционно-развивающих занятий, сформированных с учетом индивидуальных особенностей сопровождаемого ребенка. Данным маршрутом предусмотрено развитие познавательного интереса ребенка, закрепление навыков, получаемых ребенком из предметно-развивающей среды и коррекционных мероприятий.
Занятия проводятся один раз в две недели. Длительность одного занятия – 80 минут.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2«Б» КЛАССА ИВАНОВА РОМЫ, 2008 ГОДА РОЖДЕНИЯ
Рома обнаруживает низкий уровень знаний об окружающей среде. Мальчик слабо ориентируется в днях недели, временах года, месяцах, цветах, испытывает трудности при классификации объектов.
У Ромы неустойчивое, быстро переключаемое внимание. Мальчик неусидчив, подвижен. Недостатки организации внимания обусловлены низкой активностью интеллектуальной сферы, слабо развитыми навыками и умениями самоконтроля. У ребенка слабо развито чувство ответственности, отсутствует интерес к обучению.
Память характеризуется низким объемом, кратковременная память превалирует над долговременной. Мышление, преимущественно, наглядно-действенное.
Игровая деятельность у мальчика преобладает над учебной. Продуктивная деятельность имеет место в небольших объемах (мальчик проявляет интерес к рисованию, при этом изображения у него однотипные; лепкой ребенок не интересуется вовсе).
Речевая деятельность у ребенка в пределах возрастной нормы. Речь связная, хотя несколько отрывиста. Грамматический строй речи не нарушен. Коммуникативные навыки ослаблены, ребенок склонен испытывать тревогу при новых контактах, испытывает зажатость и смущение, если незнакомый человек (особенно взрослый) обращается к нему. Иногда склонен проявляться негативизм.
Работоспособность низкая в силу повышенной утомляемости, есть признаки психомоторной расторможенности.
Ребенок психически неустойчив, легко впадает в гнев, наблюдаются частые смены настроения. Имеют место стереотипии поведения (раскачивания взад-вперед в состоянии стресса), вспышки агрессии. Замечены пищевые пристрастия.
Вследствие перечисленных характеристик можно заключить: у обучающегося имеются затруднения в овладении полноценными коммуникативными навыками, проблемы с учебой. Познавательный интерес ребенка низок и нуждается в коррекции. Вследствие коррекционных мероприятий по развитию у ребенка познавательного интереса ожидается определение путей и средств достижения целей обучения и воспитания.
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничение представлений об окружающем мире;
- Темп выполнения заданий низок;
- Потребность в постоянной помощи взрослого;
- Уровень свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключения) низок;
- Уровень развития речи, мышления снижен;
- Затрудненное понимание инструкций;
- Низкая самооценка;
- Тревожность,
- Повышена утомляемость, выраженная двигательной расторможенностью, периодической гиперактивностью, отказом ребенка выполнять задания; присутствует повышенная возбудимость, склонность к упрямству, противоречию.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ
Цель коррекции: развитие познавательных процессов ребенка (памяти, восприятия, внимания, мышления), овладение навыками самоконтроля.
Задачи коррекции:
- Формирование положительной учебной мотивации.
- Обучение простым методам мышечной релаксации, в целях регуляции нервно-психических состояний.
- Снижение уровня тревожности, напряженности, гиперактивности.
- Развитие у ребенка памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Ознакомление мальчика с чувствами и эмоциями.
Предмет коррекции: познавательные процессы.
Объект коррекции: Рома Иванов, 8 лет.
Объём программы: 15 часов.
Коррекционно-развивающий маршрут включает три основных блока:
- диагностический;
- коррекционный,
- блок оценки эффективности коррекционных мероприятий.
Особенности программы: при проведении коррекционных занятий желательно присутствие родителей для установления у них адекватного восприятия собственного ребенка, понимания ими особенностей его поведения. Желательно установление такой формы сотрудничества с родителями, чтобы все стороны процесса активно взаимодействовали для достижения наиболее эффективного результата коррекционной работы. Благодаря практикуму родители смогут выработать систему ежедневной работы с ребенком по развитию у него познавательных интересов.
Регулярные, систематические занятия, целеустремленность педагога и родителей, объединение их усилий многократно увеличивают вероятность успешных результатов работы.
Развитие познавательных процессов ребенка, предусмотренное в настоящем коррекционно-развивающем маршруте, в свою очередь, должно повлечь следующие моменты общего развития ребенка:
- формирование механизмов социально положительного поведения;
- формирование систем представлений об окружающей среде и самом себе;
- формирование основ социально-бытовой ориентации.
Основу социально положительного поведения составляют навыки общения – умение попросить о помощи, адекватно отреагировать на ситуацию, уметь делать выбор, соблюдать правила и нормы, уметь различить эмоции собеседника, обладать навыками самоконтроля.
Развитие средств коммуникации - основа формирования умений и навыков ребенка.
В коррекционной работе предполагается задействование дефектолога Ивановой И.И. и педагога-психолога Петровой М.И.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первое полугодие 2016-2017 учебного года)
Дата |
Мероприятия |
08.09.2016 |
«Вот и я»
|
22.09.2016 |
«Делу время – потехе час»
|
06.10.2016 |
«Я – уникум»
|
20.10.2016 |
«Развиваем память»
|
03.11.2016 |
«Я ощущаю, а значит существую»
|
17.11.2016 |
«Развиваем внимание»
|
01.12.2016 |
«Дарим радость»
|
15.12.2016 |
«Что такое ум»
|
29.12.2016 |
Итоговая диагностика (анализ достижений ребенка) |
ЛИТЕРАТУРА
- Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста – СПб.: КАРО, 2008.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, 2009.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012.