Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости школьников  - особое относительно нормы состояние психического развития личности, имеющее название «задержка психического развития» (ЗПР).

Статистически половина хронически неуспевающих учащихся обнаруживает отклонения в развитии интеллекта. В общем виде задержка психического развития представляется таким образом: высшие психические функции (мышление, внимание, память, речь, восприятие) развиваются в замедленном, по сравнению с нормой, темпе.

Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают школьнику с успехом справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми ему социумом. Ярче всего эти ограничения проявляются в момент начала обучения в школе. Ребенок с ЗПР на протяжении всего младшего школьного возраста отдает предпочтение игровой деятельности, проявляя минимальный интерес или его отсутствие в отношении учебы. У ребенка с задержкой психического развития наблюдается слабая развитость произвольной сферы – ребенку трудно сосредоточиться, переключаться, работать по шаблону. Отсутствие усидчивости создает трудности перед ребенком, не выносящим тяжести напряженного учебного процесса. В итоге ребенок истощается, переутомляется. Содержание школьной программы также представляет для ребенка перечень непосильных задач (в силу неумения сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать).

Все перечисленные аспекты являются предпосылками к тому, чтобы ребенок в скором времени оказался в рядах неуспевающих, что, в свою очередь, влечет отклонения в поведении. Именно поэтому детям с ЗПР крайне необходима коррекционно-развивающая программа, способствующая выходу ребенка из состояния хронической дезадаптации. 

Настоящий коррекционно-развивающий маршрут представлен серией специально организованных коррекционно-развивающих занятий, сформированных с учетом индивидуальных особенностей сопровождаемого ребенка. Данным маршрутом предусмотрено развитие познавательного интереса ребенка, закрепление навыков, получаемых ребенком из предметно-развивающей среды и коррекционных мероприятий.

Занятия проводятся один раз в две недели. Длительность одного занятия – 80 минут.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2«Б» КЛАССА  ИВАНОВА РОМЫ, 2008 ГОДА РОЖДЕНИЯ

Рома обнаруживает низкий уровень знаний об окружающей среде. Мальчик слабо ориентируется в днях недели, временах года, месяцах, цветах, испытывает трудности при классификации объектов.

У Ромы неустойчивое, быстро переключаемое внимание. Мальчик неусидчив, подвижен. Недостатки организации внимания обусловлены низкой активностью интеллектуальной сферы, слабо развитыми навыками и умениями самоконтроля. У ребенка слабо развито чувство ответственности, отсутствует интерес к обучению.

Память характеризуется низким объемом, кратковременная память превалирует над долговременной. Мышление, преимущественно, наглядно-действенное.

Игровая деятельность у мальчика преобладает над учебной. Продуктивная деятельность имеет место в небольших объемах (мальчик проявляет интерес к рисованию, при этом изображения у него однотипные; лепкой ребенок не интересуется вовсе).

Речевая деятельность у ребенка в пределах возрастной нормы. Речь связная, хотя несколько отрывиста. Грамматический строй речи не нарушен. Коммуникативные навыки ослаблены, ребенок склонен испытывать тревогу при новых контактах, испытывает зажатость и смущение, если незнакомый человек (особенно взрослый) обращается к нему. Иногда склонен проявляться негативизм. 

Работоспособность низкая в силу повышенной утомляемости, есть признаки психомоторной расторможенности.

Ребенок психически неустойчив, легко впадает в гнев, наблюдаются частые смены настроения. Имеют место стереотипии поведения (раскачивания взад-вперед в состоянии стресса), вспышки агрессии. Замечены пищевые пристрастия.

Вследствие перечисленных характеристик можно заключить: у обучающегося имеются затруднения в овладении полноценными коммуникативными навыками, проблемы с учебой. Познавательный интерес ребенка низок и нуждается в коррекции. Вследствие коррекционных мероприятий по развитию у ребенка познавательного интереса ожидается определение путей и средств достижения целей обучения и воспитания.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничение представлений об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий низок;
  • Потребность в постоянной помощи взрослого;
  • Уровень свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключения) низок;
  • Уровень развития речи, мышления снижен;
  • Затрудненное понимание инструкций;
  • Низкая самооценка;
  • Тревожность,
  • Повышена утомляемость, выраженная двигательной расторможенностью, периодической гиперактивностью, отказом ребенка выполнять задания; присутствует повышенная возбудимость, склонность к упрямству, противоречию. 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

Цель коррекции: развитие познавательных процессов ребенка (памяти, восприятия, внимания, мышления), овладение навыками самоконтроля.

Задачи коррекции:

  • Формирование положительной учебной мотивации.
  • Обучение простым методам мышечной релаксации, в целях регуляции нервно-психических состояний.
  • Снижение уровня тревожности, напряженности, гиперактивности.
  • Развитие у ребенка памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Ознакомление мальчика с чувствами и эмоциями.

Предмет коррекции: познавательные процессы.

Объект коррекции: Рома Иванов, 8 лет.

Объём программы: 15 часов.

Коррекционно-развивающий маршрут включает три основных блока:

  • диагностический;
  • коррекционный,
  • блок оценки эффективности коррекционных мероприятий.

Особенности программы: при проведении коррекционных занятий желательно присутствие родителей для установления у них адекватного восприятия собственного ребенка, понимания ими особенностей его поведения. Желательно установление такой формы сотрудничества с родителями, чтобы все стороны процесса активно взаимодействовали для достижения наиболее эффективного результата коррекционной работы. Благодаря практикуму родители смогут выработать систему ежедневной работы с ребенком по развитию у него познавательных интересов.

Регулярные, систематические занятия, целеустремленность педагога и родителей, объединение их усилий многократно увеличивают вероятность успешных результатов работы.

Развитие познавательных процессов ребенка, предусмотренное в настоящем коррекционно-развивающем маршруте, в свою очередь, должно повлечь следующие моменты общего развития ребенка:

  • формирование механизмов социально положительного поведения;
  • формирование систем представлений об окружающей среде и самом себе;
  • формирование основ социально-бытовой ориентации.

Основу социально положительного поведения составляют навыки общения – умение попросить о помощи, адекватно отреагировать на ситуацию, уметь делать выбор, соблюдать правила и нормы, уметь различить эмоции собеседника, обладать навыками самоконтроля.
Развитие средств коммуникации - основа формирования умений и навыков ребенка.

В коррекционной работе предполагается задействование дефектолога Ивановой И.И. и педагога-психолога Петровой М.И.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первое полугодие 2016-2017 учебного года)

Дата

Мероприятия

08.09.2016

«Вот и я»

  • Знакомство с ребенком (рассказ о себе),
  • психодиагностика

22.09.2016

«Делу время – потехе час»

  • Обучение ребенка простым методикам релаксации (упражнения для пальцев, упражнения-релаксация),
  • воспитание организованности, самоконтроля (рисуночная рефлексия)

06.10.2016

«Я – уникум»

  • Формирование «Я-концепции» (знакомство с понятием «самооценка»),
  • анализ своего поведения, своей личности (работа с правилами поведения, изучение устного народного творчества – русских пословиц, поговорок)

20.10.2016

«Развиваем память»

  • Знакомство с понятием «память»,
  • изучение свойств и видов памяти,
  • упражнения по развитию памяти (игра «мемори», поиск «пропавших игрушек»),
  • разучивание стихотворений

03.11.2016

«Я ощущаю, а значит существую»

  • Ознакомление с понятием «ощущение» (беседа об ощущениях),
  • развитие наблюдательности, внимательности (игра «Угадай наощупь, что лежит в мешке»),
  • способы развития ощущений (игры на развитие ощущений – определение гладкости/шероховатости, твердости/мягкости и т.д.).

17.11.2016

«Развиваем внимание»

  • Ознакомление с понятие «внимание» (беседа о внимании),
  • развитие внимания (игры на развитие внимания – поиск отличий, настольные игры),
  • выработка навыков дисциплинированности

01.12.2016

«Дарим радость»

  • Беседа о культуре общения, знакомство с правилами общения (чтение сказки «Приключения коровушки Моти и пастушки Федоры» и ее анализ),
  • развитие культуры общения, благожелательности и дружелюбия (игра «Радость общения», работа со стихами).

15.12.2016

«Что такое ум»

  • Знакомство с понятием «ум» (в игровой форме демонстрируется важность ума в жизни человека, необходимость развивать свой ум),
  • игры на развитие логики («трое в ряд», классификация предметов).

29.12.2016

Итоговая диагностика (анализ достижений ребенка)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, 2009.
  4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012.