Тип урока |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Вид урока |
Проблемный урок |
Класс, характеристика |
4 класс |
Обоснование |
Этот урок создаст первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобретенной) природе человека. Познакомит ребят с одной из научных проблем, определяющих, какие факторы в большей степени влияют на формирование личности. Даст представление о таких понятиях, как врожденные и приобретенные признаки человека. Объяснит разницу между ними. |
Цели |
Деятельностная: научить выделять особенности внутреннего духовного мира человека |
Задачи |
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся с ОВЗ:
|
Планируемые результаты |
Предметные результаты:
Метапредметные результаты Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: |
Оборудование |
Основное: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийное оборудование, презентация |
Используемые технологии |
|
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа |
Формы и вид контроля |
Фронтальный, индивидуальный устный опрос |
Способы оценивания |
Цветограмма «Светофор» (жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета), самооценка |
Список используемой литературы |
|
Приложение |
Приложение 1. «Звуки леса» (фонограмма) |
Ход урока
1. Мотивационный этап
1. Звуки леса (Приложение 1). Хорошо подготовленный ученик рассказывает (под звуки леса) случай из жизни о мальчике Викторе, которого охотники нашли в лесах Аверона (Приложение 2)
2. Слайд 1.
- Какие серьезные вопросы порождает история про Виктора?
- Какой мультфильм напоминает вам эта история?
3. Демонстрация отрывка из мульфильма «Маугли» (Приложение 3)
2. Этап актуализации знаний по теме и осуществление первого пробного действия
- Разыгрывается диалог по ролям (обучающиеся с ОВЗ), стр.8.
- Слайд 2.
- Какие поступки, по мнению ребят, должен совершать Маугли – человек, выросший среди животных?
На слайде появляется запись «Маугли должен вести себя как человек».
– Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных?
На слайде появляется запись: «Маугли вёл себя как животное».
- Какое вы заметили противоречие?
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему человек, который вырос среди животных, не может стать настоящим человеком?
3. Выявление затруднения
Беседа.
- Скажите, как нам найти ответ на эти вопрос? (Предположения учеников)
- Что нам нужно выработать? (план действий)
4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, поиск решения
– Давайте составим план работы.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (планировали нашу деятельность)
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (главный этап урока, на котором происходит «открытие» нового знания)
1. Приём «знаем – не знаем» (работа с таблицей)
Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока (спрашиваем обучающихся с ОВЗ)
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
– Давайте вспомним, что нам уже известно и занесем эти данные в таблицу.
Учитель задаёт вопросы, ответы учеников ключевыми словами заносятся в таблицу (Приложение 4)
– Что мы вообще знаем о человеке?
– Чем человек отличается от животных?
– Связаны ли разные люди друг с другом?
– А знаете ли вы, откуда у человека появляются признаки, отличающие его от животных?
Предположения необходимо выслушать – как верные, так и неверные, но не комментировать.
2. Игра-физминутка (загадки – Приложение 5)
Работа с текстом в учебнике
Врождённые признаки человека.
– Вы правильно сказали, что человек – часть живой природы, млекопитающее. Но ведь уже с рождения человек не похож на животное.
Давайте отгадаем загадки. Обучающиеся с ОВЗ загадывают, остальные отгадывают загадки, динамическая пауза для глаз, тела, рук и ног
- Покажите, какими признаками человек уже с рождения отличается от животных.
– Все эти признаки человека можно объединить в одну группу. Найдите на с. 9 учебника, как эти признаки называются.
– Так что же такое врождённые признаки человека?
– У человека, выросшего в среде животных, есть врождённые признаки человека?
Приобретённые в обществе признаки человека, внутренний духовный мир.
Игра «Хлопок»
– Проведем игру. Я буду называть человеческие качества, а вы сделаете хлопок только тогда, когда я назову что-то такое, чего не умеют животные.
- Человек умеет есть
- Человек умеет говорить
- Человек умеет прыгать, думать, пить, читать.
– Кто научил вас говорить, думать, читать?
Найдите на с. 10 учебника, как эти признаки называются.
– Так что же такое приобретённые признаки человека? (Признаки человека, сформированные благодаря жизни в обществе.)
Работа с текстом в учебнике
После ответа детей на доску в колонку «Что мы не знаем?» под вопросом «Как у человека появляются признаки, отличающие его от животных?» вывешиваем карточку «приобретённые признаки».
– У человека, выросшего в среде животных, есть приобретённые признаки человека? (Нет.)
– У человека, выросшего в среде животных, есть приобретённые признаки человека?
– Как вы думаете, приобретённые признаки человека у всех людей одинаковые?
- Почему?
– Найдите в тексте на с. 10, как называется круг наших интересов и увлечений.
- Как вы понимаете эти слова?
На доску в колонку «Что мы не знаем?» под вопросом «Как у человека появляются признаки, отличающие его от животных?» вывешиваем карточку «внутренний мир». Название колонки меняем на «Что мы узнали».
– У человека, выросшего в среде животных, может быть внутренний духовный мир?
6. Первичное закрепление нового знания
- Какими умениями овладевает человек?
- Чему учат человека? (Учитель вместе с учениками подводит итог)
– Почему кошка (собака, волк, обезьяна) не смогут научить человека человеческим качествам?
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Проверка заданий на слайдах 3,4,5.
Учитель предлагает выполнить задания необходимого уровня в рабочей тетради (№ 1, 3 на стр.2-3) индивидуально с последующей совместной проверкой
Задание повышенного уровня (№3, стр.3) выполняют в парах с последующей проверкой
8. Включение в систему знаний и умений
- Почему не смогли научить мальчика, которого нашли в лесу охотники?
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос «Кого можно назвать человеком?» С помощью учителя ученики должны прийти к выводу.
Игра «Сложи пословицу»
- Народ придумал множество пословиц и поговорок о человеке. Сложите их из рассыпанных слов. Ребята в группах составляют пословицу из слов и пробуют её объяснить (Приложение 6) Ответы на слайде 6.
- нужно Человек, каждому замок: к подобрать ключик что
- в смотри Дерево в делах плодах, человека.
- человека а кормит, лень портит. Труд
- а красит шапка не голова, Человека.
- по Всякий узнаётся. человек делу
- соли Человека съешь узнаешь, с ним когда пуд.
9. Рефлексия (рефлексию учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций)
Творческое домашнее задание
Предлагаю выполнить творческое задание дома:
– Нарисуйте или опишите словами, что вы считаете настоящим богатством внутреннего мира человека, чему бы вам хотелось научиться, чем обогатить свой духовный мир. Примите участие в выставке «Сокровища души», которую мы организуем на следующем уроке
Определение детьми своего эмоционального состояния на уроке
– Все ли вам было понятно на уроке? Оцените цветовым жетоном.
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
- Благодарю всех за работу на уроке!