ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все прекрасно знают, с каким настроением наши дети ждут каникулы. Ведь это возможность не только отдохнуть от сложного процесса обучения в школе, но и поправить свое не всегда крепкое здоровье, провести много времени на свежем воздухе, получить массу впечатлений, найти новых друзей. Из курса педагогических дисциплин мы знаем, что отдых – это правильно, грамотно, четко спланированная смена видов деятельности с учетом физических и интеллектуальных нагрузок на организм человека.
Никто не станет спорить с тем, что каникулярный отдых детей в первую очередь должен быть правильно спланирован, решать массу развивающих задач, приносить ощутимую пользу ребенку. Но другой немаловажный аспект данного вопроса – уровень сформированности у детей правильной мотивации в отношении организации и проведения своего свободного времени. Ожидание ребенком каникул должно сопровождаться не только мыслью о том, что теперь наконец-то наступит неконтролируемая свобода. Мы, взрослые, прекрасно знаем, что она может привести к нарушению режима дня, неправильному питанию, приобщению детей к “улице”, вредным привычкам. Детей нужно мотивировать на то, что отдых для них должен стать праздником, возможностью интересно провести время, куда-нибудь поехать, научиться чему-то новому, получить незабываемые впечатления, познакомиться с интересными людьми, приобрести новых друзей. Поддержать необходимый уровень мотивации у детей – это в первую очередь задача взрослых, которую необходимо решать сообща: родителям, педагогам школы, медицинскому работнику. Работая в таком взаимодействии, можно добиться желаемых результатов. Каждый из нас должен стремиться вырабатывать у себя культуру правильной организации отдыха, свободного времени, каникул и стараться прививать это своим детям.
Как показывает опыт работы прошлых лет, не все наши дети в июне месяце выезжают в загородные лагеря или в отпуск с родителями. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. В этот период на помощь родителям приходит пришкольный лагерь с дневным пребыванием. Он является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития внутреннего потенциала. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Летний пришкольный лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Основной акцент, безусловно, делаем на программе. Работа над каждой нашей программой ведется по основным направлениям: оздоровление, разрядка и восстановление ребенка; саморазвитие, самореализация, социализация ребенка; получение новых знаний и умений; развлечение и хобби. При этом программа предусматривает максимально индивидуальный подход к ребенку. Не секрет, увлекательная, позитивная и актуальная программа создаёт особую атмосферу в лагере.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6,5-17 лет, разных социальных групп.
Количество смен: 1.
Продолжительность смены: 21 день.
Количество детей в смене: 60 человек.
Отряды - разновозрастные.
Актуальность и значимость данной программы обусловлена необходимостью:
- решения проблемы летней занятости детей;
- укрепления здоровья учащихся.
По своей направленности программа является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Деятельность летнего пришкольного лагеря основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет собой возможность реализовать ребёнку свои способности, либо определиться в каком-либо направлении деятельности.
Цель программы:
- Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, развитие их внутреннего потенциала.
Задачи программы:
- раскрыть творческий потенциал детей средствами игровой деятельности;
- создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей;
- апробировать интересные воспитательные формы работы с детьми;
- создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребёнка;
- укрепить физическое здоровье.
Программа летнего пришкольного лагеря “Волшебная страна” опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации межличностных отношений:
- построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип демократичности:
- уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- предоставление возможности и право отстаивать свое мнение, право на информацию;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип дифференциации воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности:
- Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
- Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере “Волшебная страна” является сотрудничество.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации программы:
I этап. Подготовительный (апрель–май)
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Организационный (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, формирование отрядов;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- начало действия программы “Волшебная страна”;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, инструктаж.
III этап. Практический (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический (июнь)
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Логика развития смены строится по традиционной схеме и включает 3 периода: организационный, основной и итоговый.
Организационный: отрядные сборы, “огонёк знакомств”, общелагерная игра – введение в сюжет смены, открытие, первичная диагностика (анкетирование), игры на знакомство и сплочение коллектива.
Основной: проведение отрядных и общелагерных дел, тематические дни, спортивные и интеллектуальные игры, военно-спортивные праздники, игровые программы, конкурсы, состязания, диагностика настроения, организация системы стимулов на всех уровнях, аналитическая деятельность.
Итоговый: ярмарка творческих дел, выставка прикладного творчества, детский гала-концерт, церемония закрытия (с награждением), игра на местности для определения уровня сформированности отряда, итоговое анкетирование.
Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Выбор этой формы обусловлен тем, что сюжетно-ролевая игра имеет наиболее социализирующий эффект, поскольку представляет собой форму моделирования ребёнком социальных отношений.
Основная идея программы – через игру привлечь как можно больше детей в проводимые дела, конкурсы, игры. Сюжетно-ролевая игра “Волшебная страна” основана на сказочных повестях А.Волкова “Волшебник изумрудного города”, “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”, “Семь подземных королей”, “Огненный бог Марранов”, “Жёлтый туман” и “Тайна заброшенного замка”. Игровой замысел опирается на стремлении детей к романтике, приключениям, поиску.
ЛЕГЕНДА ИГРЫ
В стародавние времена жил могучий волшебник Гуррикап. Никто на свете не мог сравниться с Гуррикапом в умении творить чудеса. Так прошло много лет. Однажды решил Гуррикап поселиться в уединении, где его никто бы не потревожил. Долго бродил волшебник по разным континентам и материкам и, наконец, нашел подходящее место. Это была удивительно милая страна с дремучими лесами, с прозрачными реками, зелеными полянками и чудесными фруктовыми деревьями.
- Вот, что мне надо! - обрадовался Гуррикап.
Раз! - И страну окружило кольцо неприступных гор.
Два! - За горами пролегла Великая песчаная пустыня, через которую не мог пройти ни один человек.
Гуррикап призадумался над тем, чего ему еще недостает. - Пусть здесь воцарится вечное лето! - приказал волшебник, и его желание исполнилось.
- Пусть эта страна будет Волшебной, и пусть здесь разговаривают на человеческом языке все звери и птицы! - воскликнул Гуррикап.
Люди, населявшие отрезанную от мира страну, стали думать, что она вечно была такой, что всегда ее окружали Кругосветные горы, Великая пустыня и что всегда в ней было лето. Но вот прошла тысяча лет, и жителям Волшебной страны захотелось узнать, как живут люди там, за неприступными горами и пустыней.
Указать путь через гору и пустыню жителям страны поможет Волшебная карта Гуррикапа. Но Волшебник разделил Карту на несколько частей и спрятал в разных концах Волшебной страны. Теперь жителям страны нужно найти эти части и собрать карту. Тогда путь в Большой мир людей будет открыт.
Согласно сюжету игры ребята становятся жителями Волшебной страны. Их ждет немало испытаний, прежде чем они смогут найти и составить Волшебную карту. Названия отрядов как у жителей Волшебной страны А.Волкова – Мигуны, Жевуны и Марраны.
Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, вожатые, администрация, обслуживающий персонал. Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Принимая участие в проводимых делах, отряды собирают подсказки Гудвина, по которым находят части карты. Соответственно, те отряды, которые побеждают в соревнованиях, конкурсах, получают самые верные подсказки. В конце игры карта должна быть собрана силами всех жителей страны.
Включению в игру способствуют соответствующие игровая символика и атрибутика (герб, флаги, карты маршрутов, знаки отличия, элементы одежды и т.д.), создание игрового словарика смены, организационной структуры смены. Гласность в игре обеспечивает информационный щит, на котором отмечаются успехи творческих, трудовых, режимных дел.
В ходе реализации программы ведутся систематический сбор информации и диагностика. (См. Приложение №5)
Награды и поощрения:
- части карты “Волшебника Гуррикапа”;
- грамоты;
- дипломы;
- поощрительные призы;
- сладкие призы.
Для достижения поставленных целей и задач подобраны технологии, формы работы, виды деятельности (См. Приложение № 1)
Для реализации программы разработан механизм в виде модулей (См. Приложение № 2)
В свете ФГОС второго поколения, школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе. (См. Приложение № 3)
План мероприятий представлен в приложении (См. Приложение №4)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.
- Конституция РФ.
- Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 199 2г. №2 3266-1
- Приказ Минобразования России от 29.03.99 №113 “Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях”
- Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г. №2688 “Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха”
- Постановление Правительства ХМАО – Югры “О порядке организации отдыха и оздоровления детей…” от 27.01.2010г. № 21-п. Постановление администрации Берёзовского района от 11.03.2012г. №79-од “Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей Берёзовского района в 2012г.”
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- начальник пришкольного лагеря;
- старшая вожатая;
- воспитатели-педагоги;
- музыкальный руководитель;
- медицинский работник;
- работники столовой;
- обслуживающий персонал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- финансирование за счет субсидии бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средств, предусмотренных в бюджете района по статье “Каникулы”, а также приём денежных средств от родителей за путёвки;
- спортивный зал;
- столовая;
- актовый зал;
- игровая площадка;
- открытая спортивная площадка;
- кабинеты;
ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь;
- аудиотека, видеотека, фонограммы;
- канцелярские принадлежности
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала и во время лагерной смены;
- наличие книг, журналов с разработками различных мероприятий, конкурсов, викторин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- здоровьесберегающие навыки: соблюдение правил личной гигиены, режима дня; закаливание, физическая зарядка, разумное сочетание разнообразных видов деятельности;
- овладение основными понятиями здорового образа жизни;
- умения и навыки, приобретенные в кружках, секциях, мастер-классах;
- знакомство с разнообразными формами отдыха; организация и навыки активного отдыха;
- навыки самообслуживания: уборка отрядной комнаты, территории, дежурство по столовой и т.д.;
- навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- знакомство с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовывать и проводить различные игры;
- умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива – “рефлексия”;
- способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности;
- навыки самоуправления: осуществление функций дежурного командира; дежурство по лагерю; умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела;
- умение определять зону своего ближайшего развития, проектирование самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
- Журнал Дополнительное образование и воспитание № 4/2007.
- Макаренко И.В. Позывные лета. М.: Народное образование, Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛА-ДОС2001.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 1981.
- Макаренко И.В. Позывные лета. М.: Народное образование, Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
- Сысоева М.К., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства: Курс лекций. М.: “РОН”, 2002.
- Фришман И.И., Байбородова Л.В., Волохов А.В. и др. Разноцветный мир детства: детские общественные организации: Учебное пособие. М.: Изд. центр “Академия”, 1999.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. М.: Изд. центр “Академия”, 2001.
- Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.