Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать и сравнивать басни, искать мораль, иносказание и аллегорию.
Метапредметные
- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
- коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”, И. И. Хемницер “Стрекоза”, басня Л.Н. Толстого “Стрекоза и Муравей”, костюмы Стрекозы и Муравья, учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.
Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический.Ход урока
1. Этап актуализации знаний.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда учиться.
- Что значит учиться? (открывать новые знания)
- Что это значит? (Понять, что я не знаю и самому найти способ)
- Какие качества помогают ученику узнавать новое?
- Пожелайте друг другу удачи.
Пусть урок принесёт радость общения, а помощниками будут внимание, старание, находчивость!
А) Знакомство с темой урока.
- Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)
- Чему посвящен сегодня урок? (басням)
- Почему вы так думаете? (сцены из басен)
- Какие это басни?
- Кто автор этих басен?
На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд)
Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
Рассказ учителя: “И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — “Дуб и Трость”, “Разборчивая невеста”, “Старик и трое молодых”. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем”.
В) повторение знаний об особенностях басен. (Работа в парах)
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
- краткая форма повествования,
- действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
- высмеивает пороки людей ( ирония),
- есть мораль,
- повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.
В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на разминке.
2. Разминка.
А) (текст на слайде)
Без работы хоть убей, Жить не может муравей. |
Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. |
Эти герои пришли нам сегодня в гости.
Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
3. Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”)
А) Создание “Дерева предсказаний”
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд)
Появляются на дереве слова
- о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
- о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
- Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни.
Б) Первичное восприятие текста Читает учитель.
В) Формулирование проблемы.
- Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
- Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” (на слайде)
- Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.
4. Этап открытия нового знания:
1 часть работы: Работа в парах.
Вспомним правила работы в паре: (на слайде)
- Работай дружно.
- Спокойно высказывай своё мнение.
- Уважай мнение другого.
- Терпеливо выслушивай мысли других.
- Вместе находи правильное решение.
2 часть работы: самостоятельная работа в парах.
- По пунктам плана памятки по работе с басней.
3 часть работы: оформление презентационного листа.
- Группа получает лист для записи ответов на вопросы.
(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)
5. Этап применения нового знания:
Ответы детей по парам , по очереди.
А) Беседа – анализ текста
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске):
Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. |
Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина Тоскует. В мягкой траве у нас. |
- Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )
4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
9. Настали ли нужда и голод для Муравья?
10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?
12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
13. Можно ли его назвать жадным?
14. Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
15. Как вы относитесь к Стрекозе?
16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
20. Как вы их понимаете?
21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
6. Сравнение басен Хемницера и Толстого.
7. Рефлексия. Итог урока.
А) Вывод по проблеме.
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки “пощипал” Крылов в басне “Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
Б) Самооценка
На доске стрекоза и муравей
- если работа на уроке не вызвала затруднений – муравью листик
- если смогли справиться лишь с помощью других – листик стрекозе
В) Оценивание работы на уроке.
Дети оцениваются по, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.
Г) Домашнее задание.(по желанию)
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
- Чтение басни наизусть