Применение стратегий смыслового чтения на уроках культуры мышления

Разделы: Школьная психологическая служба


В старших классах школы значительно возрастает количество учебного материала, в том числе для самостоятельного изучения, поэтому обучающиеся работают с большим объемом информации, а для этого важно умение эффективно организовывать работу с текстом, владеть приемами смыслового чтения, навыками преобразования текстового материала.

Овладеть обучающимся данными умениями поможет применение стратегий смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности, поскольку повышает читательскую компетентность, развивает культуру чтения.

Предлагаем вашему вниманию план-конспект занятия для обучающихся десятых классов по курсу “Практикум рациональной умственной деятельности”, блок “Развитие навыков смыслового чтения: виды преобразования текста”. На занятии активно используются стратегии смыслового чтения “З-Х-У” (знаю – хочу узнать – узнал), “Чтение в кружок”.

Логограф как один из приемов преобразования текста.

Основная цель занятия: развитие навыков составления логографа.

Задачи.

  • Образовательные: ознакомиться с алгоритмом составления логографа, отработать навыки составления логографа по тексту общекультурной направленности.
  • Воспитательные: способствовать осознанию важности рациональной организации учебной деятельности для повышения её эффективности.
  • Развивающие: усовершенствовать навыки смыслового чтения, операций мышления (анализ, синтез, обобщение, систематизация полученных знаний).

Материальное оснащение.

  • Интерактивная доска.
  • Презентация.
  • Раздаточный материал (текст “Медальон”)

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель этапа: актуализация знаний.

Метапредметные результаты:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,
  • умения сопоставлять и делать выводы.

Способ достижения.

Работа с интерактивной доской.

Даны образцы: план текста, два вида конспекта, тезисы, логограф.

Задание. Назовите виды “сворачивания” информации (преобразования текста), с которыми мы уже работали.

Определите, какие виды работы с информацией представлены. Докажите свою мысль.

После проделанной работы выясняется, что остался один не изученный вид работы с текстом (логограф).

Сообщение темы занятия: Логограф как один из приемов преобразования текста.

2. Этап целеполагания.

Цель этапа: определение цели урока.

Метапредметные результаты:

  • развитие ценностно-смысловых установок обучения,
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Способ достижения.

Вопросы. О чем можем узнать на данном занятии? Чему научиться? Где это может пригодиться?

Предположите, какие задания могут быть использованы на уроке.

Сформулируйте цель урока.

3. Этап изучения нового материала

Цель этапа: анализ и структурирование информации.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять познавательную рефлексию,
  • умение строить логическое рассуждение и делать выводы,
  • развитие навыков сотрудничества.

Способ достижения.

1. Стратегия “З-Х-У” (“знаю – хочу узнать – узнал”)

Обучающиеся заполняют 1, 2 колонки таблицы.

Таблица

З (знаю) Х (хочу узнать) У (узнал)
вызов осмысление рефлексия
Обучающиеся записывают ответ на вопрос: “Что я уже знаю по данной теме?” Обучающиеся записывают ответ на вопрос: “Что хотел бы узнать ещё?” Обучающиеся записывают ответ на вопрос: “Что узнал нового по теме урока, какую информацию уточнил?”

2. Работа с интерактивной доской. Алгоритм составления логографа.

На доске в произвольном порядке расположены этапы составления логографа.

Задание. Расположите этапы составления логографа в правильном порядке.

Работа организуется в парах. Один человек работает с интерактивной доской.

Далее организуется обсуждение полученных результатов.

Составленные обучающимися алгоритмы составления логографа сравниваются с образцом.

Распечатанный алгоритм составления логографа раздается обучающимся для дальнейшей работы на уроке, а также как памятка для работы с другими учебными текстами.

4. Этап закрепления учебного материала.

Цель этапа: осмысление и присвоение новой учебной информации.

Метапредметные результаты:

  • развитие навыков смыслового чтения,
  • умение преобразовывать форму представления информации из одного вида в другой, создавать и применять схемы для решения учебных и познавательных задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • умение высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.

Способ достижения.

1. Работа с текстом “Медальон” (Приложение 1)

1.1 Анципация.

Анципация – предугадывание того, о чем пойдет речь далее в тексте (проблемная ситуация).

Вопрос. О чем пойдет речь в тексте? (Что можем узнать из текста?)

Варианты ответов обучающихся записываются на доске.

1.2 Ознакомительное чтение текста.

Обучающиеся самостоятельно читают тест “Медальон”.

Работа с записями на доске.

Вопрос. Какие предположения оказались верными?

(отмечаются те предположения, которые подтвердились после прочтения текста)

1.3 Стратегия “Чтение в кружок”

Один ученик читает вслух часть текста (в зависимости от объема – несколько предложений или весь абзац). Остальные обучающиеся внимательно слушают, а потом задают вопросы, на которые есть ответ непосредственно в тексте. Вопросы, предполагающие осмысление информации, указанной в тексте, задавать нельзя.

Читавший текст ученик отвечает на вопросы одноклассников.

Варианты организации:

  • текст есть у всех обучающихся,
  • текст есть у класса, нет у читавшего ученика (отвечает по памяти),
  • текста нет ни у кого в классе (закрывается после прочтения).

2. Самостоятельная работа. Составление логографа по тексту “Медальон”.

3. Самооценка проделанной работы.

Задание. Оцените составленный вами логограф по пятибалльной системе (содержательная сторона данной системы оценки обучающимся уже известна по предыдущим урокам).

5. Этап рефлексии

Цель этапа: обобщение результатов работы.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Способ достижения.

1. Стратегия “З-Х-У”

(“знаю - хочу узнать – узнал”)

Заполнение 3 колонки таблицы (что узнали).

2. Рефлексия.

Задание. Проанализируем предположения, высказанные в начале урока.

Возвращаемся к записям на доске: отмечаем, что совпало с заданиями, выполняемыми на уроке, что нет.

Вопросы:

  • что узнали нового, чему научились?
  • что для вас было наиболее интересным и почему?
  • достигли ли вы цели, которую себе ставили (озвучиваем записи в таблице, колонка “хочу узнать”)?

Обучающиеся высказываются в свободном порядке, по желанию.

Приложение 1

Медальон.

Пластмассовый предмет, названный “медальоном”, скорее напоминает продолговатую зажигалку, чем украшение. Пользуясь им в лесу или на рыбалке, можно не опасаться комаров. Будто невидимая рука отгоняет назойливую мошкару.

Устройство, созданное в студенческом конструкторском бюро Рижского института инженеров гражданской авиации, представляет собой импульсный излучатель ультразвука. Вставленная в его корпус микросхема по заданной программе варьирует частоту и амплитуду колебаний. Они настолько слабы, что не причиняют какого-либо вреда человеку, но насекомые их ощущают и побаиваются. Это подтвердили экспериментальные исследования.

Необычный прибор, заменяющий химические репелленты, весит около 50 граммов, питается от батарейки “Крона” и способен непрерывно действовать несколько суток. Сейчас разработчики подыскивают партнеров, готовых наладить серийный выпуск новинки.