Урок биологии на тему "Общественные насекомые. Пчела медоносная". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (119 МБ)


Цель урока: Выделить особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; показать роль пчёл в природе и значение в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о насекомых ; о классификации насекомых, познакомить их с особенностями строения перепончатокрылых на примере медоносной пчелы, установить роль пчелы в природе и жизни человека.
  • Развивающие: развивать умение применять и обобщать полученные знания;способствовать развитию критического мышления, самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности обучающихся; развивать интерес к предмету биология; развивать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности , умения работать в группе.

Решаемые проблемы:

  1. Почему пчел относят к общественным насекомым?
  2. Как распределены роли в пчелиной семьи?
  3. Почему соты имеют шестигранную форму?
  4. Какие факторы влияют на развитие пчел?
  5. Какое значение играют пчелы в природе и в жизни человека?

Виды деятельности на уроке: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальное выполнение заданий с коллективным обсуждением и анализом, коллективная работа по определению цели на разных этапах урока, самостоятельное выделение основных признаков трудней, матки и рабочих пчел, групповая работа о роли пчел в природе и для жизни человека, построение алгоритма действий при выполнении творческого задания по составлению кроссворда с использованием изученного материала.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: видеоматериал к уроку “Интересные факты о пчелах”, “Пчеловодство”, звуки природы “Жужжание пчел”, мультимедийный проектор и компьютер, презентация к уроку, учебники биологии для 7 класса, коллекции насекомых.

Технология деятельностного обучения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться давать определения понятиям общественные насекомые, матка, трутень, рабочая пчела, жало, соты, воск, опыление; характеризовать особенности строения пчел , связанных с их деятельностью, различать и сравнивать развитие насекомых с полным и неполным превращением, , определять роль пчел в жизни человека и в природе.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, делать выводы на основе сравнений , работать с натуральными объектами.
  • Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для их достижения, планировать свою деятельность и работу группы, осуществлять рефлексию свой деятельности .
  • Коммуникативные: работать в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками.
  • Личностные УУД: формирование познавательного интереса к объектам природы, осознание значения пчел в природе и в жизни человека, формирование познавательной самостоятельности и мотивации к учению, умение применять полученные знания в практической деятельности.

Ход урока

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока учащимися.

Проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Проверяют готовность своего рабочего места. Тема урока. (слайд 1, 2)

2. Актуализация знаний. Слайд 3. Прослушивание звуков “Жужжание пчел”

Вопрос 1. Что нам известно о пчелах? Что их привлекает в цветках?

Вопрос 2. Почему пчелы жужжат?

Вопрос 3. Почему пчел отнесли к перепончатокрылым? Общественным насекомым?

3. Выявление места и причины затруднения.

Слайд 4. Классификация насекомых. Отряд Перепончатокрылые. Признаки и представители.

Слайд 5. Просмотр видео о пчелах.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Слайд. 6 -11

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Слайд 12-14.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 15-18

7. Включение в систему знаний и повторения. Слайд 18-20

8. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Слайд 22.

- Ребята, оцените свою деятельность на уроке, в роли кого вы себя чувствовали: трутня (надо приложить больше стараний, быть активнее), матки (отлично потрудился, справился со всеми заданиями) или рабочей пчелы (доволен своей работой, но были допущены ошибки)? (прикрепляют на доску свою пчелку)

- вот такой состав семьи у нас получился.