Урок русского языка «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Разделы: Русский язык


(§ 25) (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. Русский язык. Учебник для 9-го класса)

Цель урока: создание  условия для открытия учащимися новых теоретических сведений о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении и освоения способов применения пунктуационного правила на практике.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

  • Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся,.
  • Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • Предметные: осмысление правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении и применение теоретических знаний  на практике; умение отличать бессоюзные сложные предложения от простых предложений с однородными членами и обобщающим словом, от предложений с прямой речью; умение заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организационный момент

Настроить на организацию рабочего пространства,подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.
(Запись: Дата. Классная работа)

Личностные:
ответственность за предстоящую деятельность.
Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их применения

Повторить правила постановки двоеточия в простом предложении и предложениях с прямой речью

Учитель предлагает записать предложение
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)
Как вы понимаете слова А.П.Чехова? Согласны ли вы с ним? Почему?
Как вы объясните постановку знаков препинания в этом предложении?
Оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью так, чтобы в нем ставилось  двоеточие.
Прочитайте выразительно записанное предложение. Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия? Объясните вновь поставленные знаки препинания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняя смысл фразы А.П.Чехова, аргументируя свою позицию.
Записывают предложение, объясняют постановку знаков препинания, чертят схему предложения.

 

 

Записывают предложение с прямой речью. Объясняют особенности интонации в предложении с прямой речью. Объясняют постановку знаков препинания в записанном предложении.

Личностные:
внимательное и уважительное отношение к человеку.
Метапредметные: способность к передаче информации, умение анализировать, преобразовывать, разрешать проблемные ситуации.
Предметные: знание условий постановки двоеточия в простом предложении и предложениях с прямой речью.

3. Столкновение знания и незнания

 

Столкнуть имеющиеся у школьников знания о постановке двоеточия в простом предложении и предложениях с прямой речью с незнанием постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

 

Учитель предлагает выполнить задание:
Прочитайте, пожалуйста, рассказ В.Бочарникова (текст проецируется на доску или раздается на каждую парту).
Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял  я с вершинки ветку, брошенную недруже-любной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: « Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь».
   Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

 

Один из учеников выразительно читает текст.

Личностные:
понимание необходимости бережного отношения к природе.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, наблюдать.
Предметные: применение знаний о бессоюзных сложных предложениях.

О чем этот рассказ? Как он соотносится с высказыванием А.П.Чехова? Сформулируйте тему и главную мысль рассказа.
Какой художественный прием использует автор в рассказе, чтобы мы поняли его мысль?
Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово «подмога»? Почему автор отдает предпочтение просторечному слову?
Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. По каким признакам вы их нашли? Есть ли еще какие-нибудь особенности у этих предложений?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Читают бессоюзные сложные предложения, называют признаки бессоюзных сложных предложений. Отмечают, что части в них разделены не запятой, а двоеточием.

 

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания): Как вы объясните постановку двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения?
Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

 

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:
Как бы вы определили тему урока?
Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:
Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Ответ на вопрос учителя: Мы не знаем условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.
Целеполагание. Определить условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Формулировка темы урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Планирование: Исследовать особенности бессоюзных сложных предложений в тексте, проанализировав смысловые отношения между частями БСП через постановку вопроса от одной части к другой.

Личностные:
понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.
Метапредметные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы.
Предметные:
указание на новое пунктуационное правило, отбор приёмов языкового анализа в соответствии с его целью.

5. Открытие новых знаний

Создать условия для исследования условий постановки двоеточия в БСП

Учитель предлагает материал для исследования:
Вы верно отметили, что для исследования условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении необходимо проанализировать смысловые отношения между частями БСП через постановку вопроса от одной части к другой. Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения, проанализируйте их.
-Как вам удобно работать в ходе исследования?
Как будет представлен результат исследования?

Учащиеся выбирают работу в парах и определяют, что результат исследования будет представлен в виде таблицы и словесного вывода. Приступают к исследованию по плану, намеченному на предыдущем этапе.
Они анализируют смысловые отношения между частями БСП, ставят смысловые вопросы: Почему? Что? Что именно увидел?
Результат исследования:
В рассмотренных нами предложениях вторая часть указывает на причину, дополняет смысл первой части  или поясняет, раскрывает содержание первой части. Результат можно представить в таблице:

Значение БСП

Примеры

 

 

 

 

Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, группировать, разрешать проблемные ситуации, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах исследования.
Предметные:
анализ языковых единиц, выявление смысловых отношений частей бессоюзного сложного предложения, выявление значений БСП.

После сообщения о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с.195-196). Вопрос к учащимся после прочтения правила:
Что нового вы узнали из текста правила?
После знакомства с теоретическими сведениями учебника учащиеся преобразуют бессоюзные сложные предложения в синонимичные сложноподчиненные. В таблицу вносят подчинительные союзы, которые можно поставить между частями БСП.

6. Выведение способа применения новых знаний

Выявление последовательности действий при применении новых знаний

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательн действий при выборе двоеточия между частями БСП?

Устанавливают последовательность (работают в группах или парах):
1)выделить грамматические основы;
2) определить, какую смысловую нагрузку несет вторая часть БСП;
3) вставить между частями союз. По союзу определить знак препинания между частями БСП.

Личностные:
понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.
Метапредметные: определение способа применения новых знаний
Предметные:
опознание БСП, в которых ставится двоеточие.

7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Закрепить правило постановки двоеточия между частями БСП, сформировать умение применять эти правила в различных ситуациях

Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.
Упр. 1 (письм.).
Задание: дополните каждую группу значений в таблице примерами из упражнения 223.

 

 

Учащиеся сами подбирают примеры из упражнения, обсуждают варианты в парах, дополняя группы значений БСП.

Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать письменные высказывания.
Предметные:
подбор языковых примеров, анализ языковых единиц, умение различать синонимичные языковые явления, распознавание БСП, в которых ставится двоеточие.

  Упр. 2 (устно и письм.).
Различение СПП и БСП. Упражнение 270.
Как вы думаете, почему необходимо уметь производить синонимичную замену?
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. Отвечают на вопрос учителя.
 

Упр. 3 (устно и письменно).
Упражнение с элементами творчества (упражнение 275).

Составить по картине Н.Я.Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» (вклейка учебника) 4-5 бессоюзных сложных предложений, в которых ставится двоеточие, описывая свои впечатления от картины. Составить схемы записанных предложений.

Учащиеся работают с репродукцией картины Н.Я,Бута, описывают свои впечатления от картины, используя БСП. Строят схемы предложений.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:
- Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?
- Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?
- Какие знания вы приобрели вновь?
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Какие задания показались вам особенно трудными? Почему?
- Над чем в новой теме считаете нужным дополнительно поработать?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Проговаривают вновь правило постановки двоеточия в БСП. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.

Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку.
Метапредметные: самоконтроль и самооценка.
Предметные:
выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением

9. Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Применить новые знания в творческой ситуации

1) Подготовиться к рассказу о постановке двоеточия в БСП (§ 25, таблица в тетради)
2) Написать сочинение-миниатюру (8-10 предл.) на одну из тем по выбору: «В человеке все должно быть прекрасно…» или «Природа, мир, тайник вселенной». Какие синтаксические конструкции будут использованы в твоём сочинении? Какими дополнительными источниками можно воспользоваться?

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:
развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса.
Метапредметные
Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения, построение связного высказывания на заданную тему.
Предметные:
знание условий постановки двоеточия между частями БСП