Урок по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Цель урока: сформировать у учащихся представление о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи:

  • обучающие: изучить состав, названия, классификацию кислот; познакомить учащихся с представителями класса, их свойствами, применением и нахождение в природе; изучить действие индикаторов на кислоты;
  • развивающие: совершенствовать умение классифицировать и сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в составе и свойствах оснований и кислот;
  • воспитательные: воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.

Тип урока: комбинированный.

Базовый учебник: О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ДРОФА. Москва 2015 год.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет.

Таблица № 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время в мин.

1

Организационный этап

 

Приветствует учащихся. Контролирует их готовность. Определяет цель и задачи перед учащимися, мотивирует к предстоящей деятельности.

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Настраиваются на работу.

2

2

Актуализация знаний по теме: «Оксиды. Основания».

 

 

2.1. Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Что такое оксиды?
Что такое основания? Как отличить растворимые основание от других классов соединений?

Отвечают на вопросы. Объясняют, что такое индикаторы.

2

2.2. Дает задание
распределить формулы соединений, записанных на доске, по классам неорганических веществ.

Самостоятельно распределяют предложенные формулы веществ по классам: оксиды, основания.

3

3

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению ново материала.

 

Ставит проблемный вопрос с выходом на новую тему.  Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? Почему? Что у них общего?

Участвуют в поисковой беседе.

2

4

Этап усвоения новых знаний.

 

4.1. Мотивация учащихся к изучению нового материала. Вводит понятия «основность», «кислотный остаток». Помогает учащимся вывести определение понятия «кислоты».

При помощи учителя выводят определение понятия «кислоты», а также планируют свою дальнейшую деятельность на уроке.

2

№1
(классификации по основности, кислородосодержанию, растворимости).
3 мин.

4.2. Сообщает о признаках классификации кислот. Приводит примеры. Дает пояснения к самостоятельной работе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Самостоятельно работают с текстом §21учебника. Выполняют задания 1,2 в рабочей тетради.

8

№2
1 мин

4.3. Демонстрирует информационный ресурс о распознавание кислот при помощи индикаторов.

Наблюдают и воспринимают информацию.

3

 

4.4. Инструктирует учащихся о выполнении лабораторной работы. Контролирует деятельность учащихся. Помогает обобщить результаты работы.

Выполняют лабораторную работу. Определяют, в какой из двух выданных пробирок находится кислота. Работают в группах по вариантам (1,2). У каждого варианта один из индикаторов. Оформляют работу в тетрадях. Обмениваются результатами работы. Делают общий вывод.

4

№3
(Сцена 1,4).
2 мин.
№4
2 мин.

4.5. Рассказывает о свойствах, значении, применении, опасности отдельных кислот. Демонстрирует правило разбавления.

Наблюдают и воспринимают информацию. Отвечают на вопросы учителя.

6

5

Этап закрепления и обобщения нового материала.

 

Организует работу по тестам.

Выполняют задания ОГЭ по выданным тестам.

6

6

Рефлексия

 

Организует аналитическую деятельность учащихся.

Анализируют эффективность своей работы, работы группы и класса вцелом, согласно поставленной в начале урока цели, делают выводы.

3

7

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

№5

Задает домашнее задание: §21, выучить формулы и названия кислот, поработать с Интернет-ресурсом. упр. 1,3,5 на стр.126. в учебнике.

Записывают задание в дневник.

2

8

Этап подведения итогов урока.

 

Дает оценку успешности достижения цели урока, оценку работы класса и отдельных учащихся.

Фиксируют оценки в дневник.

2

Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР

Информационный, лекция (конспект).

Интерактивная схема с голосовым  сопровождением.

Состав и классификация кислот. http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html

2

ЕК ЦОР

Информационный, видео.

Видеоопыт.

Действие кислот на индикаторы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/index.htm

3

ФЦИОР

Информационный, модульная мультимедийная система. (Сцена1,4).

Иллюстрация, анимация, видеоролик

Соляная кислота, ее физические свойства http://fcior.edu.ru/card/1928/solyanaya-kislota-ee-svoystva-poluchenie-i-primenenie.html

4

ЕК ЦОР

информационный, видеоопыт.

Видеоопыт

Правило разбавления концентрированной серной кислоты водой
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ac-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_07.sw

5

ФЦИОР

Практический, упражнение.

Тренажер

Формулы и названия кислот
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ad-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm