Урок литературного чтения "Они сражались за Родину" (по произведениям С.П.Алексеева). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

образовательные:

  • создать условия для развития познавательного интереса с опорой на прочитанные произведения С.П.Алексеева;
  • способствовать формированию у учащихся представлений об основной теме произведений; 
  • учить высказывать своё отношение к рассказу и героям;
  • учить анализировать текст произведения и правильно, последовательно излагать свои мысли;
  • формировать умение группировать схожие понятия по заданным признакам.

развивающие:

  • способствовать формированию умений и навыков младших школьников: выразительное чтение;
  • развивать наблюдательность, познавательную активность, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление с помощью подбора синонимов и антонимов, путём объяснения значения пословиц;

воспитательные:

  • формировать у детей чувства гордости за свою Родину, любовь к городу, в котором живут;
  • формировать чувства патриотизма, уважение к прошлому России средствами эстетического воспитания: изо-деятельность, музыка;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения истории своего народа;
  • воспитывать потребность в чтении книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование: Портрет маршала Г.К.Жукова, политрука В.Г.Клочкова, выставка книг С.П.Алексеева о Московской битве, работы учащихся по прочитанным произведениям: отзывы-рисунки, поделки, филателистические альбомы с марками о Великой Отечественной войне, мультимедийная доска.

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок-экскурсия в прошлое

Продолжительность: 45 минут.

План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка целей урока

3. Экскурсия в историческое прошлое

4. Обобщение материала

5. Итог урока

6. Рефлексия

План урока.

1. Организационный момент. Выразительное чтение стихотворения Д.С. Гавриленко «Битва под Москвой»

1-й ученик.

На Поклонной горе поклониться
Тем, кто выжил, и тем, кто погиб!
В диораме их светлые лица
Мы недавно увидеть смогли.
Наши воины шли в наступленье
За народ и родную страну,
Чтобы будущее поколенье
Вечно помнило эту войну!

2-й ученик.

Скрежет танков, мороз на рассвете,
Впереди – сокрушительный бой…
Начиналась большая Победа
В декабре под великой Москвой.

2. Постановка целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с первой страницей в истории Великой Отечественной войны. Эта страница называется «Московская битва».

Но прежде всего я попрошу сказать, с какими словами ассоциируется у вас понятие «Битва»?

Ученики: Сражение, бой, солдаты, страх, война, оборона, герой, подвиг, Родина.

Учитель: Сегодня, 5 декабря наш народ отмечает 75 годовщину начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. Московская битва является крупным успехом в Великой Отечественной войне.  

3. Экскурсия в историческое прошлое нашей страны.  

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, которые смогли своими поступками, любовью к Родине победить врага на войне. На примере произведений Сергея Петровича Алексеева рассмотрим значение парада на Красной площади, подвиг 28 панфиловцев, героизм лётчика В.В.Талалихина и партизанки Зои Космодемьянской.

Начать бы хотелось с небольшого представления автора.

Ученик: Сергей Алексеев родился в 1922 году в Украине, в семье сельского врача. Во время Великой Отечественной Войны работал инструктором в авиационном училище, где занимался подготовкой будущих военных пилотов. После окончания войны Алексеев начинает свою писательскую деятельность, и в течение своей жизни он пишет более тридцати книг, посвящённых истории России (от середины XVI до середины XX вв.).

Ученик: Примечательно, что книги Сергея Петровича издавались на пятидесяти языках! Основными произведения в книге «Московская битва» являются: «Генерал Жуков», «Московское небо», «Талалихин», «Тульские пряники», «Красная Площадь»,  «Генерал Панфилов», «Подвиг у Дубосекова», «Зоя», «Напишу из Москвы», «Переломилось», «Какой род войск сражается?»

Учитель: Чем Вас заинтересовали эти произведения? (ответы учеников).

Учитель: Сам писатель говорил о своих произведениях так: «Мои книги для тех, кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства».
На страницах его рассказов мы можем найти абсолютно разных персонажей: ими являются как взрослые, так и дети. Как Великие полководцы, так и простые солдаты, готовые отдать свои жизни ради Победы. Но всех их, как и всех жителей России, объединяет одно - Любовь к своей

Родине. В страшнейшие для Русской земли годы именно чувство любви к своему Отечеству позволило нашим дедам и прадедам прийти на помощь Отчизне и одержать Великую Победу, которая даровала нам мирное небо над головой.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Любовь к Родине»? Приведите примеры из рассказов С. Алексеева. (ответы учеников).
Сегодня мы с вами поговорим о Московском периоде, сыгравшем очень важную роль в ходе Великой Отечественной Войны. Главной целью советского командования было обеспечение безопасности столицы, поэтому командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен Георгий Константинович Жуков, чью фотографию вы можете увидеть на экране. Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы, поскольку немецко-фашистские войска стремительно продвигались к столице, планируя разгромить советские части, окружить Москву и победоносно закончить войну спустя два с половиной месяца после ее начала.

Учитель: Какой специальный план обороны Москвы был разработан?

Ученики: Первоочередной целью была защита Москвы с неба. Необходимо было  защитить подступы к Москве, не дав врагу войти в город, отбросить врага от Москвы.

Учитель: Генерал армии Георгий Константинович Жуков возглавлял войска Западного фронта. Когда вы читали рассказ «Генерал Жуков», вы узнали, что Георгий Константинович не поверил докладу своих офицеров о расположении войск неприятеля. Как вы думаете, почему?

Ученики: (ответы, работа с текстом) «…оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб – поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения…»

Учитель: Как эта фраза характеризует Г.К. Жукова?

Учитель: Найдите в рассказе С.Алексеева «Красная Площадь» описание обстановки, которая на тот момент была на подступах к Москве.

Ученики: «…Враг рядом. Советские войска оставили Волоколамск и Можайск. На определенных участках фронта подошли к Москве и того ближе. Бои идут у Наро-Фоминска, Серпухова и Тарусы…»

Физкультминутка: «Мы военные»

Мы станем все военными, (шагают на месте)
Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны вниз)
Будем в Армии служить, (руки в стороны).
Будем Родину любить. (Движения повторяются)
Сад и дом свой охранять, (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать! (шагают на месте)

Учитель: Как вы думаете, какое мероприятие происходило на Красной площади 7 ноября 1941 года? Посмотрите на доску (филателистический альбом с маркой «Битва за Москву»)

Ученики:  Военный парад, с которого солдаты уходили на фронт, линия которого проходила всего в нескольких десятках километров от города. Парад является важнейшим событием в ходе войны.

Учитель: Как вы думаете, почему Верховный главнокомандующий Вооруженных сил Советского Союза И.В.Сталин принимает решение о проведении парада? 

Ученик: Военный парад проведен на Красной площади 7 ноября 1941 года. Это подняло их боевой дух. Бойцы готовы были идти на фронт прямо с Красной Площади, чтобы защитить свой дом,  свою страну. Они любили Родину, город и знали, что должны защитить ее в трудную минуту.

Учитель: Как можно назвать таких людей? 

Ученик: Патриотами.

Учитель: Следует отметить, что рядовые москвичи старались максимально помочь солдатам оборонять свой родной город. На доске вы можете увидеть, как москвичи принимают участие в сооружении противотанкового рва на подступах к Москве.
Вы прочитали рассказы «Московское небо», «Зоя», «Талалихин», посвящённые обороне Москвы. Что объединяет эти произведения?

Ученики: В рассказах С.Алексеева «Московское небо», «Зоя», «Талалихин» мы видим подвиг советских людей. Каждый из них, не жалея своей жизни, предан своей Родине.

Учитель: Мы с Вами подошли к самому важному произведению Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова», который повествует о беспримерном героизме советских солдат. Скажите,

  • На каком километре от Москвы находится разъезд Дубосеково? (118 км)
  • Какая дивизия защищала разъезд? (Дивизия генерала Панфилова)
  • Сколько солдат преградили путь фашистам? (28)
  • Кто возглавлял бойцов? (политрук Клочков)
  • Сколько вражеских танков насчитали солдаты? (20 танков)
  • Чему усмехнулся политрук Клочков? («… Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека…»).

Учитель: В чём вы видите подвиг 28 панфиловцев с политруком Клочковым? (ответы учеников).

Учитель: 16 ноября 1941 года в районе железнодорожного разъезда Дубосеково, неподалеку от Волоколамского шоссе, двадцать восемь советских солдат-панфиловцев в четырехчасовом бою совершили беспримерный подвиг, подбив 18 немецких танков и остановив наступление противника. В 1915 году в ходе обороны крепости Осовец в мире появляется крылатая фраза: «Русские не сдаются!» 16 ноября 1941 года эта фраза звучала вновь. Все 28 солдат в том бою погибли, в том числе и политрук В.Г. Клочков, сказавший перед боем слова, ставшие знаменитыми: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!». Панфиловцы отдали свои жизни ради своей Родины. Ценой выдающегося героизма и мужества двадцати восьми советских солдат вражеское наступление было остановлено, а Москва, как и вся Россия, спасена.

В Западном округе Москвы одна из улиц носит имя политрука Клочкова. За подвиг, совершенный Василием Георгиевичем Клочковым, ему в 1942 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «За образцовое выполнение боевых заданий».

Учитель: Вспомните строки из Гимна Москвы, в которых говорится о героях панфиловцах.

Ученики:

«Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов»

Звучит гимн Москвы.

Учитель: После сражения под Москвой план немецко-фашистских захватчиков по молниеносному захвату нашей Родины за два с половиной месяца полностью провалился. Начиная с конца 1941 года советские войска переходят в наступление, чему посвящён рассказ С.Алексеева «Переломилось».

Учитель: Как вы считаете, какова основная мысль произведения? (подготовьте ответ с опорой на текст)

Ученик:

«…Поехал Жуков в полки к москвичам.
- Здравствуйте, товарищи бойцы!
- Здравия желаем, товарищ командующий!
И тут разговоры о том, о сём. О Москве, о войне, о московской хватке. Закаленный народ москвичи. В боях и в защите стойкий.
Смотрит Жуков на москвичей:
- Ну как, товарищи, готовы идти в наступление?
- Заждались, товарищ командующий!

4. Итог урока.

Учитель: Подводя итог урока, мы можем сказать, что Московская битва является важнейшим этапом Великой Отечественной Войны: 4–5 декабря 1941 г. оборонительный период битвы под Москвой закончился. В конце ноября - начале декабря последние попытки врага прорваться к Москве были сорваны и созданы условия для перехода советских войск в контрнаступление, которое продолжалось до 7 января 1942 г.

5. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте поработаем в группах. Предлагаю Вам составить синквейн - короткое стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. В 5 строчках попробуйте отразить свое отношение к событию и завершите свой синквейн легендарными словами В.Г.Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

Ученики: (зачитывают синквейны).

Ученик (Вика З.):

Битва.
Решающая, главная.
Победить, прогнать, подбодрить.
Мы должны отстоять Советский Союз.
Сражение.
Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!».

Ученик (Оля К.):

Битва!
Страшная, беспощадная.
Стреляют, пытают, убивают.
Не отступают наши всё равно.
Война!
Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!».

Спасибо за урок.