Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Научатся: давать определение понятию «ткань», «межклеточное вещество»; называть основные группы растительных тканей; описывать строение и функции тканей растений; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми ими функциями; распознавать растительные ткани на таблицах. |
Научатся: работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; сравнивать разные точки зрения, оценивать работу по эталону. |
Развитие: учебно-познавательного интереса к изучению живых организмов, |
Решаемые учебные проблемы: |
развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
|
Предмет изучения: |
ткань, межклеточное вещество, виды растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, проводящие, основная |
|
Тип урока: |
усвоение новых знаний. |
|
Технологии: |
ТРКМЧП |
|
Используемая стратегия |
«зигзаг» |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ: |
мультимедиа. |
|
Оборудование: |
персональный компьютер, проектор, экран. |
|
Литература: |
учебник: Биология. Живой организм.6 класс, Дрофа, М: 2015, Н.И.Сонин. |
План урока (этапы реализации стратегии «Зигзаг»):
I этап. Подготовительный этап.
Деление класса на группы
II этап. Фаза вызова.
Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение познавательного интереса.
III этап. Фаза осмысления.
Самостоятельная работа с текстом. «Экспертные» группы изучают свой отрывок текста, получая из него ту информацию, которая позволит группе выполнить задание.
IV этап. Фаза рефлексии.
Самостоятельное обобщение изученного материала: нахождение и исправление ошибок в тексте; оценивание работы по эталону; анализ ошибок. Самостоятельная формулировка направлений для дальнейшего развития (к концу учебного занятия остаются вопросы, ответы на которые были не найдены: основа для самостоятельной исследовательской работы, индивидуального домашнего задания).Самооценка деятельности в группе.
I этап. Подготовительный этап.
Шаг 1. Группы и роли (3 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, и первая ваша задача придумать название своей группе и распределить между собой роли которые вы сегодня будете выполнять при работе. На табличках под названием роли запишите своё имя.
ведущий | секретарь |
генератор идей |
выступающий |
аналитик |
отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно |
все записывает и следит за временем |
отвечает за творческий процесс, за создание текста |
отвечает за презентацию конечного результата |
представляет экспертную |
|
|
|
|
|
Роли нужно распределять для того, чтобы избежать ситуации, когда один работает, а остальные – присутствуют при работе.
II этап. Фаза вызова.
Шаг 2. Актуализация (3 мин.)
(Учитель демонстрирует образцы различных типов тканей: шерсть, хлопчатобумажную, шелковую, плащевую)
- Ребята, скажите, что у меня в руках?
- Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему уроку, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
- Да сегодня, мы с вами будем говорить о составной части живого – ткани, а именно о тканях растений.
- Скажите, есть ли, что- то общее у всех этих образцов тканей? (подвести к мысли, что состоят из нитей)
- А вы можете предположить, из чего состоят ткани живых организмов, и можем ли мы увидеть их так же как нити невооруженным глазом?
(ответ: клетки, увидеть можно только с помощью микроскопа, так как они имеют микроскопические размеры)
- Вы правы, клетки как кирпичики, из которых построены живые организмы.
А если при строительстве здания мы будем просто складывать кирпичи друг на друга, здание будет прочным? (нет)
- Что нужно для того, что бы здание было прочным? (раствор, цемент)
- А у живых организмов есть вещество, которое соединяет клеточки (ребята соглашаются, что есть, но не знают какое)
(учитель вновь берет образцы тканей)
- Как вы думаете, почему люди создают разные виды тканей?
(подводит к мысли, что у каждой свое назначение).
- Ребята, на основе нашего обсуждения, пожалуйста, сформулируйте свои вопросы по живым тканям, на которые вам сегодня на уроке было бы интересно получить ответ (целеполагание)
Что? |
|
Как? |
|
Зачем? |
|
Почему? |
|
(К этой таблице можно будет вернуться при реализации фазы рефлексии. Возможно, что кто-то не получит ответ на свой вопрос – тогда либо учитель дает ответ, либо будет ДЗ по желанию)
III этап. Фаза осмысления.
Шаг 3.Будущий текст
- Поскольку сегодня вы работаете в группах, результатом вашей групповой работы должен быть продукт – вы должны будете исправить ошибки в предложенном вам тексте, а также провести взаимооценку на основе эталона, используя полученные знания.
Шаг 4. Перегруппировка (Формирование экспертных групп) (2 мин.)
- Итак, следующий этап нашей работы - создание экспертных групп.
Каждая группа будет изучать свою часть темы (отрывок текста), с которым потом, вернувшись, эксперты познакомят свою первоначальную группу.
- Рассчитайтесь на 1,2,3,4,5 и разойдитесь согласно, стоящим на столах номерам.
1 группа - Общее понятие ткань, образовательная ткань.
2 группа – Покровная ткань.
3 группа – Механическая ткань
4 группа – Проводящие ткани
5 группа - Основная ткань
Шаг 5. Работа с текстом (10 мин.)
- А сейчас изучите инструкцию для работы в экспертной группе.
Инструкция эксперта.
1. Индивидуально прочитайте указанный текст.
2. Отметьте текст, где идет речь: об особенностях строения данной ткани, местоположении, функциях
3. Обсудите эти вопросы в группе.
4. Запишите себе в тетрадь название ткани, которую вы изучаете и заполните соответствующие колонки в таблице:
Местоположение | Особенности строения |
Функции |
|
|
|
5. Сформулируйте (вместе) два вопроса, которые помогут ребятам, не читавшим данный текст, усвоить его лучше:
1. Где…..?
2. Какую (какова)……?
6.Запишите эти вопросы себе в тетрадь.
Задания для групп:
- 1 группа – стр. 29 до слов «Защищают растения от неблагоприятных воздействий …».
- 2 группа – стр 29 (от слов «Защищают растения от неблагоприятных воздействий …») – 30 ( первый абзац).
- 3 группа – стр 30 - второй абзац.
- 4 группа - стр 30 - третий абзац.
- 5 группа - стр 30 - четвертый абзац.
7. После возвращения в свою группу вы должны будете рассказать тот материал, который вы узнали ( можно будет использовать только свои записи в тетради, учебником нельзя будет пользоваться).
IV этап. Фаза рефлексии.
Шаг 6 Возвращение (5 мин.)
- Ребята, сейчас вы должны вернуться в свои первоначальные группы и каждый из вас должен по очереди рассказать другим, все, что он узнал по своему вопросу, обязательно в конце рассказа задать вопросы, на которые остальные должны ответить.
Шаг 7 Свой текст (5 мин.)
- А сейчас приступите к работе с текстом. Вам необходимо найти три ошибки в приведенном тексте, указать номера предложений, в которых они сделаны и исправить их, работу оформите маркером на листе А4, с обратной стороны листа укажите название своей группы.
Текст 1
1. Ткань – это часть тела, выполняющая определенную функцию.
2. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.
3.Клетки образовательной ткани мелкие с крупными ядрами, без вакуолей.
4. Опору растению и его органам придает покровная ткань.
5. Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань.
6. К проводящим тканям относится луб, он образован мертвыми клетками и проводит воду и минеральные соли.
Текст 2
1. Клетки одной ткани непосредственно соединяются друг с другом.
2. Через специальные образования покровной ткани – устьица и чечевички растение дышат и испаряют воду.
3. Клетки образовательной ткани содержат хлоропласты, органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза.
4 - Опору растению и его органам придает механическая ткань.
5. Покровные ткани образованы как живыми клетками пробкой, так и мертвыми - кожицей.
6. К проводящим тканям относится луб, он образован живыми клетками и проводит органические вещества.
Текст 3
1 .Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т.е. выполняют строго определенную функцию – работу.
2. Клетки образовательной ткани мелкие с крупными ядрами, без вакуолей.
3. Кожица - покровная ткань образована мертвыми клетками с толстыми прочными оболочками.
4. Пробка выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с поверхности листьев в жаркую погоду.
5. К проводящим тканям относится древесина, она образована живыми клетками и проводит органические вещества.
6. Многие части организма растения накапливают питательные вещества (запасающая, основная ткань).
Шаг 8 Оценивание (3 мин.)
Оцените работу соседней группы согласно эталону. Оценку поставьте своим маркером в нижней части работы.
(Обмен работами, оценивание)
Эталон к тексту 1
Содержание верного ответа | Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – Ткань это группа клеток сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. 2) 4 - Опору растению и его органам придает механическая ткань. 3) 6 - К проводящим тканям относится луб, он образован живыми клетками и проводит органические вещества. |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
2 |
В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
1 |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Эталон к тексту 2
Содержание верного ответа | Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1) 1. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом. 2) 3. Клетки образовательной ткани обеспечивают рост растения. 3) 5. Покровные ткани образованы как живыми клетками - кожицей, так и мертвыми - пробкой. |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
2 |
В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
1 |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Эталон к тексту 3
Содержание верного ответа | Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1) 3. Кожица - покровная ткань образована живыми клетками. 2) 4. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с поверхности листьев в жаркую погоду. 3) 5. К проводящим тканям относится древесина, она образована мертвыми клетками и проводит воду с минеральными веществами |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
2 |
В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются. |
1 |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Шаг 9 Презентация (Афиширование) (5 мин.)
Работы вывешиваются на доску. По одному человеку от группы представляют свою работу. А представитель другой группы комментирует выставленную согласно эталону оценку.
Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своего обучения.
Шаг 10 Домашнее задание (3 мин.)
- Ребята, посмотрите в свои таблички, которые вы заполняли в начале урока,
Что? |
|
Как? |
|
Зачем? |
|
Почему? |
|
есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ (идет обсуждение вопросов, если ученики не могут ответить, то либо отвечает учитель, либо этот вопрос идет на домашнее задание, по желанию)
Шаг 11 Заключительный этап (1 мин.)
Самооценка
Моя роль в группе
Поставить «+» в соответствующей колонке |
ведущий |
стенографист |
генератор идей |
выступающий |
аналитик |
Дата: |
|
|
|
|
|
Дата: |
|
|
|
|
|
Дата: |
|
|
|
|
|
Дата: |
|
|
|
|
|
Поставить «+» в соответствующей колонке |
Дата: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я предлагал идеи для заполнения колонок в таблице при работе в экспертной группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я предлагал идеи по исправлению ошибок в тексте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я принял участие в оценивании работы другой группы по эталону |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я внимательно выслушивал всех членов группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература.
1. Акперова. Мастерская учителя. Уроки биологии 6 класс.
2. Загашев И.О.«Проектирование современного урока в контексте ФГОС: технология развития критического мышления», 72 часа. Материалы для самостоятельной работы. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации., г.Санкт-Петербург. 2016 г. - 72 с.