Учебник: Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец “Азбука”
Урок открытия новых знаний.
Содержательная цель: дать общее понятие о сильной и слабой позиции согласного звука;
Деятельностная цель: формировать навык чтения текста; учить понимать текст; закрепить умение делить слова на слоги; продолжить работу по звуковому анализу слов.
Технические средства. Проектор, компьютер.
Практическая значимость работы.Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке обучения грамоте в 1 классе. В основе урока лежит системно-деятельностный подход.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. |
2. Актуализация знаний
|
Ученик. - Распределить слова на строчные и заглавные. - Можно составить слова из этих букв. |
Учитель. - Поиграем с буквами. - Какое задание вы могли бы предложить? |
Ученик. - Нет, здесь нельзя составить слова, потому что здесь не хватает гласных букв |
Учитель. - Составьте слова из этих букв. |
Учитель добавляет гласные буквы о и а. Дети составляют: год, вода, мак, вор, нога, гора, кора, Вова |
Учитель. - На какие группы можно разделить эти слова? |
Ученик. - Слова, в которых две гласных и одна гласная. - Слова с одним слогом и с двумя слогами. Дети распределяют слова по группам. |
- Почему здесь один слог, а здесь два? | Ученик. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
Учитель. - Встаньте те ребята, чьё имя состоит из трёх слогов. Учитель. - Составьте схему слова Алёна. |
Ученики встают. Проверяем, хором деля
слова на слоги.
Три ученика составляют схему слова у доски, остальные на парте. При составлении схем ученики допускают ошибки при обозначении мягкого согласного звука. Ученики исправляют работу товарищей. Объясняют правильность своего выбора. |
Учитель. - Что вы можете сказать об этом слове? |
Ученик. - В этом слове 5 звуков, 3 слога. |
Учитель. - Почему при составлении схемы вы использовали зелёный цвет? |
Ученик. - Гласный Ё обозначает мягкость согласного звука, поэтому звук [л] – мягкий. |
3. Фиксация затруднений в
деятельности. Постановка учебной задачи.
|
|
Учитель. - Дополните запись до полного слова одним звуком. |
Ученик. - Плод - Плот. |
Учитель. - Что ты имел в виду? |
Ученики объясняют значение своего
слова. - Я говорил о плоте, который сделан из брёвен. - А я хотел сказать про плод, который растёт на дереве. |
Учитель. - В чём особенность этих слов? |
Ученик. - Слова звучат одинаково, но имеют разное значение. - Эти слова пишутся по-разному. |
На доске предложения и картинки: Мы сорвали сочный пло?. По реке плывёт пло?. Учитель. - Как догадаться, где речь идёт про плод, а где про пло[т]? |
Дети высказывают свои предположения. - Я думаю, что везде надо писать букву Д. - А я думаю, что писать нужно Т. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
Учитель. - Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание. Откройте “Азбуку” на странице 47. Прочитаем первый столбик слов: дуб – дубок. Произнесём слово [дуп]. Прочитайте его в учебнике. Что вы заметили? Учитель. - Поставим сигнал: опасное место, подчеркнём красным карандашом. |
Ученик. - Произношение не совпадает с написанием. |
Учитель. - Как говорят в таком случае, если звук не совпадает с буквой? |
Ученик. - Слабая позиция звука. |
Учитель. Произнесём слово дубок. Что вы заметили? |
Ученик. - Звук [б] хорошо слышен. |
Учитель. - Как говорят в таком случае о звуке? |
Ученик. - Сильная позиция звука. |
Учитель. - А что помогает звуку встать в сильную позицию? |
Если дети не отвечают, аналогично анализируются следующие пары слов. |
Учитель. - Подчеркните букву, которая стоит после буквы, обозначающей звук в сильной позиции. - Что вы заметили? - Что же помогает звуку встать в сильную позицию? Учитель. - Как нам поставить звук в сильную позицию? Учитель. - Вы всё правильно сказали, сделали открытие: если после согласного стоит гласный, то согласный звук встаёт в сильную позицию, и он чётко ясно слышен. |
Ученик. - Гласный звук. |
Учитель. - Вернёмся к нашим предложениям. - Какую же букву следует вставить в первое предложение, а какое во второе. |
Учитель помогает изменить слова по принципу: один – много (картинки плод – плоды, плот – плоты) В предложения вставляется нужная буква. |
5. Первичное закрепление. Учитель. - Составьте предложение со словом [грат]. |
Дети предлагают свои варианты. - На улице сильный град. - С неба сыпется град. |
Учитель. - А что ещё может означать слово ГРАД? - Прочитайте слова в учебнике. - Найдите слова с одинаковым значением. |
Ученик. - Град и город. Если не нашли, то анализ слов парами: город – Новгород, град – Волгоград. |
Учитель. - На каком рисунке град, а на каком город? |
Выслушиваются все варианты ответов. |
Учитель. Послушайте, как произносятся эти слова? - Какой звук вы слышите на конце? - Что вы можете сказать о звуке? |
Учитель вместе с детьми подбирает проверочные слова. |
Учитель. - Что вы можете сказать о слове град? Учитель. - Предлагаю поиграть. - Назовите ещё примеры многозначных слов со страницы из азбуки. Один ученик называет первое слово, а другой это же слово, но с другим значением. |
Ученик. - Оно многозначное. |
6. Включение в систему знаний. Работа с текстом “Я читаю.” Страница 5. |
Чтение текста жужжащим чтением. Чтение текста цепочкой. |
Учитель. - Почему Лида испугалась? (прочитать из текста) - Как она поступила? (прочитать из текста) - Почему она нарисовала маму? - Почему автор так сказал: “Ай, да Лида!”? |
Ученик. - Потому что она любит маму. - С мамой не страшно. - Мама может защитить Ученик. - Это мама так похвалила Лиду. |
Учитель. - Прочитайте это предложение одобряюще (осуждающе). - За что хотел похвалить Лиду автор? Учитель. - Какое бы предложение вы поместили в названии рассказа? |
Ученик. - За то, что она догадалась нарисовать маму. - Она сообразила, что надо стереть волка, чтобы не было страшно. |
7. Рефлексия. Учитель. - Что бы вы дома рассказали своим родителям о себе на уроке? |
Ученик. - Мы сегодня открыли один секрет русского языка. - Сегодня было интересно на уроке. - У нас новая книга по чтению. |
Учитель. - Похвалите себя. |
Ученик. - Я молодец. |