Урок обществознания и истории казачества с использованием системно-деятельностного подхода.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: создать условия для формирования экономических представлений о правилах ведения современного домашнего хозяйства, с опорой на знания истории казачества.
Образовательные ресурсы: Обществознание. 5 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. М.: Просвещение, 2016 год, презентация “Семья и семейное хозяйство”, карточки-словарики, поговорки, музейные экспонаты.
Формы и методы обучения:
- Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроль;
- Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия: домашнее хозяйство, экономика, казачий лексикон.
Личностно-значимая проблема: Настоящий хозяин бережно и рачительно относится к любому достоянию – своему или общественному.
Планируемые образовательные результаты: сформировать представление об экономике на примере современного ведения хозяйства и об укладе жизни и быта казаков.
План урока:
- Каким должен быть хозяин дома.
- Как хозяйствовать по правилам.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.
Учитель организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Учитель.
Мы продолжаем разговор о семье и семейном хозяйстве (1 слайд, 2 слайд);
Назовите основные особенности семьи. (Ответы детей: общее жилище, совместное ведение хозяйства, совместный труд, воспитание детей, совместный досуг, забота о старшем поколении.) (3 слайд);
Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства (4 слайд);
Если все члены семьи будут просто выполнять свои трудовые обязанности, достаточно ли только этого для благополучия семьи? (Ответы детей);
Давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” и героев мультфильма “Трое из Простоквашино” (5 слайд);
И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. Результат у них был одинаковый? (Ответы детей);
Почему их действия дали разный результат? (Ответы детей);
Потому что у них были разные ценности и разные стремления. У кота, Матроскина, нам всем можно поучиться ведению хозяйства, ведёт он себя в мультике как настоящий хозяин, он вкладывает душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так, без труда;
Какая проблема в этих семьях? (Ответы детей. Надо соизмерять свои желания и возможности семьи.);
Правильно, а то “Горе тому, кто не порядком живет в дому”, кто ведет свое хозяйство неправильно (6 слайд);
О чём же мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (О семейном хозяйстве);
А чему мы будем учиться на уроке, чтобы не оказаться как старуха у разбитого корыта? (Как хозяйствовать по правилам.) (7слайд);
Давайте прочитаем поговорки и пословицы, и выберем только те, которые подходят к нашей теме, и объясним их смысл. (8 слайд, приложение №5)
- Дом вести - не бородой трясти.
- Порядок в доме есть - хозяину честь.
- Дома - не в гостях: посидев, не уйдешь.
Какую пословицу мы возьмём эпиграфом на наш урок?
Что нам потребуется для успешной работы? - Учебник, тетрадь, ручка, карандаш. А ещё сосед по парте.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя: сообщение новой информации.
- Вопросы семейного хозяйства волновали людей в разные времена. С XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений – “Домострой”, составленный при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра. Это произведение было своеобразной энциклопедией русского домашнего быта. (9 слайд);
- Сейчас мы узнаем, что это такое, если откроем учебник на странице 37 и зачитаем третий абзац. (Дети читают текст);
- Чему учился хозяин дома? (Ответы детей);
- Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели. А какие не потеряли своего значения и сегодня? (Ответы детей);
- Как вы видите, многие советы не потеряли своего значения и сегодня;
- Почему это произведение называется “Домострой”? (Учит вести дом, чтобы все ладилось в нем.)
2. Работа по прочтению текста учебника.
Учитель:
- Успешное выполнение правил ведения семейного хозяйства во многом зависит от таких качеств домочадцев, как рачительность, бережливость, экономность;
- Кто должен обладать всеми этими качествами? (Хозяин) (10 слайд);
- А, кто такой хозяин? Об этом вы узнаете, прочитав текст на странице 35;
- Успешное выполнение правил ведения хозяйства во многом зависит от такого качества хозяина как рачительность;
- Какого хозяина считают рачительным? Найдите это слово в словарике и зачитайте вслух;
- Такой хозяин ведет свое семейное хозяйство по правилам. Об этом говорит и значение слова “экономика”. (11 слайд)
3. Знакомство с понятием “экономика”.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете слово экономика? (Ответы детей);
- У вас на парте словари, найдите толкование этого слова и зачитайте. (Ответы детей);
- Ребята, а как вы думаете, казаки знали раньше такое слово как ЭКОНОМИКА? (Ответы детей.);
- Какими они вообще были хозяевами? Сейчас из рассказа казачка мы и узнаем (12-20 слайды).
Рассказ 1 ученика. (Приложение №1).
Ничто так не отражало характер казака, как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким - хозяин думал о постройке новых куреней, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.
Рассказ 2 ученика. (Приложение № 2).
Казаки знали толк в ведении хозяйства. И не было для них большей награды, чем услышать одобрение от соседей, друзей, атамана. Каждое утро казак обходил свой двор, заглядывал в конюшни, коровник, загоны скота. В каждом дворе стоял амбар для зерна. Казаки бережно относились к хлебу, не только за столом - после еды не оставалось крошек, - но и в поле во время уборки урожая. Заранее готовили телеги для перевозки снопов. На поле снопы передавали из рук в руки, как живое существо. Чтобы быстрее убрать урожай, работали с раннего утра до поздней ночи. К зиме прикидывали, сколько заготовили зерна, сена, масла. Если было много, то могли продать на ярмарке. В зимнее время казаки плели корзины, самоловки, сети рыболовные и излишки тоже могли продать.
Учитель:
Что же мы узнали, какими были казаки - хозяевами? Не зная слова экономика, были они экономными? А рачительными?
Учитель:
А кто же учил исправно хозяйствовать казаков? (Старшее поколение, деды, отцы).
Учитель:
А было ли у казаков разделение труда на мужской и женский? (Ответы детей)
Учитель:
А мы это сейчас проверим. Сейчас ко мне будут подходить по одному казак и казачка и выберут каждый по предмету, девочки – женский, мальчики – мужской. (Несколько пар быстро выбирают по одному музейному экспонату.) А теперь расскажите, что же вы выбрали;
Мальчишкам: а почему же вы не взяли чугунок? (Ответы детей);
Девочкам: а вы, почему не взяли подкову? (Ответы детей);
Так было разделение труда или нет? (Ответы детей);
Сейчас вам ребята помогут ответить на этот вопрос.
Мальчики рассказывают текст. (Приложение № 3).
Почти все орудия труда казаки делали своими руками.
Чтобы работать в поле, нужны были грабли, серпы, косы, вилы. Железные детали ковались в кузне, а черенки к ним делал сам казак. Все они с детства умели это делать. Учились у отцов, дедов.
Перевозили зерно, сено, хворост на возах, в которые запрягали быков. Упряжь называлась – ЯРМО. В него впрягали одну пару или несколько пар быков, и они медленно тянули поклажу.
Вокруг куреня стоял плетень, который умели плести все казаки. Тальник для него рубили за рекой, чаще всего зимой. Он был тонкий и гибкий из него плели корзины, кошёлки для хозяйских нужд.
В каждом курене к потолку была подвешена зыбка для малых детей. Её делали саморучно и передавали из поколения в поколение. Сделана она была из дерева. Вся обстановка в курене тоже была из дерева: столы, лавки, скамейки, сундуки.
Многие казаки умели из глины делать посуду. Кувшины, глечики, макитры. В них держали квас, молоко, каймак, масло растительное.
Девочки рассказывают текст. (Приложение № 4).
У казачки орудий труда было намного больше. Она, конечно, могла и быков запрягать и коней, так как казаки часто воевали. Она умела, и косить и сеять.
Казачка вставала очень рано и должна была быстро растопить печь и отстряпаться. Брала ухватом чугунок и ставила его далеко в печь, варили по утрам чаще всего пшённую кашу. Собирала на стол.
Каждый день пекла свой хлеб, пироги. Пекли на капустных листах и в печь совали деревянной лопатой.
Если ей надо было постирать, то она брала доску, ставила её в корыто и на ней тёрла вещи. Гладить бельё приходилось с помощью скалки и рубеля. На скалку накручивалась вещь, а рубелем катала скалку. Позднее появились утюги. Они были большие и маленькие. Одни ставились на печь и нагревались, другие были угольные. Открывалась крышка, и засыпались угольки, тлели и грели утюг.
Воду носили на коромыслах. Вешали 2 ведра на крючки и ровной походкой шли, иначе можно расплескать всю воду.
Зимой чаще всего по вечерам казачки пряли пух или шерсть, вязали носки, платки, варежки, шарфы. Вышивали рушники, выбивали подзорники на кровать, занавески. Из старых вещей вязали коврики под ноги, половички. Каждая казачка умела шить и обшивала всю семью.
Учитель:
Было разделение труда? (Ответы детей) (21 слайд);
Кому же было труднее всего? (Казачке).
4. Современный мир.
Учитель:
Мы сейчас с вами живем в современном мире;
А кто у вас в семье главный?
А как распределены у вас обязанности в семье?
Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу? Какая сейчас работа мужская, а какая женская? (Слайды: официант, доктор, продавец, космонавты, военные);
Видите, ребята, жизнь сейчас очень тяжёлая. Кроме ведения домашнего хозяйства ваши родители почти целую неделю, работают в различных учреждениях, на производстве. Мы с вами всю неделю в школе;
Что нам может облегчить домашний труд? (ответы детей - бытовая техника).
Учитель:
Я, предлагаю вам необычную игру, давайте встанем все в круг и, передавая мяч, друг другу будем называть любой бытовой предмет, который облегчает нам ведение домашнего хозяйства. (Физминутка).
III. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Учитель:
О чём мы с вами беседовали сегодня на уроке? (О домашнем хозяйстве, о хозяине);
Каким должен быть настоящий хозяин? (ответы детей). (21-22 слайды);
Мы очень надеемся, что вы будете вести семейное хозяйство по правилам, и вам пригодятся ваши знания;
А, чтобы вам избежать некоторых ошибок, составьте “три вредных совета”, которым никогда не станет следовать настоящий хозяин. (Дети составляют предложения, записывают их в тетрадях и зачитывают вслух.).
Рефлексия.
Учитель:
Сегодня мы с вами многое успели;
Работали все очень хорошо. А сейчас возьмите, пожалуйста, у себя на парте кружочек с рисунком. Если считаете, что вы хорошо работали, сегодня на уроке можете оставить его себе. Если вы считаете, что кто-то работал лучше вас, можете отдать кружочек ему;
Всем спасибо за работу на уроке!
Источники.
- Обществознание. 5 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. М.: Просвещение, 2016.
- А.В.Миртов “Донской словарь”, Волгоград, 2006.
- В.П.Попов, “История Российского казачества”, Волгоград, 2009.
- Презентация “Семья и семейное хозяйство”.
- Карточки-словарики.
- Поговорки и пословицы.
- Музейные экспонаты.
- Интернет-ресурсы.