Формирование категории рода имен существительных, на первый взгляд, не является проблематичной. В курсе русского языка начальной школы рассматривается не только определение рода склоняемых имен существительных, но и случаи определения рода у несклоняемых слов, пришедших в русских язык из других языков. Однако, рассмотрению слов общего рода уделяется недостаточно внимания. Предлагаемый конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся о роде имён существительных и знакомство со словами общего рода.
Учебно-методическое обеспечение: "Перспектива", 3 класс.
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для развития учебной деятельности
Задачи:
- совершенствование умения определять род имён существительных;
- создание условий для формирования
универсальных учебных действий:
А) личностных: развитие способности к самоанализу и самооценке;
Б) регулятивных: развитие умения организовать свою деятельность, принятие и сохранение учебной задачи;
В) коммуникативных: развитие умения работать в паре, группе;
Г) познавательных: развитие умения анализировать, классифицировать, делать выводы.
Оборудование:
- учебник: Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. В 2-х частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2014. - С. 8 упр. 9., с. 11 упр. 13;
- рабочая тетрадь: Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2014. - С. 31 упр. 42;
- раздаточный материал: бланк копилки, задания для работы в парах, задания для диагностики.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова? (это существительные)
Колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник, друзья, заколка, авеню, недотрога, шкаф, село.
- Что вы знаете об имени существительном? (...)
В процессе ответов детей заполняется паспорт имени существительного:
Имя: имя существительное
Прописка: самостоятельная часть речи
Особые приметы:
- вопрос: Кто? Что?
- обозначает: предмет
- может быть: одушевлённое/неодушевлённое
- собственное/нарицательное
- число: единственное, множественное
- род: мужской, средний, женский
- На какие группы можно разделить слова? (словарные/несловарные; одушевлённые, неодушевлённые; принадлежащие к определенному роду)
- назовите словарные слова (колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник)
- назовите слова мужского, женского, среднего рода (м.р. ветер, праздник, шкаф; с.р. чувство, животное, село; ж.р. колыбель, коллекция, экскурсия, заколка)
- Какие слова вы не смогли распределить в определенную группу? (друзья, авеню, недотрога)
Почему? (не знаем, какой у них род)
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока и что мы должны будем научиться делать? (тема: Род имён существительных; должны будем научиться определять род незнакомых существительных)
3. Актуализация знаний. Определение уровня усвоения материала.
- Вы верно сказали, что существительное может быть мужского, женского и среднего рода. Я надеюсь, что сегодня в конце урока вы мне назовёте ещё один род существительного.
- Как узнать, какой род у того или иного существительного?
Заполнение опорной схемы:
мужской род | женский род | средний род |
он мой | она моя | оно моё |
- Верно. А зачем нам нужно знать, какой род у существительного? (чтобы правильно говорить и писать)
- Давайте проверим, как научились применять знания о роде имён существительных ребята из соседней школы. Для этого мы будем работать в группах по 4 человека.
Повернитесь к соседней парте. Перед вами упражнения, которые выполняли третьеклассники. Проверьте, всё ли в них правильно. Если необходимо, то исправьте ошибки прямо на листах. Выпишите в тетрадь словосочетания с существительными, укажите их род.
Работа в группах. Проверка: каждая группа читает исправленный вариант.
Текст задания:
1 группа: В субботу я со своим другом ходил в кукольную театр. Мы смотрели очень интересное спектакль. Там добрые и смелые герои побеждали злых и трусливых. Я и моё друг остались довольны своей походом в театр.
2 группа:
1. Малыш не знал своё фамилие.
2. Девочка долго не могла найти свою туфлю.
3. Шаловливый щенок сгрыз мой тапок и мамину тапочку.
4. Мы купили на базаре свежую картофель.
5. В зале стояло новое пианино.
3 группа:
1. Вчера в семь часов была интересная фильма.
2. В доме была большая и светлая зала.
3. В комнате стояла старая рояль.
4. Лебедь белая плывёт.
- Как вы думаете, почему учащиеся допустили ошибки? (неверно определили род) В каких словах? (...) - Какое знание о существительных и их роде помогло вам исправить ошибки? (имена существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными)
- А есть ли у вас слова, у которых вы затрудняетесь определить род? Давайте проверим.
Физминутка (дидактическая игра: с.р. - присесть ж.р. - нагнуться м.р. - подпрыгнуть не можете определить - стоять на месте). Запоминайте слова, у которых вы не смогли определить род.
Рояль (м), мозоль (ж), тюль (м), метро (с), радио (с), шоссе (с), шампунь (м), канифоль (ж)-вещество для натирания смычков струнных инструментов, обуви танцовщиков, бемоль (м), пассажир, улица, поле, чудо, завтрак, лестница.
4. Изучение нового материала.
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
Действительно, это сложные слова. Их род нужно запомнить. Давайте будем собирать их и заучивать. А поможет нам в этом “копилка затруднений”.
Заполнение копилки:
мужской род | женский род | средний род | общий род |
Сначала выпишем те слова, которые у нас в физминутке встретились.
А теперь подумаем, какого рода следующие слова:
- м.р.: пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе
- ж.р.: авеню, мадам, мисс, мадемуазель, леди, фрау, кольраби
- с.р.: пальто, кино, пианино, какао, эскимо, желе, меню
- Сейчас род этих существительных вам надо запомнить, а в старших классах вы познакомитесь с правилом, которое поможет не допускать ошибок в определении рода несклоняемых существительных.
* Чтобы потренироваться, составим словосочетания с этими словами. Выберите и запишите любые три словосочетания.
5. Изучение и первичное закрепление нового материала. Общий род.
– Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
– И непоседа, – добавил отец.
– А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
- Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам слова недотёпа, непоседа, умница? Что они обозначают? (качества людей мужского и женского пола)
Работа в парах.
А теперь попробуем подставить в этот отрывок имена собственные, местоимения или имена прилагательные, чтобы было понятно, о ком - о мальчике или о девочке - идёт речь.
Возможный вариант ответа:
- Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
- И страшная непоседа, – добавил отец.
- А, по-моему, она – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
- Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
- И жуткий непоседа, – добавил отец.
- А, по-моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
- Некоторые существительные с окончаниями -а (-я) дают эмоциональную характеристику лицам как мужского, так и женского пола или называют род занятий этих лиц. Это существительные общего рода, например: плакса/рёва, недотрога, ябеда, тихоня.
- Может быть и вы знаете какие-либо существительные общего рода? (...)
Помочь вам в этом может несколько картинок и загадок:
В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его .... (неряха/грязнуля)Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку...
И кричат мальчишке дети:
"Эх и ... ты, Петя!" (жадина)Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь ... это – я! (растяпа, растеряха)
Слова общего рода тоже нужно запомнить. Давайте внесём их в нашу копилку.
* Составьте предложения, используя слова общего рода неряха, жадина, растяпа.
6. Подведение итога урока. Диагностика.
- Наш урок близится к завершению. Вспомним, какая у нас сегодня была задача? (...)
А вот насколько каждый из вас с ней справился поможет узнать небольшая самостоятельная работа:
Внимательно прочитай каждое задание. Обведи букву верного ответа.
1. Найдите строку, в которой все существительные мужского рода:
э) парта, класс, село
у) рояль, фламинго, короб
о) цветок, болото, стол
2. Найдите строку, в которой все существительные женского рода:
м) авеню, девочка, аллея
л) лестница, пальто, пассажир
р) ягода, мороженое, осина
3. Найдите строку, в которой все существительные среднего рода:
п) кино, город, кенгуру
с) метро, желе, спектакль
н) шоссе, окно, золото
4. Вставьте подходящее по смыслу слово. Помни, что форму слова можно изменить:
Мама купила в магазине большую ___________.
е) арбуз
и) дыня
я) яблоко
5. Найдите строку, где словосочетание составлено верно:
ч) мой туфель
х) мой тапочек
ц) чёрное пианино
6. Найдите предложение, в котором есть слово общего рода:
а) Я люблю поспать, поэтому я соня.
б) Сегодня Соня не пришла в школу.
Запиши буквы верных ответов в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА)
- А какой род у этого слова? (общий)
Вы все сегодня большие молодцы! Желаю вам и дальше радоваться самим и радовать окружающих своими успехами!
7. Домашнее задание.
а) продолжить “копилку затруднений”, составить 3-5 предложений с этими словами;
б) составить текст, используя слово “умница”.
- У нас ещё осталось слово друзья, но ведь нельзя всё узнать на одном уроке. О том, как определять род у имён существительных, записанных во множественном числе вы узнаете на следующем уроке.