Урок русского языка на тему "Категория рода имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Перспектива», имя существительное, род имен существительных, общий род


Формирование категории рода имен существительных, на первый взгляд, не является проблематичной. В курсе русского языка начальной школы рассматривается не только определение рода склоняемых имен существительных, но и случаи определения рода у несклоняемых слов, пришедших в русских язык из других языков. Однако, рассмотрению слов общего рода уделяется недостаточно внимания. Предлагаемый конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся о роде имён существительных и знакомство со словами общего рода.

Учебно-методическое обеспечение: "Перспектива", 3 класс.

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для развития учебной деятельности

Задачи:

  • совершенствование умения определять род имён существительных;
  • создание условий для формирования универсальных учебных действий:
    А) личностных: развитие способности к самоанализу и самооценке;
    Б) регулятивных: развитие умения организовать свою деятельность, принятие и сохранение учебной задачи;
    В) коммуникативных: развитие умения работать в паре, группе;
    Г) познавательных: развитие умения анализировать, классифицировать, делать выводы.

Оборудование:

  • учебник: Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. В 2-х частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2014. - С. 8 упр. 9., с. 11 упр. 13;
  • рабочая тетрадь: Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2014. - С. 31 упр. 42;
  • раздаточный материал: бланк копилки, задания для работы в парах, задания для диагностики.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова? (это существительные)

Колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник, друзья, заколка, авеню, недотрога, шкаф, село.

- Что вы знаете об имени существительном? (...)

В процессе ответов детей заполняется паспорт имени существительного:

Имя: имя существительное

Прописка: самостоятельная часть речи

Особые приметы:

  • вопрос: Кто? Что?
  • обозначает: предмет
  • может быть: одушевлённое/неодушевлённое
  • собственное/нарицательное
  • число: единственное, множественное
  • род: мужской, средний, женский

- На какие группы можно разделить слова? (словарные/несловарные; одушевлённые, неодушевлённые; принадлежащие к определенному роду)

- назовите словарные слова (колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник)

- назовите слова мужского, женского, среднего рода (м.р. ветер, праздник, шкаф; с.р. чувство, животное, село; ж.р. колыбель, коллекция, экскурсия, заколка)

- Какие слова вы не смогли распределить в определенную группу? (друзья, авеню, недотрога)

Почему? (не знаем, какой у них род)

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока и что мы должны будем научиться делать? (тема: Род имён существительных; должны будем научиться определять род незнакомых существительных)

3. Актуализация знаний. Определение уровня усвоения материала.

- Вы верно сказали, что существительное может быть мужского, женского и среднего рода. Я надеюсь, что сегодня в конце урока вы мне назовёте ещё один род существительного.

- Как узнать, какой род у того или иного существительного?

Заполнение опорной схемы:

мужской род женский род средний род
он мой она моя оно моё

- Верно. А зачем нам нужно знать, какой род у существительного? (чтобы правильно говорить и писать)

- Давайте проверим, как научились применять знания о роде имён существительных ребята из соседней школы. Для этого мы будем работать в группах по 4 человека.

Повернитесь к соседней парте. Перед вами упражнения, которые выполняли третьеклассники. Проверьте, всё ли в них правильно. Если необходимо, то исправьте ошибки прямо на листах. Выпишите в тетрадь словосочетания с существительными, укажите их род.

Работа в группах. Проверка: каждая группа читает исправленный вариант.

Текст задания:

1 группа: В субботу я со своим другом ходил в кукольную театр. Мы смотрели очень интересное спектакль. Там добрые и смелые герои побеждали злых и трусливых. Я и моё друг остались довольны своей походом в театр.

2 группа:

1. Малыш не знал своё фамилие.

2. Девочка долго не могла найти свою туфлю.

3. Шаловливый щенок сгрыз мой тапок и мамину тапочку.

4. Мы купили на базаре свежую картофель.

5. В зале стояло новое пианино.

3 группа:

1. Вчера в семь часов была интересная фильма.

2. В доме была большая и светлая зала.

3. В комнате стояла старая рояль.

4. Лебедь белая плывёт.

- Как вы думаете, почему учащиеся допустили ошибки? (неверно определили род) В каких словах? (...) - Какое знание о существительных и их роде помогло вам исправить ошибки? (имена существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными)

- А есть ли у вас слова, у которых вы затрудняетесь определить род? Давайте проверим.

Физминутка (дидактическая игра: с.р. - присесть ж.р. - нагнуться м.р. - подпрыгнуть не можете определить - стоять на месте). Запоминайте слова, у которых вы не смогли определить род.

Рояль (м), мозоль (ж), тюль (м), метро (с), радио (с), шоссе (с), шампунь (м), канифоль (ж)-вещество для натирания смычков струнных инструментов, обуви танцовщиков, бемоль (м), пассажир, улица, поле, чудо, завтрак, лестница.

4. Изучение нового материала.

- Какие слова вызвали у вас затруднения?

Действительно, это сложные слова. Их род нужно запомнить. Давайте будем собирать их и заучивать. А поможет нам в этом “копилка затруднений”.

Заполнение копилки:

мужской род женский род средний род общий род

Сначала выпишем те слова, которые у нас в физминутке встретились.

А теперь подумаем, какого рода следующие слова:

  • м.р.: пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе
  • ж.р.: авеню, мадам, мисс, мадемуазель, леди, фрау, кольраби
  • с.р.: пальто, кино, пианино, какао, эскимо, желе, меню

- Сейчас род этих существительных вам надо запомнить, а в старших классах вы познакомитесь с правилом, которое поможет не допускать ошибок в определении рода несклоняемых существительных.

* Чтобы потренироваться, составим словосочетания с этими словами. Выберите и запишите любые три словосочетания.

5. Изучение и первичное закрепление нового материала. Общий род.

– Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

– И непоседа, – добавил отец. 

– А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

- Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам слова недотёпа, непоседа, умница? Что они обозначают? (качества людей мужского и женского пола)

Работа в парах.

А теперь попробуем подставить в этот отрывок имена собственные, местоимения или имена прилагательные, чтобы было понятно, о ком - о мальчике или о девочке - идёт речь.

Возможный вариант ответа:

- Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

- И страшная непоседа, – добавил отец. 

- А, по-моему, она – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

- Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

- И жуткий непоседа, – добавил отец. 

- А, по-моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

- Некоторые существительные с окончаниями -а (-я) дают эмоциональную характеристику лицам как мужского, так и женского пола или называют род занятий этих лиц. Это существительные общего рода, например: плакса/рёва, недотрога, ябеда, тихоня.

- Может быть и вы знаете какие-либо существительные общего рода? (...)

Помочь вам в этом может несколько картинок и загадок:

В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его .... (неряха/грязнуля)

Ничего на целом свете 
Не поделит с вами Петя: 
Ни ватрушку, ни игрушку, 
Ни забавную зверушку... 
И кричат мальчишке дети: 
"Эх и ... ты, Петя!" (жадина)

Круглый год у нас потери: 
Календарь – на той неделе, 
В прошлом месяце – билет, 
В этом – книга и пакет. 
Невиновна вся семья,
Ведь ... это – я! (растяпа, растеряха)

 Слова общего рода тоже нужно запомнить. Давайте внесём их в нашу копилку.

* Составьте предложения, используя слова общего рода неряха, жадина, растяпа.

6. Подведение итога урока. Диагностика.

- Наш урок близится к завершению. Вспомним, какая у нас сегодня была задача? (...)

А вот насколько каждый из вас с ней справился поможет узнать небольшая самостоятельная работа:

Внимательно прочитай каждое задание. Обведи букву верного ответа.

1. Найдите строку, в которой все существительные мужского рода:

э) парта, класс, село 

у) рояль, фламинго, короб 

о) цветок, болото, стол

2. Найдите строку, в которой все существительные женского рода: 

м) авеню, девочка, аллея 

л) лестница, пальто, пассажир 

р) ягода, мороженое, осина

3. Найдите строку, в которой все существительные среднего рода: 

п) кино, город, кенгуру 

с) метро, желе, спектакль 

н) шоссе, окно, золото

4. Вставьте подходящее по смыслу слово. Помни, что форму слова можно изменить:

Мама купила в магазине большую ___________. 

е) арбуз 

и) дыня 

я) яблоко

5. Найдите строку, где словосочетание составлено верно: 

ч) мой туфель 

х) мой тапочек 

ц) чёрное пианино

6. Найдите предложение, в котором есть слово общего рода: 

а) Я люблю поспать, поэтому я соня. 

б) Сегодня Соня не пришла в школу.

Запиши буквы верных ответов в таблицу:

1 2 3 4 5 6
           

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА)

- А какой род у этого слова? (общий)

Вы все сегодня большие молодцы! Желаю вам и дальше радоваться самим и радовать окружающих своими успехами!

7. Домашнее задание.

а) продолжить “копилку затруднений”, составить 3-5 предложений с этими словами;

б) составить текст, используя слово “умница”.

- У нас ещё осталось слово друзья, но ведь нельзя всё узнать на одном уроке. О том, как определять род у имён существительных, записанных во множественном числе вы узнаете на следующем уроке.