Программные задачи
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления о разных профессиях, связанных со строительством, этапах возведения здания, взаимодействии людей в процессе работы;
- закрепить представление о составных частях дома, их назначении;
- продолжать знакомить с различными строительными материалами;
- закреплять представления о действиях, совершаемых строителями, активизировать и пополнять словарь глаголами;
- формировать умение составлять сложные слова;
- образовывать имена прилагательные от существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительную память, восприятие пространства, аналитические умения, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к профессии строителя, уважение к результатам его труда.
Словарная работа
Предметы: профессия, стройка, строитель, архитектор, каменщик, плотник, стекольщик, кровельщик, маляр, штукатур, сантехник.
Действия: строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть, красить, крыть, штукатурить.
Признаки: нужный, трудный, полезный, многоэтажный, одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, семиэтажный, девятиэтажный, кирпичный, железный, стеклянный, деревянный, бревенчатый, цементный.
Предварительная работа: дидактическая игра «Назови профессии», отгадывание загадок о строительных машинах, чтение сказок: С.Михалков «Три поросенка», Т.Александрова «Кузька в новой квартире», В.Маяковский «Кем быть?», Джани Родари «Чем пахнут ремесла?», А.Шибаев «Лучше дела не найти». Просмотр мультфильма «Дом для Кузьки», рассматривание иллюстраций «Жилища народов мира», знакомство с коллекцией строительных материалов, просмотр видеоролика «Как строят дома», игры с конструктором «Строительство дома», рисование «Нарисуй дом».
Оборудование: макет дома, игрушечные инструменты, два деревянных ящика для инструментов, демонстрационные картинки: архитектор, каменщик, плотник, слесарь, стекольщик, установщик окон, кровельщик, штукатур, маляр.
Технологии: здоровьесберегающие, игровая, системно-деятельностный метод.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, я сегодня, стоя на автобусной остановке, услышала, как разговаривали две подруги. Одна из них сказала такую фразу «Что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить». Я задумалась, а действительно ли так легко построить дом? А как вы думаете? (Ответы детей)
Логопед. А кто строит дома? (Ответы детей)
Логопед. С чего начинают строительство дома? (Ответы детей)
2. «Составь дом из частей»
Логопед. А вы знаете, кто придумывает, каким будет дом, как он будет выглядеть? (Ответы детей)
Логопед. А вы хотите помочь архитектору собрать макет дома? (Ответы детей)
Логопед. Как вы думаете, чтобы построить дом, важно знать из каких частей он состоит? (Ответы детей)
Логопед. Кто знает, что строят вначале: фундамент или крышу? (Ответы детей)
Логопед. Правильно фундамент. В этом доме можно уже жить? Что нужно теперь сложить? (Ответы детей)
Логопед. Сложили стены,а что нужно сделать, чтобы в доме было сухо? (Ответы детей)
Дети складывают дом из частей: фундамент, стены, крыша
Логопед. Дети, а как вы думаете, в этот дом можно войти? (Ответы детей)
Логопед. А будет ли в нем светло? Какие части дома нужно добавить? (Ответы детей)
Логопед.Кто хочет подобрать дверь и окна к этому дому? Как вы думаете, а какая дверь подойдет по размеру к этому макету, а какие окна? (Ответы детей)
Дети подбирают подходящие по размеру окна и дверь и приклеивают к макету
3. Игра «Назови не ошибись»
Логопед. Ребята, какие части еще могут быть у дома? (Ответы детей)
Логопед. Хотите, проверим, какие вы внимательные. Я буду называть вам пары слов, а вы повторите только те слова, которые называют части дома.
Дверь – зверь, окошко – лукошко, крыша – крыса, печка – речка, стена – спина, пол – кол, потолок – молоток, баллон – балкон, этаж – мираж, лестница – чудесница, труба – губа, крылечко – колечко.
4. «Назови, какой дом»
Логопед обращает внимание на макет дома
Логопед. Дети, как вы думаете, из чего строители будут строить стены этого дома? (Ответы детей)
Логопед. Правильно, как называется дом из кирпича? … (Кирпичный)
Логопед. А если дом из дерева, он будет? (Деревянный)
Логопед. Дом из камня? (Каменный)
Логопед. Дом из блоков? (Блочный)
Логопед. Дом из панелей? (Панельный)
Логопед. А если крышу дома сделают из железа? Она будет какая? (Железная)
Логопед. Окна из стекла? (Стеклянные)
Логопед. Фундамент из цемента? (Цементный)
Логопед. Труба из кирпича? (Кирпичная)
5. Логопед. Сколько этажей у дома, который вы составили? (Один).
Если в доме 1 этаж, как мы его можем назвать… (Одноэтажный)
Чистоговорка «Этажи»
Логопед. А я знаю считалочку про многоэтажный дом. Я начну, а вы подсказывайте подходящие слова.
Жи – жи – жи – в нашем доме… (этажи)
Жа – жа – жа – надо мной два … (этажа)
Же – же – же – на каком я … (этаже)?
Жей – жей – жей – сколько в доме… (этажей)
Жей – жей – жей – в доме девять… (этажей)
6. Логопед. А как называется дом, если в доме 2 этажа …(Ответы детей)
Логопед. Правильно двухэтажный. Если в доме 3 этажа – он … (Ответы детей)
Логопед. Если в доме 5 этажей – он…(Ответы детей)
Логопед. Если в доме 9 этажей – он…(Ответы детей)
Логопед. Если в доме много этажей – он … (Ответы детей)
7. Физкультминутка «Строим дом»
Логопед. Дети, хотите помочь строителям построить дом? Встаньте в круг, представьте, что у нас в руках молоток.
Дети становятся в круг.
Тук-тук молотком | Имитируют движения молотка кулачками |
Строим, строим новый дом. |
Строят кулачками вверх башню |
Ты, пила, пили быстрей, |
Имитируют движения пилы в парах |
Строим домик для друзей. |
Поднимают руки домиком вверх |
8. Игра «Что будет если»
Логопед. Дети, а что будет, если кирпичные стены дома выложить неровно? (Ответы детей)
Логопед. Что будет, если в новом доме не будет окон? (Ответы детей)
Логопед. Что будет, если при наклейке обоев мало нанести клея? (Ответы детей)
Логопед. Что будет, если на крыше между листами железа будут щели? (Ответы детей)
9. Игра «Кто это? »
Логопед. Ребята, а вы знаете, люди каких профессий работают на стройке? (Ответы детей)
На магнитной доске висит картинка «архитектор», дети подбирают и в ряд развешивают картинки, на которых изображены люди разных строительных профессий.
Логопед. Кто проектирует дом… (Ответы детей)
Логопед. Правильно, архитектор. Дети, кто хочет помочь мне подобрать нужные картинки?
Логопед. Кладет стены из камня…(каменщик)
Логопед. Делает деревянные части дома… (плотник)
Логопед. Кроет крышу (кровлю)… (кровельщик)
Логопед. Штукатурит стены… (штукатур)
Логопед. Стеклит окна… (стекольщик)
Логопед. Вставляет пластиковые окна… (установщик окон)
Логопед. Красит стены… (маляр)
Логопед. Устанавливает краны и ванны… (сантехник)
10. Игра «Перепутанница»
На столе лежат разные игрушечные инструменты
Логопед. Молодцы, вы назвали все строительные профессии. А какие инструменты, нужны для работы строителей?(Ответы детей).
Логопед. Давайте проверим, знаете ли вы, как выглядят эти инструменты? (Ответы детей)
Логопед.Перед вами на столах лежат разные предметы. Нужно выбрать только те, которые нужны строителям для работы и сложить их в ящики. Сколько у нас ящиков? (Ответы детей)
Логопед. Правильно, два, значит,нам нужно разделиться на 2 команды. А как нам это быстро можно сделать? (Ответы детей)
Логопед. Отличная идея!Становитесь парами. Кто стоит за Машей, сделали 2 шага вправо. Кто стоит за Борей два шага влево. Команды готовы. Посчитаем вместе. Раз, два, три! Начало игры!
Дети соревнуются, кто быстрее соберет нужные предметы в ящики для инструментов
Логопед. Давайте проверим, правильно ли вы подобрали строительные инструменты.
Дети проверяют, правильно ли они подобрали строительные инструменты
11. Итог деятельности.
Логопед. Дети, а как вы думаете, какая строительная профессия самая важная и нужная? (Ответы детей)
Логопед.
Кто нужней – совсем не важно!
В деле важном нужен каждый.
Строить дом всем надо дружно.
Вот что важно!
Вот что нужно!
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Логопед. Дети, а в каком доме вы хотели ли бы жить, когда вырастите? (Ответы детей)
Логопед. Я предлагаю вам вечером нарисовать дома своей мечты. А завтра мы с вами устроим выставку ваших работ.