Класс | 8 класс |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Познакомить процессами, которые происходят в ротовой полости. |
Планируемые образовательные результаты | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные результаты:
Предметные результаты:
|
Образовательные ресурсы | Учебник: И.Н. Сонин, М.Р. Сапин “Биология. Человек. 8 класс”, М., “Дрофа”, 2015г., http://school-collection.edu.ru/ |
Наглядно-демонстрационный материал | Таблица “ Пищеварение в ротовой полости”, компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение, накрахмаленный бинт, ватные палочки, йод. |
Ход урока
Этапы урока | Формирование умений | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную работу. |
Приветствие обучающихся, организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (учебник, рабочая тетрадь). |
Систематизация знаний | Метапредметные результаты: осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; слушать и понимать речь других. |
Ответить на вопросы: 1.Что такое питательные вещества? 2. Какова роль пищи для организма человека? 3. Почему органические вещества не могут непосредственно устраиваются организмом? 4. Какой процесс называется пищеварением? 5. Что происходит с пищей в результате ее механической обработки? 6. Какова роль химической обработки пищи? 7. В каком виде питательные вещества всасываются в кровь? |
Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. |
Определение темы урока. Постановка цели урока | Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Задание 1. Мы всегда желаем друг
другу “Приятного аппетита!”. А что такое
аппетит? Задание 2. Мозговой штурм: Составить кластер “ Аппетит” - факторы, вызывающие аппетит: запах пищи, вид пищи, звуки “кухни”, речь о еде... - признаки аппетита: чувство голода, выделение слюны, “чувство” желудка... Задание 3. Почему же выделяется слюна? Зачем она нужна? Зачем нужны зубы? |
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Слушают, анализируют, высказывают предположение, делают вывод. |
Актуализация новых знаний | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Прочитайте текст на стр. 174. Заполните
схему:
Вопрос: Каково строение губ? Какую функцию они выполняют? Рассмотрите с помощью зеркала свою ротовую полость. Вопрос: Что еще вы видите? Вспомните: Какую роль играют зубы у животных? Какие типы зубов вызнаете у животных? Отличается ли зубной аппарат хищников и грызунов? С чем это связано? К какому отряду млекопитающих относится человек? Всего у человека 32 зуба: на каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных. Зубы у человека вырастают в 2 смены: сначала молочные (до 6 -7 лет), затем постоянные (к 15 годам). Последними вырастают зубы мудрости ( третий большой коренной) появляются к 25-30 годам. Это название дал и Гиппократ, поскольку благодаря учению человек приобретает мудрость. Работа с рисунком стр. 175. Вопрос: Из каких частей состоит зуб? Чем покрыт зуб? Каково значение зубной эмали? Что находится под эмалью? Что такое дентин? Что такое пульпа? Чем покрыт корень зуба? Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=Gqt7j2UyxeA или https://www.youtube.com/watch?v=7YcYp_Jgetc Составьте памятку ухода за зубами. Вывод: Основной функцией зубов является механическая обработка пищи, а от состояния зубов зависит здоровье человека, так как больные зубы являются источником инфекции. А гигиена ротовой полости снижает риск заболеваний. Заболевания зубов: Стоматология Стома по-гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить. КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин ПУЛЬПИТ – воспаление пульпы (зубной мякоти) ПАРОДОНТОЗ – поражение околозубной ткани ПЕРИОДОНТИТ – воспаление надкостницы ОСТЕОМИЕЛИТ – воспаление кости |
Работа с текстом учебника, заполняют схемы, делают выводы, составляют памятку “Правила ухода за зубами”, просмотр видеоролика. |
Физкультминутка | http://qps.ru/x6ZKY | ||
Пища в ротовой полости подвергается не
только механическому, но и химическому
воздействию. Этому способствует слюнные железы. Работа с рисунком и текстом стр. 176-177 Вопрос. Рассмотрите рисунок и назовите слюнные железы. Что такое слюна? Составьте таблицу: Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200 мл/ч (при пережевывании пищи). В состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает. Вы когда-нибудь бывали в таком состоянии? Слюна человека представляет собой вязкую, бесцветную, прозрачную, но слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Она содержит различные органические и неорганические вещества и имеет слабощелочную реакцию. Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Фермент амилаза расщепляет молекулы крахмала и гликогена до мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. Основная функция слюны смачивание пищи для облегчения жевания, образования пищевого комка и прохождения ее через пищеварительный канал. Именно ферменты слюны действуют на расщепление веществ. В норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 л слюны. Лабораторная работа: “Воздействие слюны на крахмал”. Учащимся предлагается проанализировать опыт. Берем накрахмаленный бинт, наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание. Объясните результаты опыта? Вывод: Под действием ферментов слюны происходит частичное расщепление углеводов. Язык – это орган вкуса. На нем имеется множество вкусовых почек, их около 2000 , расположенных в слизистой оболочке языка мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы, которые воспринимают сладкое, горькое, соленое и кислое. Вкусовые рецепторы возбуждаются только растворенными в жидкости веществами Регуляция слюноотделения Вопрос: Какой отдел нервной системы отвечает за процесс слюноотделения? |
|||
Закрепление | Метапредметные результаты. Предметные УУД: применять биологические понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им. |
Что происходит с пищей в ротовой
полости? Выпишите номера правильных ответов. 1.Смачивание пищи слюной. 2. Обезвреживание пищи. 3. Измельчение пищи. 4. Расщепление жиров. 5. Превращение глюкозы в крахмал. 6. Превращение крахмала в глюкозу. 7. Превращение аминокислот в белки. |
Ребята отвечают на поставленные вопросы, происходит обсуждение в группах. |
Рефлексия | Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Учитель: “Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, что удалось, что нет. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. |
Домашнее задание | стр. 174-179, доработать памятку ухода за ротовой полостью. |