Урок на тему "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Класс 8 класс
Тип урока Комбинированный
Цель Познакомить процессами, которые происходят в ротовой полости.
Планируемые образовательные результаты Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки структурировать материал о процессах, протекающих в ротовой полости.

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Личностные результаты:

  • Развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Предметные результаты:

  • Познакомиться со строением ротового аппарата, пищеварением в ротовой полости. Формирование гигиенических правил ухода за ротовой полостью.
Образовательные ресурсы Учебник: И.Н. Сонин, М.Р. Сапин “Биология. Человек. 8 класс”, М., “Дрофа”, 2015г., http://school-collection.edu.ru/
Наглядно-демонстрационный материал Таблица “ Пищеварение в ротовой полости”, компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение, накрахмаленный бинт, ватные палочки, йод.

Ход урока

Этапы урока Формирование умений Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную работу.

Приветствие обучающихся, организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (учебник, рабочая тетрадь).
Систематизация знаний Метапредметные результаты:

осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

слушать и понимать речь других.

Ответить на вопросы:

1.Что такое питательные вещества?

2. Какова роль пищи для организма человека?

3. Почему органические вещества не могут непосредственно устраиваются организмом?

4. Какой процесс называется пищеварением?

5. Что происходит с пищей в результате ее механической обработки?

6. Какова роль химической обработки пищи?

7. В каком виде питательные вещества всасываются в кровь?

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.
Определение темы урока. Постановка цели  урока Регулятивные УУД.

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД.

Формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся.

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Задание 1. Мы всегда желаем друг другу “Приятного аппетита!”. А что такое аппетит?

Задание 2. Мозговой штурм: Составить кластер “ Аппетит”

- факторы, вызывающие аппетит: запах пищи, вид пищи, звуки “кухни”, речь о еде...

- признаки аппетита: чувство голода, выделение слюны, “чувство” желудка...

Задание 3. Почему же выделяется слюна? Зачем она нужна?

Зачем нужны зубы?

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Слушают, анализируют, высказывают предположение, делают вывод.
Актуализация новых знаний Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Прочитайте текст на стр. 174. Заполните схему:

img1.gif (1138 bytes)

Вопрос: Каково строение губ? Какую функцию они выполняют?

Рассмотрите с помощью зеркала свою ротовую полость. Вопрос: Что еще вы видите?

Вспомните: Какую роль играют зубы у животных? Какие типы зубов вызнаете у животных? Отличается ли зубной аппарат хищников и грызунов? С чем это связано? К какому отряду млекопитающих относится человек?

Всего у человека 32 зуба: на каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных.

Зубы у человека вырастают в 2 смены: сначала молочные (до 6 -7 лет), затем постоянные (к 15 годам). Последними вырастают зубы мудрости ( третий большой коренной) появляются к 25-30 годам. Это название дал и Гиппократ, поскольку благодаря учению человек приобретает мудрость.

Работа с рисунком стр. 175.

Вопрос: Из каких частей состоит зуб? Чем покрыт зуб? Каково значение зубной эмали? Что находится под эмалью? Что такое дентин? Что такое пульпа? Чем покрыт корень зуба?

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=Gqt7j2UyxeA или https://www.youtube.com/watch?v=7YcYp_Jgetc

Составьте памятку ухода за зубами.

Вывод: Основной функцией зубов является механическая обработка пищи, а от состояния зубов зависит здоровье человека, так как больные зубы являются источником инфекции. А гигиена ротовой полости снижает риск заболеваний.

Заболевания зубов:

Стоматология Стома по-гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.

КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин

ПУЛЬПИТ – воспаление пульпы (зубной мякоти)

ПАРОДОНТОЗ – поражение околозубной ткани

ПЕРИОДОНТИТ – воспаление надкостницы

ОСТЕОМИЕЛИТ – воспаление кости

Работа с текстом учебника, заполняют схемы, делают выводы, составляют памятку “Правила ухода за зубами”, просмотр видеоролика.
Физкультминутка   http://qps.ru/x6ZKY  
    Пища в ротовой полости подвергается не только механическому, но и химическому воздействию. Этому способствует слюнные железы.

Работа с рисунком и текстом стр. 176-177

Вопрос. Рассмотрите рисунок и назовите слюнные железы. Что такое слюна?

Составьте таблицу:

Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200 мл/ч (при пережевывании пищи). В состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает. Вы когда-нибудь бывали в таком состоянии?

Слюна человека представляет собой вязкую, бесцветную, прозрачную, но слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Она содержит различные органические и неорганические вещества и имеет слабощелочную реакцию.

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Фермент амилаза расщепляет молекулы крахмала и гликогена до мальтозы и сахарозы. Мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов.

Основная функция слюны смачивание пищи для облегчения жевания, образования пищевого комка и прохождения ее через пищеварительный канал. Именно ферменты слюны действуют на расщепление веществ.

В норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 л слюны.

Лабораторная работа: “Воздействие слюны на крахмал”.

Учащимся предлагается проанализировать опыт. Берем накрахмаленный бинт, наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание. Объясните результаты опыта?

Вывод: Под действием ферментов слюны происходит частичное расщепление углеводов.

Язык – это орган вкуса. На нем имеется множество вкусовых почек, их около 2000 , расположенных в слизистой оболочке языка мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы, которые воспринимают сладкое, горькое, соленое и кислое. Вкусовые рецепторы возбуждаются только растворенными в жидкости веществами

Регуляция слюноотделения

Вопрос: Какой отдел нервной системы отвечает за процесс слюноотделения?

 
Закрепление Метапредметные результаты.

Предметные УУД: применять биологические понятия.

Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите номера правильных ответов.

1.Смачивание пищи слюной.

2. Обезвреживание пищи.

3. Измельчение пищи.

4. Расщепление жиров.

5. Превращение глюкозы в крахмал.

6. Превращение крахмала в глюкозу.

7. Превращение аминокислот в белки.

Ребята отвечают на поставленные вопросы, происходит обсуждение в группах.
Рефлексия Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока. Учитель: “Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, что удалось, что нет. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.
Домашнее задание стр. 174-179, доработать памятку ухода за ротовой полостью.