Судьба моряков

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Судьба моряков. (слайд 1)

“Кто желает знать человеческий дух
в его благороднейшей борьбе
с суеверием и мраком, пусть листает
летопись арктических путешествий -
историю мужей, которые во времена,
когда зимовка среди полярной ночи
грозила верной смертью, все-таки
бодро шли с развевающимися
знаменами к неизвестному”.
Фритьоф Нансен

(слайд 2) В каждой семье хранятся истории отдельных личностей, легенды, передающиеся из поколения в поколение, таинственные, удивительные; фотоальбомы с пожелтевшими от времени чёрно-белыми фотографиями.

(слайд 3) В одном из таких альбомов, бывшего школьного учителя Т.Х. Шульгиной хранилась газетная вырезка заметки и листочки с записями из этой заметки, написанной её отцом Христофором Александровичем Гоман в 1940 году.

(слайд 4) Х.А. Гоман рассказывает о своих земляках, которые в 1912 году вышли в море на шхуне “Святая Анна”.

“Я плавал тогда машинистом на пароходе “Мурман”.

В 1912 г. мало судов приходит в Александровск, поэтому возвратившись однажды из рейса, я не мог не обратить внимания на появившееся за время моего отсутствия судно.

(слайд 5) Это была старая деревянная шхуна. Которое выдавало его иностранное происхождение. Как я потом узнал - это судно было куплено у английских судовладельцев лейтенантом Брусиловым, направлявшимся в полярное плавание и располагавших весьма скромными средствами.

Команда “Святой Анны”, так переименовали шхуну, в основном вербовалась из жителей Александровска. Я знал четверых из них. Это был старый матрос Гаврила Васильевич Анисимов и три моих сверстника – молодые и жизнерадостные ребята – Паша Смаренинов, Александр Шахнин и Ваня Понаморев!... Я часто вспоминал своих товарищей, ушедших на “Святой Анне”, но узнать о их судьбе мне удалось лишь через два года из рассказа штурмана “Святого Фоки” Николая Максимовича Сахарова.

20 мая 1914 г. “Святой Фока” проходил мимо мыса Флора на земле Франце Иосифа, как израненое животное, зализывая свои раны, добирался окончательно обветшавших в течение двух зимовок во льдах “Святого Фока”.

На судне уже не было топлива, в топку шла судовая мебель, переборки, вырубленные фальшборта и всё,что могло гореть. И раньше-то “Святой Фока” был такой ходок, о котором говорят, что “в десятый день девятую версту делает”. А сейчас еле-еле перемещался.

Когда с судна увидели 2-ух человек, стоящих на вершине мыса, там решили что это люди экспедиции высланной на помощь. Спустили шлюпку и направились к мысу. Увы! Надежды не оправдались. Это двое были штурманом Альбанов и матрос Конрад

“Святой Анны”, которые в числе 13 человек 10 апреля 1914 г. оставили судно “Святой Анны”, чтобы достигнуть пешком обетаемой земли.

Они привезли с собой дневники начальника экспедиции Брусилова....

Они оставили три списка. В первом перечислены те, кто остался на борту “Святой Анны”. Здесь было 13 фамилей.

Во втором, кто умер или пропал бещ вести.

В последнем – возвратившиеся на “Святом Фоке” - двое.

Гаврила Анисимов и Александр Шахнин были в первом списке, П.Смиреннинов

(в списке Павел Смиренников, а в записях Павел Смиренинов. Остальные три имени и фамилии совпадают. Возможно, Х.А. Гоман не совсем точно назвал фамилию) пропал во время перехода от мыса Нил к мысу Грант, В. Пономарев вышел вместе с тринадцатью, но, обессилев, решил идти назад. Дошел ли он до “Святой Анны” - неясно.

“Святая Анна” более не вернулась. Не вернулся более никто, из оставшихся на судне.

Как и при каких обстоятельствах – и по сей дня это остается в тайне”.

(слайд) Гоман Христофор Александрович родился в Архангельске в 1895 году. В 1898 году его семья переселилась в Александровск, там получил среднее образование. В 1912 году окончил Архангельское техническое училище, получил права машиниста пароходов и до 1924 года ходил в море на судах Мурманского пароходства. С 1924 по 1932 год работал на берегу в судоремонтных мастерских Мурманского торгового порта. В 1924 году женился на Агнии Семёновне Потаповой. В 1926 году у них родился сын Аркадий, а в 1929 – дочь Таисия. В 1932 году семья переезжает в Мурманск. Таисия Христофоровна Шульгина (Гоман) жила в нашем городе с 1962 г по 2010 год, преподавала историю в одной из школ нашего города.

Собирать информацию об этой экспедиции и шхуне “Святая Анна” не сложно (...Это была старая деревянная шхуна. Которое выдавало его иностранное происхождение. Как я потом узнал - это судно было куплено у английских судовладельцев лейтенантом Брусиловым, направлявшимся в полярное плавание и располагавших весьма скромными средствами).

“Святая Анна” — парусно-паровая баркентина, использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова с 1912 года при попытке прохождения Северного морского пути и пропала без вести в 1914 году. Морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путем под российским флагом.

Под новым именем “Святая Анна” шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года.

В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.

На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия.

В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова.

(слайд 6) В списке команды фамилии матросов, о которых писал Гоман Х.А. Это матрос Г. Анисимов, матрос И. Пономарев, матрос А. Шахнин, матрос Павел Смиренников

Следовательно, на борту шхуны “Святая Анна” они 28 августа 1912 года вышли в море.

(слайд 7) Маршрут экспедиции на “Святой Анне” предполагался следующий:

Из Петербурга, вокруг Скандинавии и Нордкапа, 3-4 дня стоянка в Архангельске, далее – в Карское море, обогнув полуостров Ямал и мыс Челюскин, и, если это удастся, зимовка в устье реки Хатанги, и вдоль побережья Сибири к Берингову проливу.

Но “Святая Анна” не пришла во Владивосток ни через год, то есть в 1913 году, ни в последующие годы. Она вообще не пришла никуда, а бесследно исчезла.

(слайд 8 ) Описание маршрута шхуны: 16 октября 1912 года она прошла Карские Ворота, но вскоре оказывается зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45'. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмерзшим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.

К лету 1913 года “Святую Анну” вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. Неопределенность положения усиливала разногласия среди экипажа.

В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.

Путь по дрейфующим льдам к материку.

(слайд 9) Из дневника штурмана Альбанова следует, что к началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Весной 1914-го 11 человек принимают судьбоносное решение: уйти с корабля, пока еще рядом Земля Франца-Иосифа.

Во главе группы — штурман Валериан Альбанов. В группу Альбанова вошли матросы Пономарев, Смиренников и Шахнин и Анисимов. Из записей в бортовом журнале и дневника матроса Конрада следует, что Анисимова заменил Регальд (слайд 10) через некоторое время матросы Пономарев и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно.

(слайд 11 ) “На десятый или одиннадцатый день после нашего отхода со “Св. Анны”, когда мы были от нее в верстах сорока, три матроса: Пономарев, Шабатура и Шахнин — не выдержали и стали просить меня отпустить их обратно на судно, так как они устали и не надеются дойти когда-нибудь до берега” - из дневника Альбанова. Следовательно, Понаморёв и Шахнин разделили участь экипажа, если дошли до шхуны. В дневнике Альбанова указаны только предположения, что они могли вернуться на корабль.

Павел Смиренников остался в группе Альбанова покинувших шхуну.

Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь каяков, закрепленных на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту “Святой Анны”. Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки. (Приложение 4, 5)

(слайд 12) Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.

Оснащение группы, покинувшей шхуну, крайне скудно, люди сами тащат нарты с самодельными каяками. Из навигации только компас, секстант и перерисованная от руки карта из книги Фритьофа Нансена. (“ Как я уже говорил, на “Св. Анне” не было нужных нам теперь карт. Пришлось их изготовить, пользуясь все той же картой Нансена” из дневника Альбанова.) Им удается обойти архипелаг по дрейфующему льду и первый раз ступить на твердую землю на мысе Мэри Хармсуорт — в южной части Земли Франца-Иосифа.

Потом оказалось, что в группе осталось только два целых каяка. Поскольку остальные были сломаны или оставлены.

(слайд 13) Дальше Альбанов делит группу: одна часть с ним во главе идет на двух каяках вдоль берега, вторая — по берегу пешком: всем в каяки не поместиться.

(слайд 14) Один экипаж каяка, в котором находятся штурман Альбанов и матрос Конрад добирается до мыса Ниль острова Земля Георга, а вскоре и до намеченного пункта встречи с пешеходами — мыса Гранта. На мысе Флора они находят остатки зимовья экспедиции англичанина Джексона и запас продовольствия. Спустя некоторое время изможденных полярников подбирает случайно зашедший сюда “Святой великомученик Фока”.

Участники маршрута пешеходной четверки: матрос Владимир Губанов, рулевой Петр Максимов, матрос Павел Смиренников, стюард Ян Регальд пропали без вести на острове Земля Георга.

Просмотр Интернет - порталы “Вести” позволил выявить архивное видео, программы “Вести” от 30 сентября 2010, в которой была информация о комплексной экспедиции клуба “Живая природа при поддержке и непосредственном участии русского географического общества, пограничной службы и авиации ФСБ России “По следам двух капитанов””

Действительный член Русского Географического общества, почетный полярник России Олег Продан, собрал команду единомышленников и в 2010-м, а затем и в 2011-м отправился с ними на Землю Франца-Иосифа организовал первую за долгий срок поисковую экспедицию.

Целью экспедиции Олега Продан был поиск следов группы Альбанова, и особенно той ее части, которую штурман отправил по суше. Территорией поиска стали 50 километров береговой линии Земли Франца-Иосифа.

(слайд 16, 17) В результате поиска были обнаружены артефакты: винтовочные гильзы с маркировкой 1910 года, обугленное бревно — следы костра, останки человека, самодельные солнцезащитные очки с веревкой и оправой, заплечная сумка, фрагменты одежды и варежек, эмалированная кружка, карманные часы, оловянная ложка с инициалами ПС (Павел Смиренников). Многие из этих вещей упоминаются Альбановым, в том числе и о часах, владельцем которых был Павел Смиренников. (“...единственные наши карманные часы, принадлежащие Смиренникову”- из дневника Альбанова).

По мнению поисковиков, положение тела свидетельствуют о том, что человек, чьи останки были найдены, не умер, а именно погиб. Рядом с останками человека были найдены только часы, в районе грудной клетки, и свисток. То есть явно они лежали, наверное, во внутреннем кармане. Если учесть, что поисковая экспедиция обнаружила невдалеке от останков также и серебряную ложку с инициалами “П. С.”, то, можно предположить, что найденные ею останки принадлежат матросу Павлу Смиренникову. Но генетическая экспертиза установила, что это останки стюарда Яна Регальда.

Во время второй экспедиции в пришли к выводу: пройти так было невозможно в принципе. У этих людей не было ни специального оборудования, ни альпинистской подготовки. Скорее всего, они погибли в леднике — в пяти километрах от мыса Ниль.

(слайд 18, 19, 20) Именно там нашли останки одного человека. 2011 году удалось обнаружить недостающие кости скелета, найденного год назад, фрагменты одежды и дневники. По мнению руководителя экспедиции Олега Продана, в настоящее время очевидно, что осуществить подобный пеший переход в тех условиях, в которых оказалась группа Максимова, было невозможно, а это означает, что группа погибла на леднике, который пыталась перейти по пути на мыс. Видимо, трое провалились. Ледник – это очень коварная вещь.

Наши земляки Г. Анисимов, И. Пономарев, А. Шахнин, П. Смиренников принимали участие в Арктических экспедициях. являлись участниками экспедиции Брусилова. И. Понамарев, А. Шахнин, П. Смиренников ушли в плавание на шхуне в возрасте семнадцати – восемнадцати лет. Опыта плавания в полярных условиях у них не было. Наличие часов у молодого моряка Павла Смиренникова свидетельствует о том, что он был из состоятельной семьи.

Гаврила Анисимов – матрос с большим стажем остался на судне с его капитаном. Иван Понаморёв, Александр Шахнин и Павел Смиренников покинули шхуну в команде Альбанова. Но через несколько дней пути по дрейфующим льдам Иван Понаморёв, Александр Шахнин приняли решение вернуться на судно. Дальнейшая их судьба не известна. Точной информации об их возвращении на шхуну нет. Павел Смиренников дошёл с группой Максимова до острова Земля Георга, но до мыса Гранта пешеходная группа не дошла. Они погибли. Это факт однозначно установлен поисковыми экспедициями, организованными в 2010 и 2011 годах. (слайд 22)

По последним данным, озвученным в СМИ, стало известно, у учёных есть почти стопроцентная уверенность в том, что генетического материала в костях и мягких тканях останков хватит для выделения ядерной ДНК. А это означает, что спустя 100 лет после гибели установлено имя моряка, останки которого обнаружены. Это стюард Ян Регальд.

В Мурманской области проживают потомки Ивана Пономарёва. Возможно, удаться найти потомков Г.Анисимова, П.Смаренинова и А.Шахнина.

Ставить точку рано. Арктика хранит тайну остальных участников.