Социально-педагогическая суть изменений, происходящих в процессе модернизации образования – заключается в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Данные изменения являются ответом на требования современного общества как можно шире раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать социально компетентную личность.
В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления.
В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу(коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность,искренность, гордость, самообладание, выдержка).
Социальные роли или позиции
Одна из идей организация духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Я в школе: (ученик (ученица), дежурный, товарищ, друг, одноклассник, помощник учителя, художник-оформитель, организатор игр, участник кружка, член спортивной команды участник конкурса...).
Я дома: (дочь (сын), внук (внучка), брат (сестра), помощник мамы (папы), любитель кошек (рыбок, собак и т.д.), шалун...).
Я вышел из дома: (гражданин, житель города (станицы, посёлка), прохожий, покупатель, пассажир, друг, пешеход, гость, родственник, велосипедист, читатель библиотеки, сосед (соседка), воспитанник спортшколы (изостудии, музыкальной школы и т.д.), театрал, отдыхающий (у реки, в лесу)...).
Жизненный опыт
В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами, которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Это позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом “Каждое дело успешное – иначе зачем!”. Обучающимся начальных классов соответствует игровая деятельность. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.
Поэтому для обучающихся начального звена разработана игра “Сказочный домик”. По условиям игры, класс – это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап – “Дом, который строим сами!”; 2 этап – “Это дело наших рук”; 3 этап – праздник “Успехи сказочного домика”.
Модель реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы (далее “Программа”)
“Программа” включает два основных блока:
I блок – направления развития и духовно-нравственного воспитания детей.
II блок – система программных мероприятий.
I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
1. Я, моя семья, мои друзья.
2. Я – гражданин России, гражданин Адыгеи.
3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи и содержание каждого раздела
Я, моя семья, мои друзья.
Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье.
Я – гражданин России, гражданин - Адыгеи.
Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и к природе России, Республики Адыгея; пробудить интерес к прошлому своего народа.
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Республике Адыгея; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
II. Система мероприятий по реализации программы (Приложение).
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего обучающегося социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
С полным текстом программы можно познакомиться на сайте http://nsportal.ru/dyomina-elena-mihaylovna
Список литературы, используемой при
написании программы
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в
процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т –
Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
II. Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
Дискуссия “Чем школьник отличается от дошкольника?” | Дискуссия “зачем я хожу в школу?” | Откровенный разговор “Что в школе хорошо, а что мне не нравится?” | Откровенно “Хорошо ли мне в школе, школе от меня?” | ||
“Как правильно отдыхать?” | “Заливается звонок – начинается урок” (права и обязанности учащегося) | ||||
“Это теперь моя школа!” (знакомство с историей школы) | Беседа “Что я знаю о своей школе?” | Конкурс рисунков “Моя школа” | Конкурс сочинений о школе. | ||
Родительское собрание “А дети – это яркие кометы” | Родительское собрание “Не тревожиться, а удивляться”. | Семинар для родителей “Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?” | |||
Школа Мальвины “Хорошие манеры” | |||||
Об истории хороших манер. Тест для себя. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. |
Откуда взялись правила
поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. |
Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? |
“Я человек, но какой?” Экслибрис “Портрет друга” Этическая грамматика “До дружбы надо вырасти”. |
||
Традиции воспитания в России. | |||||
Праздник “Будьте добры” | |||||
Дискуссионный клуб | |||||
“Идеальный друг” | “Все легче, если вместе” | “Не останься в стороне” (анализ книги А.Гайдара “Тимур и его команда”) | |||
Выставочный зал “У Тюбика”. Конкурс рисунков | |||||
“Всякое дело вдвоем веселей” | “Доброе братство лучше богатства” | ||||
Откровенно Конкурс рецептов “Как вылечиться от лени?” “Смеемся, грустим, задумываемся”. “Какое слово само крепкое?” “Кого называют вежливым?” |
Я работаю над собой Тренинг “Учусь быть послушным и терпеливым”. Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? |
Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. “Кого можно назвать вежливым человеком?” |
Наука отдыхать. Остановись, подумай. Тест-бюро “Познай себя”. Учение на каждый день. |
||
Организация коммуникативных тренингов и игр “Школа общения” | |||||
Родительское собрание “Развитие у детей общественной активности”. | |||||
Поговорим о семейных традициях: | |||||
Разговор “Я – надежда семьи”. Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. |
Диспут “Что такое честь
фамилии?” Конкурс “Бабушкины секреты”. Раздумья на тему “Когда маме грустно”. |
Живая газета “Трудно ли быть
мамой?” Будем заботиться о младших. |
Составление родословной. Откровенный разговор “Старость – всегда слабость”. |
||
Викторина о ритуалах гостеприимства в культуре народов Адыгеи. | |||||
Выставка “Вместе с мамой, вместе с папой”. | Конкурс газет “Моя семья – моя радость”. | ||||
Путешествие в Страну имен. | Праздник “Как вас звать – величать?” | ||||
Выпуск школьной газеты “Родительская академия”, посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье | |||||
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России, гражданин Республики Адыгея.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
Изучение символики Российской Федерации и Республики Адыгея | ||||
Москва – столица России. Майкоп – столица Адыгеи. Гербы Адыгеи, Майкопа. “Знай свою улицу” |
Гимн и флаг России и Республики Адыгея. Экскурсия “Майкоп – столица Адыгеи” (краеведческий музей). История возникновения герба г.Майкопа. |
Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества “Матушка Москва – золотая голова” (видеофильм). Красота и чистота вокруг меня. |
Герб и гимн России как произведения
искусства. Герб Республики Адыгея, история создания и его символы. Экскурсия в столицу Майкоп. |
|
Конкурс рисунков “Моя улица” | Конкурс рисунков “Моя станица” | Составление альбома “Моя станица - самая лучшая” | Викторина “Кто лучше знает свою станицу” | |
Школа правовых знаний | ||||
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? | Конституция – основной закон
нашей жизни. Библиотечный урок"Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. |
Игра “Имею право”, посвященная Дню конституции | ||
Моя Родина – Россия. Встреча с работником УВД. |
Наше Отечество. Диспут “Что важнее – знать или выполнять?” |
Твоя Россия. Мы и закон (разбор ситуаций). “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. |
||
Про великих и знаменитых | ||||
Русские богатыри. Час былины “Преданья старины глубокой” |
А. Суворов и М. Кутузов, Х.Андрухаев Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. |
Поэтический час “Только доблесть живет
вечно”. Звездный час “Защитники земли Русской”. |
||
Русь державная православная. Республика Адыгея – многонациональная Республика. | ||||
Как обувались и одевались в
старину. Зимние игры и забавы. |
О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. (кольцовка песен) |
Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма “Бабушкин сундук” | Аукцион народной мудрости. Посещение в Городском краеведческом музее зала этнографии. Экологическая викторина. |
|
Час интересных сообщений
“Традиционные праздники вчера и сегодня”. Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива “Семейная реликвия”. Организация работы народных гостиных по темам: “Любовь к Родине в творчестве адыгских композиторов”, “Таинственный взмах кисти художника” |
||||
Мой язык – язык добра и света | ||||
Парад сказочных героев. Праздник “Язык родной, дружи со мной!” |
Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. | Библиотечный урок “Дар Владимира Ивановича Даля” | Брейн-ринг “Язык наш есть тайна”. Библиотечный урок “ДжафарЧуяко” |
|
Что за прелесть эти сказки
(час громкого чтения) Инсценировка адыгейских и русских народных сказок. |
Конкурс чтецов | |||
“Любимые герои сказок Пушкина” | “Адыгейские поэты – детям” (на родном языке) | |||
Олимпиады по родному языку | ||||
Заочная экскурсия в картинную галерею | ||||
Беседы о русских художниках “Нарисовал художник сказку” | Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель | П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А.
Саврасов; М. Нестеров Конкурс рисунков “Сказки Пушкина” |
И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В.
Серов; Конкурс рисунков “Люблю пейзажи Адыгеи” |
|
Конкурс рисунков “Любимая сказка” | ||||
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | ||||
Книжная выставка и обзорная беседа “О тех, кто уже не придет никогда” | Книжная выставка “Дни и ночи войны” | Книжная выставка “Ни шагу назад!” | ||
Экскурсия к мемориалу славы “Мои
земляки – герои воины” “Славные сыны Адыгеи” |
||||
Старты надежд “Вперед, мальчишки!” | Конкурс плакатов “Нет войне!” Конкурс чтецов “Нам не помнить об этом нельзя!” |
Защита проектов учащихся “Народные традиции и обычаи” | ||
Родительское собрание “С чего начинается Родина” | Родительское собрание “Растить гражданина” | |||
Праздник “Мы твои друзья,
природа!” Изучение правил поведения в природе |
Дискуссия “Природа и мы”. Проект “Экологические проблемы водоёмов Адыгеи”. Проект “Животные и растения Красной книги Адыгеи”.Игра “Поиск нарушителей законов природы” | |||
Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме “Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия Республики Адыгея” |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||||||
“Что я должен делать в классе?” | “Кто ленив, тот и сонлив” - если ты не выучил урок или проспал? | “Кем я буду, когда вырасту?” | Почему так говорят “Делано наспех – сделано на смех”? | ||||||
Конкурс поделок из природного материала “Лесные диковинки” | |||||||||
Конкурс “Самая лучшая классная комната” | |||||||||
Конкурс “Самый чистый кабинет” | Конкурс “Самый “зеленый” класс” | ||||||||
Акция “Книжкина больница” | |||||||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам | Изготовление книжек-самоделок для малышей. | ||||||||
Конкурс рисунков “Кто что любит делать” | “Зимняя фантазия” - украсим наш двор. | ||||||||
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Республику Адыгея | |||||||||
Родительское собрание “Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!” | |||||||||
Выставка прикладного народного творчества “Умелые руки не знают скуки” (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | |||||||||
“Умелые руки не знают скуки”. Выставка поделок, выполненных учащимися. | |||||||||
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра “Почта” | |||||||||
Изготовление гирлянд | Изготовление снежинок | Изготовление фонариков | Объемные игрушки | ||||||
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями “Мы всем классом ждем Нового года!” | |||||||||
Уроки Самоделкина. “Это дело наших рук” - подарки для родных и друзей. | |||||||||
“За что я отвечаю?” - наполним “Шкатулку добрых дел” | |||||||||
Выставка творческих работ детей “В семье единой”, отражающая содружество культур народов Республики Адыгея | |||||||||
Участие в ярмарке творчества детских объединений “Моя станица. Моя Республика. Моя Россия”. | |||||||||
Работа школьного “радио” | |||||||||
“Играть играй, а дело знай” | “Всякий человек в деле познается” | “Кто любит труд того люди чтут” | “Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается” | ||||||
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству “Папа, мама, я – техническая семья” | |||||||||
Мы – друзья птиц | |||||||||
Акция “Кормушки для зимующих птиц” | Праздник птиц. Конкурс “Лучший домик для птиц”. | ||||||||
Экскурсии в детские клубы, Центр детского творчества, с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | |||||||||
Экскурсия на Выставку детского творчества . | Экскурсия в парк | ||||||||
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |||||||||
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур “Огород на подоконнике” | Выращивание рассады цвето-чных культур.Работа на приш-кольном участке “Сами садик посадили, сами будем поливать” | Высадка рассады цветочных
культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: “Какие семена всходят быстрее?”, “Овощные культуры”, “Злаки”, “Бобовые культуры”. |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
Занятия проводит доктор Пилюлькин | |||||
Клуб “В гости к Мойдодыру”: Дружи с водой. Чтоб глаза видели. Какого ухода требуют уши. И о коже надо заботиться. Приятного аппетита. Крепкие- крепкие зубы. |
Спокойной ночи. Клуб “В гости к Мойдодыру”: Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах. Праздник “Как стать Неболейкой?” |
Клуб “Румяные щеки”:Как
живет организм? Наши органы. Признаки болезни. Болезни грязных рук. Порезы, ссадины и царапины. Диспут “Что может человек?” Смотрим телевизор. |
Клуб “Неболейка”: Уроки семьи ... (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ). Конкурс полезных советов “Здоровье – главное богатство”. Как одолеть болезнь? Как настроение? |
||
Конкурс газет “Правила здорового образа жизни”. | |||||
Полезные и вредные привычки: | |||||
Встреча со школьным врачом:
“Полезные и вредные привычки” Конкурс рисунков “Полезные привычки – наши друзья” |
Встреча с врачом-наркологом “Губительная сигарета”. | Встреча с врачом-наркологом “Наркомания – катастрофа”. | |||
Практикум “Как поступить в данной ситуации?” | |||||
“Драться или не драться?” | “Плохой поступок “за компанию”? | “Если тебе предложили сигарету?” | “Ты оказался в дурной компании!” | ||
Родительское собрание | |||||
“Без простуд” | “Культура семейная и культура физическая”. | “К здоровому образу жизни”. | |||
Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | |||||
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: | |||||
“Веселые старты” | “Мама, папа, я – спортивная семья”. | “Старты надежд” | “Вперед, мальчишки!” | ||
Зимние забавы. Спортивный праздник “Быстрые санки” | |||||
Будь здорова душа: Откровенный разговор “Твоя душа – единственная в мире”. | |||||
Тест “Ты – сова или жаворонок?” | Тест “Как ты к себе относишься?” | Тест “Доволен ли ты собой?” | Тест “Ты и твой характер” | ||
Методика незаконченных предложений: | |||||
Мне нравится... | Я хочу... | Я боюсь ... | Мне тревожно... | ||
Час откровения: | |||||
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. | Никогда никому не завидуй. Злые чувства – враг здоровья души. |
Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного. | |||
Этические беседы: | |||||
Будь непримирим к грубости | Недопустимость кличек и прозвищ | Не будь равнодушным | Ты против лжи, нечестности! | ||
Родительская
конференция. Тест “Ваши отношения с детьми”. “Круглый стол” |
|||||
Конкурс “Здоровье и дружная семья”. | |||||
“Зарничка” | Смотр строя, песни и речевки “Под флагом Мальчиша-Кибальчиша” |