Методическая разработка "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Социально-педагогическая суть изменений, происходящих в процессе модернизации образования – заключается в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Данные изменения являются ответом на требования современного общества как можно шире раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать социально компетентную личность.

В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления.

В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу(коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность,искренность, гордость, самообладание, выдержка).

Социальные роли или позиции

Одна из идей организация духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Я в школе: (ученик (ученица), дежурный, товарищ, друг, одноклассник, помощник учителя, художник-оформитель, организатор игр, участник кружка, член спортивной команды участник конкурса...).

Я дома: (дочь (сын), внук (внучка), брат (сестра), помощник мамы (папы), любитель кошек (рыбок, собак и т.д.), шалун...).

Я вышел из дома: (гражданин, житель города (станицы, посёлка), прохожий, покупатель, пассажир, друг, пешеход, гость, родственник, велосипедист, читатель библиотеки, сосед (соседка), воспитанник спортшколы (изостудии, музыкальной школы и т.д.), театрал, отдыхающий (у реки, в лесу)...).

Жизненный опыт

В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами, которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Это позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом “Каждое дело успешное – иначе зачем!”. Обучающимся начальных классов соответствует игровая деятельность. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.

Поэтому для обучающихся начального звена разработана игра “Сказочный домик”. По условиям игры, класс – это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап – “Дом, который строим сами!”; 2 этап – “Это дело наших рук”; 3 этап – праздник “Успехи сказочного домика”.

Модель реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы (далее “Программа”)

“Программа” включает два основных блока:

I блок – направления развития и духовно-нравственного воспитания детей.

II блок – система программных мероприятий.

I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.

1. Я, моя семья, мои друзья.

2. Я – гражданин России, гражданин Адыгеи.

3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи и содержание каждого раздела

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье.

Я – гражданин России, гражданин - Адыгеи.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и к природе России, Республики Адыгея; пробудить интерес к прошлому своего народа.

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Республике Адыгея; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

II. Система мероприятий по реализации программы (Приложение).

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего обучающегося социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 С полным текстом программы можно познакомиться на сайте http://nsportal.ru/dyomina-elena-mihaylovna

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  2. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
  3. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
  4. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр “Вентана-Граф”, 1998.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  7. ДикН.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.
  8. ДикН.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.
  9. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: “Линка-Пресс”, 1998.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ “Учитель”, 2001.
  11. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
  13. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  14. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11

ПРИЛОЖЕНИЕ

II. Система мероприятий по реализации программы

Я, моя семья, мои друзья.

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Дискуссия “Чем школьник отличается от дошкольника?” Дискуссия “зачем я хожу в школу?” Откровенный разговор “Что в школе хорошо, а что мне не нравится?” Откровенно “Хорошо ли мне в школе, школе от меня?”
“Как правильно отдыхать?” “Заливается звонок – начинается урок” (права и обязанности учащегося)
“Это теперь моя школа!” (знакомство с историей школы) Беседа “Что я знаю о своей школе?” Конкурс рисунков “Моя школа” Конкурс сочинений о школе.
Родительское собрание “А дети – это яркие кометы” Родительское собрание “Не тревожиться, а удивляться”. Семинар для родителей “Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?”
Школа Мальвины “Хорошие манеры”
Об истории хороших манер.

Тест для себя.

Несколько известных истин.

Твой внешний вид.

К тебе гости.

Наши праздники.

Культура речи.

Домашняя библиотека.

Откуда взялись правила поведения?

Ты хочешь быть красивым.

Разговор о разговоре.

После третьего звонка.

Чувство времени.

Каким я себя вижу?

Я и другие.

Прислушайся. Как ты разговариваешь?

Когда вам люди говорят спасибо?

“Я человек, но какой?”

Экслибрис “Портрет друга”

Этическая грамматика “До дружбы надо вырасти”.

Традиции воспитания в России.
Праздник “Будьте добры”
Дискуссионный клуб
“Идеальный друг” “Все легче, если вместе” “Не останься в стороне” (анализ книги А.Гайдара “Тимур и его команда”)
Выставочный зал “У Тюбика”. Конкурс рисунков
“Всякое дело вдвоем веселей” “Доброе братство лучше богатства”
Откровенно

Конкурс рецептов “Как вылечиться от лени?”

“Смеемся, грустим, задумываемся”.

“Какое слово само крепкое?”

“Кого называют вежливым?”

Я работаю над собой

Тренинг “Учусь быть послушным и терпеливым”.

Пословицы о нравственных качествах.

Вежливый ли ты?

Тайны хорошей памяти.

Поиграем – порешаем.

“Кого можно назвать вежливым человеком?”

Наука отдыхать. Остановись, подумай.

Тест-бюро “Познай себя”.

Учение на каждый день.

Организация коммуникативных тренингов и игр “Школа общения”
Родительское собрание “Развитие у детей общественной активности”.
Поговорим о семейных традициях:
Разговор “Я – надежда семьи”.

Сбор пословиц о мамах.

Театрализованный семейный марафон.

Диспут “Что такое честь фамилии?”

Конкурс “Бабушкины секреты”.

Раздумья на тему “Когда маме грустно”.

Живая газета “Трудно ли быть мамой?”

Будем заботиться о младших.

Составление родословной.

Откровенный разговор “Старость – всегда слабость”.

Викторина о ритуалах гостеприимства в культуре народов Адыгеи.
Выставка “Вместе с мамой, вместе с папой”. Конкурс газет “Моя семья – моя радость”.
Путешествие в Страну имен. Праздник “Как вас звать – величать?”
Выпуск школьной газеты “Родительская академия”, посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями.

Я – гражданин России, гражданин Республики Адыгея.

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Изучение символики Российской Федерации и Республики Адыгея
Москва – столица России.

Майкоп – столица Адыгеи.

Гербы Адыгеи, Майкопа.

“Знай свою улицу”

Гимн и флаг России и Республики Адыгея.

Экскурсия “Майкоп – столица Адыгеи” (краеведческий музей).

История возникновения герба г.Майкопа.

Загадки Российской символики.

Уроки истории Отечества “Матушка Москва – золотая голова” (видеофильм).

Красота и чистота вокруг меня.

Герб и гимн России как произведения искусства.

Герб Республики Адыгея, история создания и его символы.

Экскурсия в столицу Майкоп.

Конкурс рисунков “Моя улица” Конкурс рисунков “Моя станица” Составление альбома “Моя станица - самая лучшая” Викторина “Кто лучше знает свою станицу”
Школа правовых знаний
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? Конституция – основной закон нашей жизни.

Библиотечный урок"Ваши права, дети"

Конвенция о правах ребенка.

Игра “Имею право”, посвященная Дню конституции
Моя Родина – Россия.

Встреча с работником УВД.

Наше Отечество.

Диспут “Что важнее – знать или выполнять?”

Твоя Россия.

Мы и закон (разбор ситуаций).

“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.

Про великих и знаменитых
Русские богатыри.

Час былины “Преданья старины глубокой”

А. Суворов и М. Кутузов,

Х.Андрухаев

Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров.

Поэтический час “Только доблесть живет вечно”.

Звездный час “Защитники земли Русской”.

Русь державная православная. Республика Адыгея – многонациональная Республика.
Как обувались и одевались в старину.

Зимние игры и забавы.

О чем расскажет народный костюм.

Песня народная сердце радует, душу согревает.

(кольцовка песен)

Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма “Бабушкин сундук” Аукцион народной мудрости.

Посещение в Городском краеведческом музее зала этнографии.

Экологическая викторина.

Час интересных сообщений “Традиционные праздники вчера и сегодня”.

Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива “Семейная реликвия”.

Организация работы народных гостиных по темам: “Любовь к Родине в творчестве адыгских композиторов”, “Таинственный взмах кисти художника”

Мой язык – язык добра и света
Парад сказочных героев.

Праздник “Язык родной, дружи со мной!”

Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. Библиотечный урок “Дар Владимира Ивановича Даля” Брейн-ринг “Язык наш есть тайна”.

Библиотечный урок “ДжафарЧуяко”

Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения)

Инсценировка адыгейских и русских народных сказок.

Конкурс чтецов
“Любимые герои сказок Пушкина” “Адыгейские поэты – детям” (на родном языке)
  Олимпиады по родному языку
Заочная экскурсия в картинную галерею
Беседы о русских художниках “Нарисовал художник сказку” Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов;

М. Нестеров Конкурс рисунков “Сказки Пушкина”

И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В. Серов;

Конкурс рисунков “Люблю пейзажи Адыгеи”

Конкурс рисунков “Любимая сказка”
Защитники земли русской. День Защитника Отечества
Книжная выставка и обзорная беседа “О тех, кто уже не придет никогда” Книжная выставка “Дни и ночи войны” Книжная выставка “Ни шагу назад!”
Экскурсия к мемориалу славы “Мои земляки – герои воины”

“Славные сыны Адыгеи”

Старты надежд “Вперед, мальчишки!” Конкурс плакатов “Нет войне!”

Конкурс чтецов “Нам не помнить об этом нельзя!”

Защита проектов учащихся “Народные традиции и обычаи”
Родительское собрание “С чего начинается Родина” Родительское собрание “Растить гражданина”
Праздник “Мы твои друзья, природа!”

Изучение правил поведения в природе

Дискуссия “Природа и мы”. Проект “Экологические проблемы водоёмов Адыгеи”. Проект “Животные и растения Красной книги Адыгеи”.Игра “Поиск нарушителей законов природы”
Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме “Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия Республики Адыгея”

Дерево сильно плодами, а человек – трудом

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
“Что я должен делать в классе?” “Кто ленив, тот и сонлив” - если ты не выучил урок или проспал? “Кем я буду, когда вырасту?” Почему так говорят “Делано наспех – сделано на смех”?
Конкурс поделок из природного материала “Лесные диковинки”
Конкурс “Самая лучшая классная комната”
Конкурс “Самый чистый кабинет” Конкурс “Самый “зеленый” класс”
Акция “Книжкина больница”
Изготовление подарков будущим первоклассникам Изготовление книжек-самоделок для малышей.
Конкурс рисунков “Кто что любит делать” “Зимняя фантазия” - украсим наш двор.
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Республику Адыгея
Родительское собрание “Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!”
Выставка прикладного народного творчества “Умелые руки не знают скуки” (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле).
“Умелые руки не знают скуки”. Выставка поделок, выполненных учащимися.
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра “Почта”
Изготовление гирлянд Изготовление снежинок Изготовление фонариков Объемные игрушки
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями “Мы всем классом ждем Нового года!”
Уроки Самоделкина. “Это дело наших рук” - подарки для родных и друзей.
“За что я отвечаю?” - наполним “Шкатулку добрых дел”
Выставка творческих работ детей “В семье единой”, отражающая содружество культур народов Республики Адыгея
Участие в ярмарке творчества детских объединений “Моя станица. Моя Республика. Моя Россия”.
Работа школьного “радио”
“Играть играй, а дело знай” “Всякий человек в деле познается” “Кто любит труд того люди чтут” “Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается”
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству “Папа, мама, я – техническая семья”
Мы – друзья птиц
Акция “Кормушки для зимующих птиц” Праздник птиц. Конкурс “Лучший домик для птиц”.
Экскурсии в детские клубы, Центр детского творчества, с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования.
Экскурсия на Выставку детского творчества . Экскурсия в парк
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур “Огород на подоконнике” Выращивание рассады цвето-чных культур.Работа на приш-кольном участке “Сами садик посадили, сами будем поливать” Высадка рассады цветочных культур.

Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: “Какие семена всходят быстрее?”, “Овощные культуры”, “Злаки”, “Бобовые культуры”.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Занятия проводит доктор Пилюлькин
Клуб “В гости к Мойдодыру”:

Дружи с водой.

Чтоб глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Приятного аппетита.

Крепкие- крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Клуб “В гости к Мойдодыру”:

Руки и ноги тебе ещё пригодятся.

Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах.

Праздник “Как стать Неболейкой?”

Клуб “Румяные щеки”:Как живет организм?

Наши органы.

Признаки болезни. Болезни грязных рук. Порезы, ссадины и царапины. Диспут “Что может человек?” Смотрим телевизор.

Клуб “Неболейка”:

Уроки семьи ... (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ). Конкурс полезных советов “Здоровье – главное богатство”. Как одолеть болезнь?

Как настроение?

Конкурс газет “Правила здорового образа жизни”.
Полезные и вредные привычки:
Встреча со школьным врачом: “Полезные и вредные привычки”

Конкурс рисунков “Полезные привычки – наши друзья”

Встреча с врачом-наркологом “Губительная сигарета”. Встреча с врачом-наркологом “Наркомания – катастрофа”.
Практикум “Как поступить в данной ситуации?”
“Драться или не драться?” “Плохой поступок “за компанию”? “Если тебе предложили сигарету?” “Ты оказался в дурной компании!”
Родительское собрание
“Без простуд” “Культура семейная и культура физическая”. “К здоровому образу жизни”.
Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья.
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований:
“Веселые старты” “Мама, папа, я – спортивная семья”. “Старты надежд” “Вперед, мальчишки!”
Зимние забавы. Спортивный праздник “Быстрые санки”
Будь здорова душа: Откровенный разговор “Твоя душа – единственная в мире”.
Тест “Ты – сова или жаворонок?” Тест “Как ты к себе относишься?” Тест “Доволен ли ты собой?” Тест “Ты и твой характер”
Методика незаконченных предложений:
Мне нравится... Я хочу... Я боюсь ... Мне тревожно...
Час откровения:
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. Никогда никому не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного.
Этические беседы:
Будь непримирим к грубости Недопустимость кличек и прозвищ Не будь равнодушным Ты против лжи, нечестности!
Родительская конференция. Тест “Ваши отношения с детьми”.

“Круглый стол”

Конкурс “Здоровье и дружная семья”.
“Зарничка” Смотр строя, песни и речевки “Под флагом Мальчиша-Кибальчиша”