13 октября 2015 года на сайте издательства "Учитель" я приняла участие в вебинаре по данной теме и она меня очень заинтересовала. Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, что полностью соответствует требованиям к современному уроку.
Вебинар проводила Почётный работник образования Лободина Наталья Викторовна, которая очень подробно рассказала
- об истоках возникновения технологии развития критического мышления,
- о целях применения и направлениях,
- а так же о структуре урока, на котором применяется данная технология
- и её функциях.
Кто же такой критически мыслящий (КМ) человек?
Во-первых, КМ человек задаёт вопросы:
- Что я знаю по данной теме?
- Что я узнал нового при изучении этой темы?
- Как изменились мои знания к концу урока?
- Что я буду с этим делать? Где пригодятся мне эти знания?
Отвечая на все эти вопросы, можно сказать, что у учащегося сформированы навыки КМ.
В своём выступлении я хочу рассказать о приёмах этой технологии, которые я использую на своих уроках.
Кластер - многие из нас этим словом не пользуются, но многие из нас этот приём используют.
Иногда этот способ называют наглядным "Мозговым штурмом". Этот приём я часто использую на уроках русского языка и окружающего мира.
Например, начиная изучать раздел "Имя существительное" учащиеся самостоятельно составляют свой кластер, всё, что знают про имя существительное. Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Затем проводится коллективная работа по заполнению общего кластера (всё, что вспомнили об имени существительном).
Или при изучении темы "Природные зоны. Лес." Ребятам даётся задание составить кластер по данной теме.
Приём позволяет охватить избыточный материал информации, таким образом сократить текстовый материал учебника нескольких страниц до размера кластера.
Приём"Знаю - Узнал - Хочу узнать" один из способов графической организации и структурирования материала, который целесообразно применять при работе в парах.
При изучении темы урока: "Моря, озёра и реки России" детям раздаётся табличка
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- 1 шаг - Дети знают только тему урока, до знакомства текста заполнить в парах колонку ЗНАЮ и ХОЧУ УЗНАТЬ по данной теме.
- 2 шаг - по ходу знакомства с новым материалом, дети заполняют колонку УЗНАЛ
- 3 шаг -подведение итогов - сопоставляется содержание граф, делается вывод.
В данную табличку можно в старших классах добавить ещё 2 колонки - ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ и ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕРАСКРЫТЫМ
Приём "Верю - не верю"
Предлагается перед началом стадии вызова урока таблица, где записаны вопросы по новой изучаемой теме. Если учащийся верит, то ставит +, не верит - , сомневается ?
Вот такую табличку заполняли ребята по теме:"Моря, озёра и реки России".
В конце урока (на стадии подведения итогов урока) необходимо вернуться к данной табличке и исправить, если требуется, ответы на вопросы.
Следующий приём "Корзина идей"
При изучении темы "Слова с непроизносимыми согласными", учитель задаёт вопрос:
- Ребята, как вы думаете, любой согласный может считаться непроизносимым? Запишите как можно больше слов, предложений, связанных с понятием непроизносимые согласные. (1 минута).
После записи, дети обсуждают со своим соседом информацию и составляют общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
Далее происходит “Сброс идей в корзину”.
Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Вот такие идеи предложили мне ученики по теме "Непроизносимые согласные"
Прием "Инсерт"
Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации.
Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
- ставят“галочку” - если информация известна
- “плюсик” - узнали что-то новое
- “минус” - противоречит тому, что знаю; думал иначе или не согласен с информацией
- “знак вопроса” - хочу узнать подробнее
При изучении темы "Части речи. Глагол" детям даётся текст, который они читают и делают пометки в виде условных знаков.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.
Глаголы изменяются по временам: прошедшее время – погасил, настоящее время – гасит, будущее время – погасит.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу.
Затем ученики выписывают все, что знали раньше о глаголе в первую колонку таблицы “я знаю…”, во вторую “узнал новое”, в третью – “хочу узнать”.
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Далее, по составленной таблице ведётся беседа:
- Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.
Очень часто приём "Инсерт" (маркировку текста) я использую при знакомстве с правилом. Ребята с удовольствием ставят значки, а затем я выясняю для себя, уровень знаний детей, над чем нужно поработать дополнительно.
Приём "Лови ошибку"
Даётся текст с ошибками с целью проверить имеющиеся знания детей.
Учитель заранее подготавливает текст. Важно, чтобы ошибки содержали виды 2-х уровней:
- А - явный, ошибки достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний.
- Б - скрытый (более высокий), который можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся прогнозируют, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к заданию и исправить те ошибки, которые не удалось исправить в начале урока.
Приём "6 думающих шляп"
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп различного цвета.
Каждая шляпа несёт свою задачу. Одевая поочерёдно каждую шляпу, группа рассматривает ситуацию с различных точек зрения.
Шикарно использовать этот приём при изучении литературных произведений.
Вот какой урок получился при использовании данного приёма.
Тема урока: Басня "Как мужик камень убрал" Льва Толстого.
Дети разделились по группам. Каждая группа выбрала себе шляпу определённого цвета. Затем дети читали текст самостоятельно, а дальше обсуждали текст с точки зрения своей цветной шляпы.
- "Белая шляпа" представила факты и выдержки из текста:
На площади нужно убрать большой камень. Предлагалось много вариантов. Один мужик сказал: "А я уберу камень и возьму за это сто рублей!"
- “Жёлтая шляпа” должна найти в тексте позитивное и вот, что ребята определили:
Мужик предложил более выгодный вариант по бюджету. Он оказался находчивым и предприимчивым. За смекалку ему сверху добавили ещё 100 рублей.
- “Чёрная шляпа” выделяет негативное из басни:
Когда спрашивали инженеров, как убрать этот камень и сколько это будет стоить, два учёных инженера предложили каждый свой трудоёмкий способ, но запросили за это очень много денег.
- “Красная шляпа” говорит об эмоциях:
Мужика предложил выкопать подле самого камня большую яму, землю из ямы развалить на площади, свалить камень в яму и разровнять землю, что вызвало у меня чувство восхищения находчивостью и хорошей выдумкой мужика.
- “Зелёная шляпа” - творческая:
Если бы не нашлось такого мужика, возможно, был бы предложен конкурс для нахождения простого способа, чтобы убрать камень. Или градоначальники выбрали способ 2 учёного инженера - он меньше запросил денег.
- “Синяя шляпа” сделала вывод, обобщив всё сказанное:
Л.Н.Толстой выбрал для своего произведения главных героев не случайно. Инженеров для того, чтобы показать силу, а мужика - смекалку. Поэтому мы считаем, что мораль этой басни такова: Сила ломит всё, а ум силу.
Применение приёма “Шесть шляп мышления” способствовало творческому самовыражению личности ребёнка при анализе басни.
Обучающиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам.
- Формируется высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастают мыслительные возможности учащихся, гибкость мышления.
- Развивается способность самостоятельно конструировать понятия и оперировать ими, а также передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.