Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала (исследовательская работа) по математике и обобщение знаний по ОКГ
Цели:
- Показать взаимосвязь предметов математика и информатика
- Способствовать развитию интереса к предметам математика и информатика
- Способствовать творческой активности учащихся
- научить выделять признаки различных видов треугольников, научить ввести исследование с опорой на алгоритм действий
- развивать творческую мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, способствовать формированию навыков самостоятельной работы, формировать четко и ясно излагать свои мысли
- Учить детей создавать рисунок, собирая его из отдельных деталей, развивать пространственное воображение
Оборудование: компьютеры, проектор, презентации в PowerPoint, карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника.
Ход урока
В статье используются фрагменты статьи и презентация Юмшановой Татьяны Николаевы - участницы фестиваля "Открытый урок".
I. Организационный момент: объявление темы и цели урока
“Идет о математике молва
Будто она в порядок ум приводит
Так, может быть, поэтому она,
Так сильно уважаема в народе”
II Актуализация знаний
Устно: Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете?
(квадрат, прямоугольник, треугольник)
1. Сколько треугольников на этом рисунке?
(5)
(8)
2. Найди 6 треугольников на рисунке.
3. Отгадайте ребус:
IV. Подготовка к восприятию нового материала (устный опрос)
1. Давайте вспомним, какие виды треугольников мы знаем?
(Отв: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный).
2. Какой треугольник называется прямоугольным?
(отв: треугольник, у которого один из углов прямой). (слайд 4)
3. Какой треугольник называется тупоугольным?
(отв: треугольник, у которого один из углов тупой). (слайд 5)
4. Какой треугольник называется остроугольным
(отв: треугольник, у которого все углы острые). (слайд 6)
5. По какому признаку мы выделяем с вами эти группу треугольников.
(отв: в зависимости от величины угла). (слайд 7)
V. Изучение нового материала (исследовательского характера)
- Сейчас мы познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников (карточки с изображением треугольников).
Ваша задача выполнить следующие действия (на экране слайд 8 с алгоритмом действий)
Алгоритм:
- Возьми одну карточку №1
- Измерь стороны треугольников линейкой
- Запишите результаты измерения в тетрадь
- Повтори команды с 1 по 3 для всех видов треугольников
- Сделай вывод. Что интересного вы видите?
- Давайте попробуем дать название этим треугольникам
ABC:
AB =7 см
BC = 7 см
AC = 7см
- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (равносторонний) Красный – равносторонний
MNK:
MK = 5см
MN = 9см
NK = 7 см
- А теперь попробуйте дать название треугольнику, у которого все стороны разной длины? (разносторонний) зеленый – разносторонний
MOP:
MP =5 см
MO = 8 см
OP =8 см
- И треугольнику, у которого две стороны равны? (равнобедренный) желтый – равнобедренный
- У нас появилась еще одна группа треугольников. По какому признаку она определилась? слайд 9 (по числу равных сторон)
- Теперь все большое семейство треугольников можно разделить на две группы. (схема слайд 10). Записываем в тетради.
- I группа: в зависимости от величины угла
- II группа: по числу равных сторон
VII. Из истории треугольников.
Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются в папирусах, в старинных индийских книгах и в других древних документах. В Древней Греции учение о треугольниках развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до н.э. Фалесом, и в школе Пифагора.. Понятие о треугольнике исторически развивалось так: сначала рассматривались лишь равносторонние, затем равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые привлекли к себе внимание еще в древности. То, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, было известно еще древним вавилонянам 4 000 лет назад. А землемеры и поныне прибегают к прямоугольному треугольнику для определения расстояний и т.п.
Дети, а где вы в жизни видели треугольник
VIII. Практическая работа.
Ребята, а сейчас представим что вы уже не ученики, а архитекторы и кораблестроители. Архитекторы будут рисовать дом на бумаге, а кораблестроители соберут модель корабля. Встаем и отправляемся в “Проектное бюро” - проектная организация, которая осуществляет комплекс услуг по разработке проектов гражданских и промышленных объектов.
Работа в Paint.
Вот и мы с вами сейчас выполним задание в графическом редакторе Рaint,
1. выполним рисун ок, используя треугольники
2. кораблестроители построят модель корабля
Вначале вспомним правила работы за компьютером
Подойдите к своим рабочим местам
IX Рефлексия.
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того, чтобы передать эмоциональное настроение при работе на компьютере используют смайлики (от английского слова Smile – улыбка). Оцените себя, используя смайлики.
- те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
- те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
- те, кто считает, что ему еще нужно работать над данной темой