Интегрированный урок по математике "Треугольники" и ОКГ "Построение рисунка из деталей". 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала (исследовательская работа) по математике и обобщение знаний по ОКГ

Цели:

  • Показать взаимосвязь предметов математика и информатика
  • Способствовать развитию интереса к предметам математика и информатика
  • Способствовать творческой активности учащихся
  • научить выделять признаки различных видов треугольников, научить ввести исследование с опорой на алгоритм действий
  • развивать творческую мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, способствовать формированию навыков самостоятельной работы, формировать четко и ясно излагать свои мысли
  • Учить детей создавать рисунок, собирая его из отдельных деталей, развивать пространственное воображение

Оборудование: компьютеры, проектор, презентации в PowerPoint, карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника.

Ход урока

В статье используются фрагменты статьи и презентация Юмшановой Татьяны Николаевы - участницы фестиваля "Открытый урок".

I. Организационный момент: объявление темы и цели урока

“Идет о математике молва
Будто она в порядок ум приводит
Так, может быть, поэтому она,
Так сильно уважаема в народе”

II Актуализация знаний

Устно: Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете?

(квадрат, прямоугольник, треугольник)

1. Сколько треугольников на этом рисунке?

(5)

(8)

2. Найди 6 треугольников на рисунке.

3. Отгадайте ребус:

IV. Подготовка к восприятию нового материала (устный опрос)

 1. Давайте вспомним, какие виды треугольников мы знаем?

(Отв: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный).

2. Какой треугольник называется прямоугольным?

(отв: треугольник, у которого один из углов прямой). (слайд 4)

3. Какой треугольник называется тупоугольным?

(отв: треугольник, у которого один из углов тупой). (слайд 5)

4. Какой треугольник называется остроугольным

(отв: треугольник, у которого все углы острые). (слайд 6)

5. По какому признаку мы выделяем с вами эти группу треугольников.

(отв: в зависимости от величины угла). (слайд 7)

V. Изучение нового материала (исследовательского характера)

- Сейчас мы познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников (карточки с изображением треугольников).

Ваша задача выполнить следующие действия (на экране слайд 8 с алгоритмом действий)

Алгоритм:

  1. Возьми одну карточку №1
  2. Измерь стороны треугольников линейкой
  3. Запишите результаты измерения в тетрадь
  4. Повтори команды с 1 по 3 для всех видов треугольников
  5. Сделай вывод. Что интересного вы видите?

- Давайте попробуем дать название этим треугольникам

ABC:

AB =7 см

BC = 7 см

AC = 7см

- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (равносторонний) Красный – равносторонний

MNK:

MK = 5см

MN = 9см

NK = 7 см

- А теперь попробуйте дать название треугольнику, у которого все стороны разной длины? (разносторонний) зеленый – разносторонний

MOP:

MP =5 см

MO = 8 см

OP =8 см

- И треугольнику, у которого две стороны равны? (равнобедренный) желтый – равнобедренный

- У нас появилась еще одна группа треугольников. По какому признаку она определилась? слайд 9 (по числу равных сторон)

- Теперь все большое семейство треугольников можно разделить на две группы. (схема слайд 10). Записываем в тетради.

  • I группа: в зависимости от величины угла
  • II группа: по числу равных сторон

VII. Из истории треугольников.

Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются в папирусах, в старинных индийских книгах и в других древних документах. В Древней Греции учение о треугольниках развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до н.э. Фалесом, и в школе Пифагора.. Понятие о треугольнике исторически развивалось так: сначала рассматривались лишь равносторонние, затем равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые привлекли к себе внимание еще в древности. То, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, было известно еще древним вавилонянам 4 000 лет назад. А землемеры и поныне прибегают к прямоугольному треугольнику для определения расстояний и т.п.

Дети, а где вы в жизни видели треугольник

VIII. Практическая работа.

Ребята, а сейчас представим что вы уже не ученики, а архитекторы и кораблестроители. Архитекторы будут рисовать дом на бумаге, а кораблестроители соберут модель корабля. Встаем и отправляемся в “Проектное бюро” - проектная организация, которая осуществляет комплекс услуг по разработке проектов гражданских и промышленных объектов.

Работа в Paint.

Вот и мы с вами сейчас выполним задание в графическом редакторе Рaint,

1. выполним рисун ок, используя треугольники

2. кораблестроители построят модель корабля

Вначале вспомним правила работы за компьютером

Подойдите к своим рабочим местам

IX Рефлексия.

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того, чтобы передать эмоциональное настроение при работе на компьютере используют смайлики (от английского слова Smile – улыбка). Оцените себя, используя смайлики.

  • те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
  • те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
  • те, кто считает, что ему еще нужно работать над данной темой