Урок обучения грамоте по теме "Согласные буквы З,з, обозначающие звуки [з], [з']

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомит новыми буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся научатся определять границы своего знания и незнания, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию урока

метапредметные:

  • регулятивные – учащиеся научатся оценивать себя, своего товарища, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
  • коммуникативные – учащиеся научатся слушать собеседника и вступать в диалог, работать в паре, участвовать в коллективном обсуждении
  • познавательные – учащиеся научатся с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме

предметные: учащиеся познакомятся с новыми согласными звуками [з] и [з’], печатными буквами, которыми они обозначаются

Оборудование:

- учебник “Азбука”, 1 часть (авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.)

- слоговые таблицы;

- “Лента букв”;

- таблица с изображением печатных и письменных букв З, з;

- таблица с изображением зоопарка;

- учебник;

- ИКТ (электронное приложение к учебнику)

Ход урока

Этапы урока Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!

Выполняют действия, которые называет учитель Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

(Регулятивные, личностные УУД)

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

1) Работа по “Ленте букв”.

- Вспомним изученные буквы.

2) - За новыми знаниями мы отправимся в одно интересное место, а какое, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Называют изученные буквы. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося,

актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; момент удивления (УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Здесь зубастый не в болоте -
Он сегодня на работе.
Весь в делах, в большой запарке -
Старший он по...(зоопарку).

Изображение зоопарка:

1. - Что вы знаете о зоопарке?

2. - Какие правила поведения в ЗОО вы знаете?

3. - Какие животные там живут?

4. - На партах у вас лежат билеты, чтобы пройти в ЗОО. Не трогайте их до конца урока. По мере экскурсии мы будем продвигаться от одной клетки к другой с помощью магнита.

5. - В нашем ЗОО живут ещё заяц и зебра.

 

Ответы детей.

 
3. Выявление места причины затруднения

1) Выделение звуков [з], [з’]

- Произнесите слово “заяц”, послушайте первый звук: согл., тв., зв..

ИКТ: работа со схемой.

- Произнесите слово “зебра”, послушайте первый звук: согл., мягк., зв..

ИКТ: работа со схемой.

2) Постановка цели.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуками и буквами, которые их обозначают

Дети произносят слова, делят их на слоги, разбирают каждый слог, дают характеристику первому звуку. Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию преодоления затруднения,

формировать умение высказывать свое предположение, делать выводы в результате совместной работы всего класса. (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные)

3) Упражнение в слышании звуков:

Игра “Хлопки”: змея, зубр, коза, цапля, соловей, кузнечик, лиса, слон, газель.

ИКТ: найти 6 слов с новыми звуками.

Если в слове есть звуки [з] или [з’], то дети делают хлопок, если нет, то сидят.
4. Построение проекта выхода из затруднения

1) Знакомство с буквами З,з.

- Звуки [з], [з’] обозначаются буквами З, з. (на доску крепится таблица с этой буквой)

- На что похожа буква З? Посмотрим место буквы в алфавите, в “Ленте букв”.

- Буква З пришла не одна – привела с собой подружку С. Они-пара по глухости-звонкости. (изображение букв-подружек)

 

Ответы детей

Цель: организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию преодоления затруднения,

формировать умение высказывать свое предположение, делать выводы в результате совместной работы всего класса. (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные)

2) Печатание букв

ИКТ: - Посмотрите, как печатается буква З, з.

Печатание букв З, з в печатной тетради.  
Физминутка Выполнение двигательных упражнений  
5. Реализация построенного проекта

1)Упражнения для развития речевого аппарата:

1. Дыхательная гимнастика:

“Ароматный цветок”

“Писк комара”

2. Чистоговорки:

-зу-зу-зу- мы поймали стрекозу
За-за-за- приближается гроза
Зо-за-зы- убегаем от грозы.

2) Чтение слогов:

1. ИКТ: хором

2. учебник с. 91

- В каких слогах [з] твёрдый, в каких мягкий? Почему?

3. ИКТ: игра “Твёрдый – мягкий”

 

 

Выполняют определённые действия

 
6. Первичное закрепление

1)Чтение слов

1. на доске (слова из учебника с. 91)

- Длинные трудные слова лучше читать по слогам.

2) Чтение текста

1. Читает учитель

2. Проверка п/в: -Понравился рассказ? Что понравилось?

 

Работа по учебнику

 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Чтение в парах (жужжащее)

- Кто быстро прочитает, попробует подготовить пересказ.

2. Чтение по предложениям вслух.

3. Чтение сильными учениками целиком.

- Найдите предложение в кавычках – это прямая речь.

  Дети учатся работать по учебнику с текстом самостоятельно, в парах, что даёт возможность чувствовать себя более уверенно, высказывать своё мнение. (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
8. Включение в систему знаний и повторение

1. Проверка в/в:

- Что делал слон?

- Кто жил в аквариуме?

- Как зимуют звери в ЗОО?

2. Работа по иллюстрации с.92.

- Какой момент из текста изображён на рисунке?

3. Творческое задание:

- Давайте составим свой рассказ про ЗОО, я начну, а вы продолжите. Дома можете придумать другие рассказы про животных, завтра мы их послушаем.

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстрации

 
9. Рефлексия учебной деятельности

Итог:

- С какими звуками познакомились?

- Какая буква обозначает эти звуки?

- Выполнили ли мы поставленные задачи?

- Всё ли вы поняли на уроке?

Оценивание:

- Как вы думаете, кто из ребят работал активно?

- Оцените свою работу на уроке: возьмите себе смайлик.

- Наша экскурсия закончилась. Понравился ли вам урок?

- У вас есть билеты, если урок понравился, то нарисуйте медвежонку улыбку, если что-то не получилось, изобразите серьёзного, если не понравилось, нарисуйте грустный рот.

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Дают оценку своей деятельности на уроке и класса в целом.

На билетиках дети рисуют улыбку

 

 

 

 

 

Дети крепят медвежат на доску

Учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке и класса в целом (регулятивные УУД)