Технологическая карта урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Возраст учащихся: 5 класс

Цель урока: Создать условия для развития у учащихся понятия о подлежащем и сказуемом, их различении и способах выражения, условиях разделения подлежащего и сказуемого с помощью тире, тренировки в постановке и непостановки тире между главными членами.

  Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент Цель деятельности педагога – создать условия для повторения изученных орфограмм, подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

Цель деятельности учащегося – повторить изученные орфограмм; столкнувшись с пунктуационной проблемой, сформулировать цель урока.

Методы и способы достижения поставленной цели – орфографическая и пунктуационная работа с текстом, беседа с учащимися, проблемный метод, индивидуальная работа.

Основное предметное содержание этапа. Организация работы с учетом особенностей класса.

1. Записать текстовый фрагмент, представленный на доске, вставить буквы, выделить орфограммы.

Профессия может много рассказать о человеке. Специальность – это его визитная карточка.

Причины выбора профессии всегда интересны.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, после один выходит к доске, вставляет и объясняет буквы. Проверяют ученики. На вопрос учителя, по какой причине во втором предложении стоит тире, дети выдвинут свои версии, но внятно объяснить не смогут. Не смогут ответить также, почему тире не стоит в первом и третьем предложениях. Формулировка цели и задач урока с помощью учителя.

2. В это время двое учащихся самостоятельно работают за доской с тем же заданием, но другими текстами.

А) Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования[1].

Б) Специальность - сфера чьей-либо деятельности или изучения чего-либо, самостоятельная профессия, основная квалификация [2].

2. Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала) Цель деятельности педагога - помочь учащимся активизировать знания о подлежащем и сказуемом, способах их выражения и обозначения.

Цель деятельности учащегося - вспомнить, как определять подлежащее и сказуемое, способ их выражения, как их подчёркивать, попытаться проверить правильность высказанных предположений о причинах постановки тире.

Методы и способы достижения поставленной цели - графический анализ основ предложений в записанном тексте, беседа с учащимися.

Основное предметное содержание этапа. Организация работы с учетом особенностей класса.

В записанном фрагменте учащиеся выделяют подлежащие и сказуемые, определяют, какой частью речи они выражены. Высказывают предположение, что постановка тире связана со способом выражения сказуемого именем существительным.

3. Изучение нового учебного материала. Цель деятельности педагога – способствовать пониманию учащимися причин постановки тире между подлежащим и сказуемым, расширить теоретический материал, представленный в учебнике, за счет включения наиболее употребительных конструкций с тире между главными членами. Кроме того, развивается навык в работе групп сменного состава, коммуникативная компетенция.

Цель деятельности учащегося – сформулировать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Методы и способы достижения поставленной цели – частичный синтаксический анализ предложений, взаимопроверка, составление схемы на основе работы с учебником и групповой работы учащихся.

Основное предметное содержание этапа. Организация работы с учетом особенностей класса.

1. Учащиеся анализируют индивидуальную работу, выполненную товарищами за доской, делают вывод о том, что постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима и в них, так как используются похожие конструкции.

2. Учащиеся знакомятся с материалом учебника по теме, сопоставляют с ним собственный вывод, составляют схему в специальной тетради, где указывают условие постановки тире между подлежащим и сказуемым.

3. Разделившись на группы по 4-5 человек (6 групп), в течение 3-5 минут устно выполняют задание на карточках, каждая группа приходит к выводу по постановке или непостановке тире в разных контекстах, не освещенных в учебнике: между двумя инфинитивами, числительными, существительным и инфинитивом, существительным и числительным, местоимением и существительным, существительным и прилагательным. Группы 5 и 6 из более сильных учащихся. Докладывают о сделанных выводах всему классу. Они вносятся в схему.

Тексты карточек.

1. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каком ещё случае, кроме описанного в учебнике, необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • Без дела жить – небо коптить. 
  • Спешить – делу вредить. 
  • Жить – Родине служить.

2. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каком ещё случае, кроме описанного в учебнике, необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • Дважды два - четыре.
  • Шестью шесть – тридцать шесть.
  • Трижды пять – пятнадцать.

3. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каком ещё случае, кроме описанного в учебнике, необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
  • Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
  • Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)

4. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каком ещё случае, кроме описанного в учебнике, необходима постановка тире между подлежащим и сказуемым. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • Длина ткани – восемь метров.
  • Количество необходимых деталей – шесть.
  • Полученная оценка – пять.

5. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каких случаях постановка тире между подлежащим и сказуемым возможна только при особой интонации. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • В этом городе южном я маленький школьник. (С.Липкин)
  • По годам я давно уж маршал, а судьбой навсегда солдат. (С.Орлов)
  • Земля моя, милая матерь! Я больше не воин, я – пахарь, я – сеятель, я – ваятель, я весь для работы распахнут. (В.Боков)

6. Проанализируйте, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях, есть ли между ними тире. Сделайте вывод о том, в каких случаях постановка тире между подлежащим и сказуемым возможна только при особой интонации. Выберите того, сообщит классу о вашем выводе. Подготовьте ответ.

  • Руки у кузнеца крепкие.
  • Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей.(В.Каверин)
  • Стоит у окна всадник. Конь – вороной, сабля – светлая, папаха – серая, а звезда – красная. (А.Гайдар)
4. Закрепление учебного материала Цель деятельности педагога создать условия для закрепления изученного правила, для выработки навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым. Кроме того, упражнения направлены на расширение словарного запаса учащихся, отработку орфографических навыков, навыков работы со словарём.

Цель деятельности учащегося - научиться применять изученное правило на практике.

Методы и способы достижения поставленной цели выполнение упражнений из учебника, игра, работа с интерактивной доской при решении задания творческого характера, взаимопроверка.

Основное предметное содержание этапа. Организация работы с учетом особенностей класса.

Коллективное выполнение упражнения № 170 из учебника (списать, расставить тире там, где это необходимо) [3]. При выполнении упражнения по цепочке дети анализируют каждое предложение, задают вопросы и отвечают на них.

Игра “Угадай профессию” с записью угаданных слов в тетради через запятую. Для начала игры используется электронный ресурс из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000096d-1000-4ddd-af0a-330047a853b1/zagadki_o_professijax.swf). При затруднении в записи названия профессии учащиеся обращаются к орфографическому словарю.

Очень  внимателен он и пытлив,
Ищет улики везде ... (Детектив.)

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас ... (Программист.)

Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ - ... (Модель.)

Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал ... (Инженер.)

Замирает в страхе зритель -
В клетке с тигром  ... (Укротитель.)

Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит ... (Сталевар.)

Для солдат своих пример -
Бравый, храбрый ... (Офицер.)

В конце работы детям предлагается превратить список слов в простое предложение так, чтобы появилась необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым. Они дописывают (... - замечательные профессии), графически объясняют постановку знака.

Самостоятельная работа с упражнением №172 (перефразировать предложение так, чтобы появилось тире между подлежащим и сказуемым). В процессе выполнения работы учитель смотрит в тетрадях, дает комментарии при необходимости. По окончании упражнения путем взаимопроверки контролируется степень усвоения правила.

5. Задание на дом Цель деятельности педагога стимулировать дальнейшее закрепление правила путём выполнения домашнего задания, предупредить возможные трудности.

Цель деятельности учащегося понять необходимость выполнения и смысл домашнего задания.

Методы и способы достижения поставленной цели - выполнение творческого задания по образцу упражнений, выполненных в классной работе.

Основное предметное содержание этапа. Организация работы с учетом особенностей класса.

Мини-сочинение о профессиях членов своей семьи с графическим объяснением знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Учитель обращает внимание на похожий текст в выполненном упражнении 170, способы графического оформления пунктограммы, реализованные в нём, отвечает на вопросы учащихся.

Список литературы.

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. – 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996 . – 928 с. (С. 615)

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/248848

3. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. (С. 79-80)