Класс: 8
Тема урока: “Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления”
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Технология: адаптивный урок с элементами КСО
Время проведения: 3-4 урок по теме “Представление числовой информации”
Цели урока:
- Познакомить учащихся с переводом чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот;
- Закрепить представление учащихся о способах хранения числовых данных в памяти компьютера;
- Закрепить основные понятия темы: системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления;
- Формировать алгоритмическое мышление (умение планировать последовательность действий для достижения учебной цели личной и коллективной) и формальное мышление (способность применять логику при решении информационных задач);
- Формировать навыки самостоятельной работы и в группе (учебное сотрудничество);
- Формировать основные навыки и умения использования, безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
План урока:
1. Организационный момент
2. Опрос учащихся по пройденному материалу (основные понятия темы) Приложение
- Что называется системой счисления?
- Какие системы счисления существуют?
- Объясните различие между позиционными и непозиционными системами счисления.
- Что называется алфавитом системы счисления, основанием системы счисления?
- Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры – двоичной?
- Почему в компьютерах используются восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления?
- Объясните алгоритм получения развернутой формы записи числа в позиционной системе счисления.
3. Проверка домашнего задания (запись чисел в позиционных системах счисления в развернутом виде). Разбор примеров на доске:
10111002=
101110112=
1378=
2618=
16F16=
4CA16=
4. Постановка цели урока
5. Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную систему счисления (на примерах из домашнего задания)
Чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в десятичную систему счисления, надо А. Записать данное число в развернутом виде;
Б. Вычислить полученное выражение с помощью десятичной арифметики.
10111002==64+16+8+4=92
101110112==128+32+16+8+2+1=187
1378==64+24+7=95
2618==128+48+1=177
16F16== 256+96+15=367
4CA16== 1024+192+10=1226
6. Самостоятельная работа (с последующей проверкой):
11000112= =64+32+2+1=99
1010010112==
=256+64+8+2+1=331
2318==128+24+1=153
4278==256+16+7=279
E4116= =3584+64+1=3649
AB316== 2560+176+3=2739
7. Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую позиционную систему счисления. Разбор примеров на доске
Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в другую позиционную систему счисления, надо разделить данное число на основание той системы счисления, в которую мы хотим данное число перевести, по следующим правилам: А. Число надо последовательно делить до тех пор, пока частное не окажется меньше основания;
Б. Цифрами числа будут являться остатки от деления и последнее частное;
В. Запись числа осуществляется справа налево.
Ответы:
134=100001102
134=2068
134=8616
2041=7F916
8. Самостоятельное решение примеров на перевод из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Проверка вычислений с помощью приложения Калькулятор: Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор - Вид: Программист.
1 вариант:
5317=10100110001012
5317=123058
5317=14С516
2 вариант:
3712=1110100000002
3712=72008
3712=E8016
3 вариант:
4526=10100110001012
4526=106568
4526=11АЕ16
4 вариант:
2893=1011010011012
2893=55158
2893=B4D16
9. Работа в группах (по 2-3 учащихся)
Задание: расшифровать высказывания знаменитых ученых, писателей. Перевести числа из десятичной системы счисления в заданную систему счисления и наоборот. Проставить знаки препинания.
1 вариант 1210 - ?2
1310 - ?8
2310 - ?16
22510 - ?16
3710 - ?8
678 - ?10
7В16 - ?10
1238 - ?10
10102 - ?10
3716 - ?10
118 - ?10
2 вариант 2810 - ?2
5310 - ?8
6510 - ?16
2710 - ?8
3610 - ?8
1158 - ?10
3В16 - ?10
1308 - ?10
10111002 - ?10
3016 - ?10
3416 - ?10
758 - ?10
3 вариант 1810 - ?2
2710 - ?8
1610 - ?16
3810 - ?16
4410 - ?8
458 - ?10
2516 - ?10
168 - ?10
1012 - ?10
4 вариант 1310 - ?8
9910 - ?8
3310 - ?16
7110 - ?16
2810 - ?8
748 - ?10
D216 - ?10
568 - ?10
11112 - ?10
A116 - ?10
628 - ?10
338 11002 6010 8310 2616 5210 3710 в ничего восхищение и подлежит умственного может 111002 1510 158 2116 Е116 9210 12310 мужество который не мира само перед усилий 4716 16110 348 100102 21010 1438 4116 звезд его вызывает все а огромность состоит 1016 6110 1716 5510 5010 458 548 природе труда делается без измерил собой измерению 3710 658 8810 448 5910 910 все ума отступать том не труда 1410 1010 510 4610 7710 4810 быть воли сосчитано человек чтобы тяжестями
Ответы:
1 вариант: Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. (Александр Иванович Герцен)
2 вариант: Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тяжестями умственного труда. (Ромен Роллан)
3 вариант: Все в природе подлежит измерению, все может быть сосчитано. (Николай Иванович Лобачевский)
4 вариант: Не огромность мира звезд вызывает восхищение, а человек, который измерил его. (Блез Паскаль)
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.