Проблема социально-психологической адаптации к новым педагогическим условиям обучения изменяет положение десятиклассников в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Взрослые начинают переходить на новый стиль общения, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам. Появляются новые, повышенные требования и к интеллекту, и к поведению юношей. Изменение социально-педагогических условий обучения сопровождается появлением трудностей эмоционально-волевого развития и межличностных отношений.
Поэтому в 1 четверти учебного года с учащимися 10 классов проводятся психологические мероприятия, направленные на адаптацию к новым социально-педагогическим условиям обучения.
Адаптационная игра “Выставка автопортретов” позволяет увидеть, как старшеклассники взаимодействуют друг с другом, какие занимают позиции в классе. Она вызывает большую заинтересованность участников и положительный эмоциональный отклик.
Цель игры – создание условий для повышения психосоциальных навыков и умений взаимодействия с другими людьми на этапе адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
- Способствовать проявлению позитивного образа “Я”, чувства эмпатии, уникальности и неповторимости себя и других людей.
- Отработать личностную стратегию взаимодействия с другим человеком и его индивидуальностью.
- Выявить индивидуально-типологические особенности старших школьников.
Вид игры – игровая оболочка. Психологическая работа является навыко-обучающей. Главным назначением игры являются здания на развитие деловых и личных взаимоотношений в классе.
Тип сюжета – реальный. В игре участникам приходится действовать, опираясь на свой жизненный опыт и собственную логику.
Описание сюжетной канвы. Участники в игровой роли художников создают свой автопортрет для участия в выставке. Затем участники игры становятся экспертами на выставке авторских работ.
Игровой результат. Участники должны определить, кто является авторами автопортретов.
Предполагаемый психологический результат:
- снижение эмоциональной напряжённости;
- улучшение системы значимых отношений;
- укрепление внутренней позиции старшего школьника.
Участники: игра предназначена для учащихся 10 классов в период адаптации к старшей школе.
Ведущим игры является педагог-психолог. Классный руководитель может участвовать в качестве соведущего и наблюдателя.
Время игры – 45 мин.
Методическое оснащение: листы бумаги для рисования по количеству участников, цветные карандаши, ручки, фломастеры и т.п., музыка для релаксации.
Сценарий
I этап. Погружение в игровую ситуацию.
Участники игры рассаживаются. Перед ними на доске надпись “Выставка автопортретов”.
Ведущий: “Представьте себе, что вы все – известные художники. Именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставку ваш автопортрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке, и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам “холсты”, и у каждого будет некоторое время, для того чтобы написать автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, импрессионизм, символизм, реализм и т. д. Помните, что творчество – процесс очень интимный, поэтому пишите автопортреты самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах других. Не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки” [1].
II этап. Рисунок “Автопортрет”.
Участники рисуют свои автопортреты. Рисование сопровождается расслабляющей музыкой, которая помогает раскрепостить воображение и наиболее полно отразить всю глубину личности. По мере готовности ведущий собирает автопортреты.
III этап. Упражнение “Художественная экспертиза”.
Ведущий: “Теперь представьте себе, что все вы – известные искусствоведы, которых пригласили быть экспертами на выставке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин, и среди них оказались неподписанные полотна. Это автопортреты. Работы очень хорошие, и было бы обидно, если бы они остались не представленными на выставке. Но вы высококвалифицированные специалисты и можете определить автора по манере письма. Я раздам каждому из вас автопортрет, и вы должны будете надписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с другими “искусствоведами” [1].
IV этап. Презентация автопортрета.
После того как все работы подписаны, каждый участник поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Ведущий обращается ко всем с просьбой не говорить, прав “искусствовед” или нет. Автор картины тоже не должен проявляться. Все только слушают “искусствоведа” и могут задавать ему уточняющие вопросы.
В заключение ведущий спрашивает, верно ли подписана работа.
Иногда в группе появляются несколько автопортретов одного автора. Это может быть связано с тенденцией к установлению портретного сходства, которую не может преодолеть участник, и с трудностями рефлексии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет.
V этап. Обсуждение игры.
Все по очереди делятся своими впечатлениями об игре.
Комментарии к занятию. Обработка результатов производится по психодиагностическому графическому тесту “Автопортрет”, направленному на выявление индивидуально - типологических особенностей человека.
Автопортрет - это изображение человека, созданное им самим. Он позволяет выявить особенности самоотношения, самораскрытия, представлений о себе. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать [2].
Одна из наиболее подробно описанных и хорошо известных типологий личности - психологическая типология Карла Юнга (1875 – 1961 гг.), впервые опубликованная в 1921г. Она основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.
Со своей стороны английский искусствовед, художественный критик и теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893 – 1968 гг.) попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга всё разнообразие форм художественного выражения детей и выделил некоторые характерологические признаки.
Формы автопортретов | Интегративно-оценочная интерпретация Романовой Е.С., Потёмкиной О.Ф. | Вид рисунка по Г. Риду | Личностный тип по К. Юнгу | |
Схематическое изображение в виде
лица как центрального, схемы тела, бюста,
нарисованных в профиль или анфас. Очень часто это
графическое изображение. Изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути. |
Схематическое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители (по И. П. Павлову) с тенденцией к постоянному обобщению поступающей информации, для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. | Перечисляющий рисунок. В нём изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается. Это могут быть отдельные детали или предметы. |
Экстраверт. Рассудителен, действует, исходя из интеллектуально обдуманных мотивов. Мышление позитивно. Чувства переживают интеллектуальную установку. Если угнетается функция чувств, возможны мелочность и подозрительность. |
Мыслительный |
“Автопортрет в интерьере”. Человек изображён в окружении каких-либо предметов, на фоне природы, пейзажа, комнаты и т.д. | К изображению автопортрета в интерьере склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. | Органический рисунок. Художник отдаёт в нём предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д. | Интроверт. Собирает факты, т.к. они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Возможна подозрительность. |
|
Эстетическое изображение. Автопортрет в приукрашенном виде, с декором. На таких рисунках лёгкость, гибкость линий, лаконичность образа сочетаются с большой выразительностью черт изображения. | Испытуемый явно имеет художественные способности. Это будущий художник. | Декоративный рисунок обычно подчинён передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т. д. |
Экстраверт. Руководствуется общезначимыми ценностями. То, чего не чувствует, не может и осмыслить. |
Чувствующй (эмоциональный) |
Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника, химической пробирки, животного, растения, литературного персонажа и т. п. Пример автопортрета-метафоры: молодая женщина в подчёркнуто экстравагантном модном платье, балансирующая на подвешенном в воздухе канате. |
Метафорическое изображение выполняют лица художественного склада. Они обладают развитой фантазией, изощрённым воображением, творческими способностями и чувством юмора. | Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги или собственной фантазии и т.п. |
Интроверт. Молчалив, труднодоступен. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или равнодушие. Обладает поэтической и художественной выразительностью. Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Если чувства искажаются эгоцентризмом, делается несимпатичным, мышление становится примитивным, зависящим от фактов. |
|
Эмоциональное изображение. Человек изображён в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. |
К эмоциональному изображению склонны лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние. Причём переживаемая эмоция может быть часто противоположной той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п. | Эмфатический рисунок (импрессионист- ский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений. |
Экстраверт. Человек осязаемой деятельности, критерий его ценности – сила ощущений, без властолюбивых намерений. Интуиция сильно вытесняется и может развиваться в виде фантазий, состояний страха, навязчивых симптомов. Для осознания чего-либо часто необходимы аффективные нажимы. | Ощущающий (сенсорный) |
Эмоциональное изображение. Человек изображён в неком состоянии, например, болезни. |
Гаптический рисунок характеризует изображения каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, “болит ухо”, “голова болит” и т. д. | Интроверт. Отличается странностью и субъективностью поступков. Позволяет управлять собой, за что может мстить усиленным сопротивлением и упрямством. Вследствие своей безобидности может оказаться жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других. | ||
Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия, движения. |
Такой тип свойственен людям с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами и т. п. | Ритмический рисунок. В нём главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т.д. |
Экстраверт. Стремится достичь наибольших возможностей с помощью интуиции. Обладает тонким чутьём того, что имеет будущее. Охотно берётся за дела, позволяющие развить его способности. | Интуитивный |
Реалистическое изображение. “Как есть”. “Сюжетный автопортрет”, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации. Рисунок насыщен тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды и т.п. |
Реалистическое изображение характеризует педантичного человека, склонного к детализации, аналитическому когнитивному стилю. Это мыслительный аналитик. | Структурный рисунок. Главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города. |
Интроверт. Чрезвычайно чувствителен, внимателен, наблюдает с живейшим сочувствием. Его художественное искусство возвышает вещи. Часто бывает непризнанным гением. | |
Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок. |
Изображение автопортрета со спины свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, к экспериментатору, либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения. |
Литература.
- Психологический тренинг в группе./Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М., 2005. – 128 с. – С.94.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. – 240 с.