Цель: Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о их правах и обязанностях;
- Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости и доброжелательности.
Демонстрационный материал: шляпа; «волшебный сундучок»; свидетельство о рождении или его копия; картинки для стенда с изображением прав детей; наборы картинок для дидактических игр; иллюстрации к сказкам «Красная Шапочка», «Золушка», «Буратино», «Три поросенка», «Айболит».
Предварительная работа: чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним, беседы по теме «Права ребёнка», сюжетно-ролевые игры по теме «Семья».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам одну удивительную книгу. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В ней говорится о ваших правах. А вы знаете, что такое право? (Ответы детей)
Воспитатель: Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством. Все дети на Земле (и мальчики и девочки, имеющие разный цвет кожи, говорящие на разных языках) должны иметь одинаковые права. У меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель достает из сундучка свидетельство о рождении.
Воспитатель: Посмотрите, это самый первый документ, который дается человеку. Это свидетельство о рождении. В нем записаны фамилия, имя, отчество человека. О каком праве говорит нам этот документ? (Право на имя) А зачем нам нужно имя? (Ответы детей) Скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени) А теперь давайте поиграем.
Игра «Шляпа знакомства»
Дети по очереди примеряют шляпу и называют свою фамилию, имя, отчество. Если кто-то затрудняется, воспитатель подсказывает ребенку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки на нашем стенде. На них изображены ваши права. Давайте их внимательно рассмотрим. Вот первая картинка. О каком праве она говорит? (Дети угадывают какое право изображено на картинке)
Правильно, это право на семью. В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Сейчас я буду называть членов вашей семьи, а вы подберите ласковые формы слов:
- БАБУШКА-
- ДЕДУШКА-
- ПАПА-
- МАМА-
- БРАТ-
- СЕСТРА-
А как ласково называют в семье вас?
- СЫН-
- ДОЧЬ-
- ВНУК-
- ВНУЧКА-
Воспитатель: Ребята, вы должны любить и уважать всех взрослых, которые о вас заботятся. Самое главное в семье – это любовь и уважение друг к другу!
А теперь расскажите какие у вас есть обязанности в семье. (Ответы детей) Запомните, что самая ваша главная обязанность – это слушаться своих родителей.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на следующую картинку. О каком праве может она рассказать? (Право на отдых) Как могут отдохнуть дети? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята. Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых и немного отдохнуть.
Физкультминутка (Дети слушают слова текста и выполняют движения)
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки
Посмотрели на картинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Э-э-э! Какой же ты лентяй,
Потянись, но не зевай.
Повертись на месте ловко,
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок,
Завтра будет вновь урок.
Воспитатель: Ребята, следующая картинка нам расскажет о… (Праве на образование) Вы скоро пойдете в школу. И тогда главной вашей обязанностью будет хорошо учиться, не прогуливать уроки, делать домашние задания. А для чего вообще надо учиться? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб быть умными, чтобы получить профессию, найти хорошую работу. В детском саду мы с вами тоже получаем знания. Давайте применим их и немного поиграем.
Игра «Один - много»
Воспитатель показывает картинки с изображением школьных принадлежностей. Дети называют их, правильно согласовывая слова в роде и количестве.
- Карандаш – карандаши
- Ручка - …
- Линейка - …
- Пенал - …
- Тетрадь - …
- Книга (учебник) - …
- Портфель - …
Воспитатель: Ребята, следующая картинка на стенде говорит о… (Праве на медицинский уход). А познакомит нас с этим правом Доктор Айболит.
Входит доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята. Я Доктор Айболит. Вы все здоровы? Если вы заболели, то у вас есть право на медицинскую помощь и я буду вас лечить.
Но скажите мне, что вы обязаны делать, чтобы не болеть и сохранить свое здоровье? (Ответы детей)
Айболит: Правильно. Если вы будете есть много овощей и фруктов, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, не забывать мыть руки, то вы всегда будете здоровы. И вам медицинская помощь не понадобится. До свидания. (Айболит уходит)
Воспитатель: Ребята, на следующей картинке изображено… (Право на дом, жилье)
У человека дом был всегда. Когда-то давно люди жили в пещерах. (Показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, снега, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе дома из дерева и камня. Мы с вами живем в современных многоэтажных домах. Никто не имеет право заходить в ваш дом без разрешения. Давайте с вами поиграем и построим себе дом.
Игра «Собери дом»
Дети, работая в подгруппах, собирают изображения домов из разрезных картинок.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте мы с вами посмотрим на иллюстрации к сказкам и попробуем определить права героев и как и кем они были нарушены. (Воспитатель, показывает иллюстрации. Дети отвечают по картинкам)
- Красная Шапочка – право на жизнь
- Золушка – право на отдых
- Буратино – право на образование
- Айболит – право на медицинский уход
- Три поросенка - право на жилье
Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорили о ваших правах. Давайте еще раз их перечислим. (Дети перечисляют права)
Ребята, всегда помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют равные права и нарушать их нельзя!