Современный стандарт образования направляет и регламентирует педагогическую деятельность на формирование общекультурных компетенций обучающихся.
Содержание формируемых компетенций:
- Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
- Способность использовать основы знаний для формирования мировоззренческой позиции.
- Готовность решать стандартные задачи с использованием информационных, библиографических ресурсов, информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.
- Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности
- Готовность к анализу и публичному представлению информации.
- Способность к участию в проведении научных исследований.
Компетенция – это интегральная характеристика, включающая в себя много компонентов – универсальных учебных действий (УУД), которые классифицированы на группы: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.
Перечень УУД, формируемых на каждом из этапов реализации исследовательского проекта
Познавательные УУД:
- способность осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских задач;
- способность осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
- способность проводить сравнение, абстрагирование, классификацию по заданным критериям;
- способность устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- способность обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- способность осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные УУД:
- способность выступать источником познавательной инициативы;
- способность стимулирования и поддержания собственного познавательного интереса;
- способность к положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе понимание причин успешности/неуспешности учебной и проектной деятельности;
- способность к адекватному восприятию оценки и критических замечаний руководителя;
- способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- способность принимать и сохранять учебную, исследовательскую задачу на протяжении всех этапов работы;
- способность следовать ориентирам исследовательского процесса, определенным в сотрудничестве с руководителем проектной деятельности;
- способность направлять свою исследовательскую деятельность в соответствии установленным требованиям;
- способность осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
- способность к осознанию себя субъектом познавательной деятельности;
- способность к осознанию своих познавательных интересов, потребностей, приоритетных областей знания;
- способность к осознанию содержания собственного мировоззрения: установок, убеждений, верований, опыта;
- способность к осознанию и принятию своей авторской роли;
- способность к интерпретации, оценке, выражению отношения, точки зрения;
- способность к самоопределению в области познавательных интересов.
Коммуникативные УУД:
- способность адекватно строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- способность понимать и отражать в речи относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- способность аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- способность использовать речь для регуляции своего действия;
- способность различать стилистические особенности речевых высказываний и адекватно применять их в коммуникативном контексте (публикация, презентация результатов на конференции);
- способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в рамках исследовательского проекта.
Становится очевидным полное соответствие УУД, наполняющих данные компетенции и УУД, формируемых в ходе выполнения исследовательского проекта.
Таким образом, метод исследовательских проектов имеет все основания получить более широкое применение в процессе формирования общекультурных компетенций.
Исследование начинается с познавательной активности, инициативы обучающегося, которая на начальном этапе выражается в формулировании исследовательского вопроса. Личный интерес, положенный в основу исследования, обеспечивает высокую мотивацию работы над проектом и содействует более вовлеченному освоению программного материала. Более глубокое изучение дисциплины посредством выполнения исследовательского проекта в большей мере обеспечивается неизбежным сопоставлением собственного содержания мировоззрения с содержаниями мировоззрения представителей мысли разных эпох. Именно таков процесс усвоения знания.
Этап определения проблемы и предмета исследования
Определение проблемы исследования является следствием прояснения личного интереса обучающегося, постановкой познавательного проблемного вопроса. Проблема формулируется как противоречие (между актуальным и возможным состоянием знания, между возможными решениями, между познавательной потребностью и отсутствием желаемого знания и т.п). Специфику работы на данном этапе составляет приоритет субъективного познавательного интереса в определении проблемы.
Формулирование проблемы и объекта исследования предполагает начальный уровень осведомленности в области изучаемого материала. Работа над следующими этапами будет опережающей самостоятельной работой обучающегося по освоению изучаемого материала, более глубокое проникновение в его содержание.
Этап обоснования актуальности исследования.
Этап определения методологии исследования.
Этап определения цели исследования и ее конкретизация в задачах.
Цель формулируется исходя из познавательного интереса, который лежит в основе исследования и выступает главной мотивирующей силой.
Цель формулируется с учетом выбранной методологии, объекта и предмета исследования. Цель должна быть необходимо конкретизирована в задачах, которые соотносимы с этапами и промежуточными результатами проекта.
Этап анализа изучаемого материала в соответствии поставленным задачам.
Удерживая в сознании поставленную цель и методологические рамки, обучающийся с помощью руководителя (или самостоятельно) формирует библиографический список по проблеме и анализирует содержание литературных источников. Для теоретического поиска в изучаемом исследовании необходимо обращение к оригинальным текстам и критической литературе. По мере прочтения и анализа библиографический список уточняется, расширяется (или сужается). В период работы с первоисточниками и критической литературой совершается самая важная работа.
Расширение области осознанного за счет включения в него новых рефлексивных актов и актов решения, оценки развивает самосознание, содействует интеграции субъективного мира, упрочению онтологической уверенности.
В ходе аналитической работы, теоретического поиска научный руководитель рекомендует вести конспекты, где содержатся необходимые для исследования цитаты с личными комментариями к ним. Для повторного обращения к конспектируемому источнику рекомендуется оставлять о нем выходные данные.
Этап формулирования тезисов, раскрывающих проблему и ее возможные решения.
Формулирование тезисов предполагает повторное обращение к содержанию первоисточников, но на этом этапе не в полном объеме, а только к конспективно изложенному содержанию. Тезисы формулируются сообразно поставленной цели и задачам, т. е. раскрывают те аспекты, которые предусмотрены данным проектом. В тезисы могут быть включены цитаты, иллюстрирующие тезис или выступающие в качестве аргумента, апелляции к признанному авторитету в избранной области знания. Авторская позиция на этапе формулирования тезисов реализуется в избирательности содержания тезисов, в логике изложения, искусстве аргументации, аналитической и обобщающей деятельности мышления.
В тезисах должна быть отражена сама проблема, методология исследования, теории, концепции, содержащие в себе решения исследовательского вопроса. Тезисы - обоснование выводов.
Этап формулирования выводов как результатов теоретического поиска
Выводы формулируются как ответ на поставленный исследовательский вопрос, как результат достижения поставленной цели. Выводы - творческий авторский интеллектуальный продукт, который обладает не только субъективной ценностью, но может иметь резонанс у общественности. В формулировании выводов авторская позиция проявляется ярче, т. к. находит прямое выражение в результатах исследования.
Прослеживая каждый этап работы над проектом, становится очевидной еще одна очень значимая особенность – самоопределение, осознание исследователем себя как автора интеллектуального творчества. Интеллектуальное творчество – душевная работа по созиданию авторской оценки, отношения, интерпретации, решения, переживания.
Научное руководство в данном контексте – это приветствие познавательной инициативы, содействие интеллектуальному творчеству, его сопровождение и поддержка авторской позиции обучающегося.